Ч. 8 Исключение из правил

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2011/03/11/1818

В воспоминаниях, написанных много лет спустя, один из тогдашних сослуживцев Збышевского по «Аскольду» упомянул о том, что лейтенант с отвращением относился к ругательствам, которые по традиции «украшали» речь не только матросов, но и офицеров.

Во время одного из обедов он предложил «считать брань постыдным поступком для лица, её произносящего». Его поддержали, а чтобы был стимул, постановили: за каждое бранное слово виновник обязан заплатить штраф один рубль серебром, что было весьма ощутимо.

Через неделю кружка для штрафов оказалась доверху заполненной серебряными рублями. Все сдались, кроме Збышевского. Он даже в критических ситуациях сохранял хладнокровие и не обрушивался на подчинённых с бранью. А многие не стеснялись даже рукоприкладства.

В дальнем плавании, на судне, где большая скученность людей, где невозможно побыть одному, где все знают всё друг о друге, порой трудно сдержать раздражение и могут вспыхивать ссоры даже по пустякам.

Всегда безукоризненно одетый, одинаково вежливый со всеми и внимательный, Владислав Иеронимович своим примером побуждал и других офицеров вести себя также корректно.

Мне не удалось найти ни одного воспоминания, или официальной характеристики, в которых бы говорилось о недостатках моряка. Наверно, всё-таки он не был ангелом, но, видимо, недостатки меркли на фоне его достоинств.


Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/11/1826