Ч. 7 Живучие традиции

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2011/03/11/1816               

Любой моряк знает, что присутствие высокого начальства со свитой на судне сравнимо со стихийным бедствием.

Только расстались с вице-адмиралом и его сотрудниками, как на фрегате взвился флаг генерал-губернатора Восточной Сибири генерал-адъютанта графа Николая Муравьёва-Амурского, который прибыл со своим штабом.

В сопровождении парохода-фрегата «Америка», на котором находился его штаб, и трёх корветов Тихоокеанской эскадры  он направился в Эдо для подписания договора.

Когда Муравьёв-Амурский засобирался в родные края, произошло трагическое происшествие: разбойное нападение на группу русских моряков: мичман Мофет получил смертельное ранение, а сопровождавший его матрос Соколов убит на месте.

Третьему человеку из группы, буфетчику Королькову, раненому, удалось скрыться в какой-то лавке. Генерал-губернатор поручил разобраться с этим делом командиру отряда судов капитану 1 ранга А. Попову, и убыл на пароходе «Америка» в свои владения. Попов перепоручил всё Унковскому, и тоже отправился из Японии по своему плану.

Пришлось Унковскому доводить дело до конца. Он организовал достойные похороны погибших. Убийц не нашли. Японцы спросили: устроит ли русских, если отрубят голову дежурному полицейскому чиновнику, которому повезло дежурить в тот день? Унковский, понятное дело, отказался – на том и расстались.

В Японии не обошлось и без потерь иного рода. Увозили из неё не только тёплые воспоминания о дружбе народов и сувениры для родных и друзей. Было и ещё кое-что.

Японские прелестницы вывели из строя четверть экипажа, 112 человек, заразив их сифилисом. Жизнь иногда похожа на тельняшку: в ней то светлая, то тёмная полоса. Но, видимо, экипажу «Аскольда» доставались одни  лишь тёмные полосы.

На этом его служба на востоке закончилась. Унковский получил предписание следовать в Кронштадт. Дело было осенью, и командир фрегата, что было вполне разумно, не рискнул идти вокруг мыса Горн. Направились проторенным путём вокруг мыса Доброй Надежды.

К счастью, погода благоприятствовала обратному переходу.

Во время стоянки в Батавии (остров Ява) вспыхнула дизентерия. В Индийском океане нашли вечный покой ещё три человека. К дизентерии добавились простудные заболевания и ангина. Команду удалось подлечить только на мысе Доброй Надежды.

Осмотр фрегата  показал, что судно в любой момент может просто развалиться на части. Английские мастера только плечами пожимали, узнав, что русские собираются продолжить плавание на этой развалюхе. Тем не менее, 10 мая 1859 года благополучно добрались до Кронштадта.

Извечные проверенные российские «авось, небось, да как-нибудь» на этот раз не подвели.

Неприятную историю поспешили замять, щедро наградив экипаж, а фрегат без шума списали. «Краса и гордость» отправился на дрова.

Унковскому прямо на судно привезли контр-адмиральские погоны и флаг, но он поклялся, что больше никогда не выйдет в море. Збышевского наградили орденом Святого Станислава 2-й степени и годовым окладом жалования в четыреста рублей серебром.

Унковский лаконично отметил в его послужном списке: «…несмотря на то, что Збышевский ещё не выслужил положенное число лет в занимаемой должности, он заслуживает продвижения по службе».

Строители фрегата отделались легким испугом: слишком много высокопоставленных лиц было замешано в историю с вводом «Аскольда» в строй. За все расплатился жизнями и здоровьем экипаж судна.

Увы, в русской истории бывало и не раз, когда морякам приходилось проявлять беспримерный героизм, рисковать и отдавать свои жизни не во время боевых действий, а в повседневной обстановке из-за бесстыжих людей на берегу, кому понятия долга и чести были незнакомы.

Немало подобных примеров можно привести и сейчас. Некоторые традиции очень живучи.


Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/11/1819