Ч. 5 Вот так подписывают акты

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2011/03/11/1788               

Рапорт Унковского поверг флотское начальство в шоковое состояние.
Идти с новым докладом к царю – значит обеспечить головомойку не только министру. Своих постов лишились бы многие.

Поэтому в министерстве началась бурная деятельность. Из Англии срочно доставили новый коленчатый вал. Гребной винт, погнувшийся на испытаниях, заменили снятым с фрегата «Громобой».

Заменили ещё несколько узлов на машине, сняв их с судов, стоявших в Кронштадте. Унковского заверили, что все приведено в порядок, а начальство порекомендовало ему сосредоточить своё внимание на непосредственных обязанностях, подготовке личного состава, и вообще, не стараться быть святее папы римского.

Вскоре на фрегат прибыл великий князь Константин, брат Александра II, который тоже успел, со слов подчинённых, доложить царю, что фрегат готов к плаванию.

После его визита на судно комиссия кораблестроительного технического комитета дружно подписала акт приемки «Аскольда», и, причём без всяких замечаний.
Фрегату устроили торжественные проводы.

27 сентября 1857 года, попыхивая трубой, он отправился из Купеческой гавани по назначению.

Едва отошли от Кронштадта, как труба пыхтеть перестала – вышла из строя машина. До Киля шли под парусами. Там был первый ремонт. Потом ремонтам потеряли счет, останавливаясь в каждом крупном порту. При каждом крепком ветре офицерские каюты, жилую палубу, лазарет заливала вода, сочившаяся из многочисленных щелей.

А что только не ломалось на фрегате! На экваторе открылась такая течь, что помпы, которыми и раньше постоянно откачивали воду, уже не справлялись с прибывающим потоком. Фрегат мог затонуть.

Было уже не до учений и работ. Командир фрегата, несмотря на церковный праздник, отменил богослужение. «Нам, батюшка, не молиться надо, а фрегат спасать, а то и молиться будет некому», – отпарировал он попу, который, возмущённый, пришёл выяснять, в чём дело.

Орудия и все тяжести перетащили на нос, туда же перешла команда, люди повисли даже на бушприте (бушприт – дерево, выдающееся с носа судна. – Примеч. автора). Корма поднялась, и показалось место течи.

Унковский только зубами заскрипел, когда увидел дыры в гнилых досках. Помпы, откачивавшие воду из трюма, с таким же успехом могли перекачивать весь Атлантический океан.

Четырнадцать часов, стоя по пояс в воде на подвешенных крышках люков, плотники заделывали отверстия. К счастью, был штиль. Течь устранили настолько эффективно, что дошли до Мыса Доброй Надежды.

Там сделали ремонт в доке, а заодно частично очистили пространство между палубой трюма и обшивкой, забитое на заводе всяким мусором и дрянью – все это плескалось в воде, гнило и служило источником нестерпимого зловония, заполнявшего все жилые помещения фрегата. Окончательно удалось освободиться от этой зловонной грязи только в Нагасаки.

Первый же шторм в Индийском океане показал, что гнилым был не только корпус, но и мачты. Они сломались при первых же сильных порывах ветра. В одну из них свободно входил кулак, внутри она была совершенно трухлявая.

С трудом дошли до ближайшего тропического острова, чтобы взять деревья для рангоута. Благо, спрашивать разрешения было не у кого. На беду, подходящие деревья росли далеко от берега.

Пришлось прорубать просеку в лесу, кишевшем ядовитыми гадами и насекомыми. Люди и до этого болели от вечной сырости и  скверного воздуха, а здесь еще от укусов насекомых подцепили тропическую лихорадку.

Один матрос скончался от укуса змеи. Каждый день хоронили в море моряков, умерших от тропических болезней. В таком состоянии фрегат прибыл в Шанхай. Там к лихорадке добавилась дизентерия. Смертность началась ужасающая.
 Болезни не брали почему-то лишь Унковского и Збышевского.

Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/11/1816

Картина из интернета