Записки юной гардеробщицы

Татьяна Лаврова -Волгоград
          Наверное, нужно начать с объяснения: почему записки? Потому что я предполагаю здесь изложить свои мысли и взгляды по поводу увиденного и услышанного мною в период работы гардеробщицей в центральной районной библиотеке. Проработав 20 с лишним лет в сфере педагогики – в детском творческом клубе, и войдя в пенсионный возраст, я попала под сокращение.
          Конечно, пенсия мне была назначена такая, какую заслужила, тут уж с государством нашим не поспоришь. Но просидев дома 9 месяцев и потратив большую долю накопленного «непосильным» трудом, я поняла, что жить на честно заработанные деньги просто невозможно. Значит, надо идти работать. Так как мой многолетний педагогический опыт нигде не требовался, пришлось углубиться в сферу обслуживания.
          По знакомству попала в гардероб библиотеки. Замечательно! Работа не тяжёлая, не пыльная, рядом с домом. Работа с культурными людьми – сотрудниками библиотеки и с читателями, среди которых, просто не может быть плохих людей. Жаль, конечно, что зарплата крохотная и выходной всего один, но выбирать пенсионеру не приходится. Вот потому и записки гардеробщицы.
          Ну, и, конечно, я считаю себя юной гардеробщицей, потому что опыта у меня никакого в этом деле нет. Значит, решила я, буду внимательно относиться к своим обязанностям и честно трудиться, что, впрочем, я всегда и делала.
          Коллектив библиотеки оказался молодёжным. Шесть сотрудниц во главе с заведующей библиотекой имели за плечами от 30 до 45 лет жизни. Мне это очень понравилось, потому что всю свою сознательную жизнь я проработала с молодёжью. Да к тому же имею дочь, сына и внучку юного возраста, а потому неплохо ориентируюсь в привычках, взглядах на жизнь, вкусах и требованиях молодёжи.
Ну а читатели библиотеки оказались в основном людьми в возрасте. Конечно, молодёжь с головой ушла в дебри интернета, где читает, смотрит фильмы, общается. Ну, а в места общедоступного библиотечного общения ходят в основном пенсионеры. Как мне казалось до начала работы, культурные, вежливые, грамотные люди. Радует то, что бабушек и дедушек – поровну.
          Однако, различие между ними всё же большое.
Бабушки приходят в библиотеку не только за книжками, но и пообщаться. Именно пообщаться – потому как происходит всегда диалог между читательницей и библиотекарем, гардеробщицей и читательницей. Такое общение порадовало меня, потому что поговорить я люблю, ну а свободного времени у гардеробщицы хватает. Разговоры ведутся обо всём: погоде, детях, внуках, рукоделии, даче, бывшей работе, и, конечно, о ценах. Заходя в библиотеку, бабушки здороваются, снимают верхнюю одежду, прихорашиваются у большого зеркала, что висит в вестибюле, и отправляются к книгам. Для чтения выбирают любовные романы, которых не было в нашей юности, да и в зрелом возрасте.
          Иногда, правда, попадаются дамы, считающие ниже своего достоинства ответить на приветствие гардеробщицы, или сказать спасибо-пожалуйста за доброе обслуживание, но это бывает нечасто. Есть редкие экземпляры, пробегающие мимо гардероба, устремив глаза в потолок или отвернувшись в сторону от гардеробной. Это, по всей видимости, делается для того, чтобы гардеробщица не дай бог не заставила снять куртку или пальто. Ведь идти в мокрой от дождя или снега одежде к книжным полкам намного приятнее для таких людей. Ничего, что вокруг всё будет мокрое, или сами запарятся, но зато не надо тратить время на раздевание.
          Дедушки, заглядывающие на читательский огонёк, в основном не считают нужным здороваться, снимать куртки, закрывать входную дверь, даже если на улице лютый холод. По всей видимости, имеется в виду, что это не барское дело. Кому надо – тот пускай и закрывает! На объявления или просьбы они попросту не реагируют. Ну, вот такая глухо-немо-слепая категория, причём холодостойкая. Ни шутки, ни уговоры, ни просьбы практически не помогают. В ответ в лучшем случае удивлённый взгляд или равнодушие, в худшем – заявление: «А ты тут зачем»? По всей видимости, происходит ассоциация со швейцаром в гостиницах.
          Конечно, не все одинаковые, но, к сожалению, таких читателей «мужеского пола» большинство…
          Есть дедушки словоохотливые. Вот эти непременно поздороваются, снимут куртку, поговорят. Но в отличие от бабушек, дедушки обожают монологи! Воспоминания о себе, о своей работе, о своих делах и подвигах, о рыбалке, и, конечно беседы о политике – могут длиться бесконечно долго. Вешая пальто и куртки, я выслушиваю массу претензий к сильным мира сего, начиная от мастера ЖЭУ и заканчивая самим президентом. При этом я не могу даже слово вставить – тема будет развита и продолжена до бесконечности.
          Ближе к вечеру в библиотеку забегает молодёжь, вернувшаяся из школ, техникумов и институтов. Да, интернет имеется практически у каждого, но есть книги, которых там пока не найти. Новое поколение стремительно проносится мимо, скинув на ходу курточки, частенько забыв поздороваться и  поблагодарить за ответы на свои же вопросы. Их можно понять: торопятся жить! Тут уж не до культуры и вежливости.
           Вот так и проходит мой трудовой день. Иногда он сер и скучен, а иногда полон каких-то событий, радостных,  интересных встреч и добрых воспоминаний.

Февраль 2011года.