Улыбка осени

Владимир Калабухов
     Школьникам в эти осенние каникулы повезло – их родителям впервые, авансом был добавлен дополнительный праздничный день, который только предстоит отработать. Четыре дня не с такой уж плохой погодой – это и возможность прогуляться по ещё не заснеженному лесу, полюбоваться его красками, его ельниками, его обитателями, набраться сил и здоровья.

     Вот и нам с женой пятого ноября удалось побродить по Балашихинскому лесопарку. Стояла задача – срезать с нижних ветвей взрослых ёлок несколько хвойных лап для утепления примул, что по весне первыми украсят грядки ветеранской пасеки. Ближние ёлки уже выросли, и лапника с них не взять. Пришлось пойти к канаве, что тянется к речке Вздёрнишке от Красного озера, – там и ёлки моложе, и лапник с них теплее.

     Год был, конечно, аномальным. В начале лета не повезло с черникой. Редчайший случай, когда не такие уж сильные, но продолжительные январские морозы при малом снежном покрове погубили черничные почки почти по всей Мещёре. Следом – отличная весна, не предвещавшая бед. И вдруг – два с половиной месяца зноя без дождей, торфяные и лесные пожары… И только в конце лета лес ожил, заново проросли после обильных дождей травы, появились всякие грибы, в том числе любимые народом осенние опята. Кто что успел, тот то и заготовил – насушил и насолил столько грибов, сколько душе было угодно.

     Вернёмся в осенний лесопарк. Уже были и ночные морозы, и утренний иней, но была и ещё стоит пока тихая тёплая погода, иногда моросят не очень холодные дожди. Вот они-то и пробудили к жизни самые поздние пластинчатые грибы, которые некоторые незаслуженно называют поганками. В конце октября – начале ноября, если не мешают морозы и снежный покров, в лесу растёт ещё много мелких невзрачных грибочков, что в 1963 году мне показали павлинские бабули. Они несли полные вёдра «поганок», назвав их общим именем – солюшки. Уже потом, узнав и отведав не раз таких солюшек, я узнал их настоящие имена.

     Во-первых, слюнявый опёнок. С серой липкой – слюнявой шляпкой, серенькой тонкой ножкой, у комля коричневатой. С возрастом коричнеевеет и весь гриб, но такой уж лучше не брать. Ведь старые грибы, хоть и чистые (а в этот год все грибы чистые, так как в летнюю жару пропали насекомые) считаются вредной для здоровья пищей.

     Второй мелкий гриб – краснушка. Этот вид рядовки растёт с августа до зимы. В сосновом бору краснушки действительно имеют красновато-лиловатые шляпки, белые пластинки и ножки цвета шляпок. В ельнике цвет краснушек – от светло-серого до тёмно-коричневого. Растут большими семейками вокруг ёлок и сосен.

     Третий поздний гриб – гигрофора, она же лапша грибная или сластёшка. Как и краснушки, эти грибы, растущие в тёплых местах, имеют разный цвет в зависимости от хвойного дерева, в игольнике которого поселились. В сосняке они насквозь жёлтые, в ельнике – белые. Шляпка у еловых крохотная, серенькая, зато ножка – иногда длиной до 15 сантиметров. За это их и зовут грибной лапшой. Как-то на опушке молодых сосновых посадок за Дубровкой удалось набрать жёлтой лапши полную корзину, только замёрзли пальцы рук – грибы были уже обмороженные, с растрескавшимися вдоль и завившимися длинными ножками.

     Четвёртый и, скорее, последний гриб – зимний опёнок, что растёт на размокшей коре гибнущих или уже засохших клёнов. Он красновато-коричневый, без поясочка, с длинными, уходящими далеко под кору дерева ножками. Вкус замечательный, лучше всего после отвара эти опята пожарить.

     Зимние опята только начали расти. Зато первые три вида солюшек составили неплохой урожай – полведра. Перебирать их почти не надо – хвойные иголочки и соринки отмываются, а отвар этого ассорти кое-кому и для супа кажется вкусным. Но мы их добавляем с солянку из свежей или квашеной капусты – пожалуй, это наилучшее для солюшек применение.

     Приятного аппетита и вам!

     2010

     Возвращение к содержанию сборника "Грибной сезон. Рассказы": http://www.proza.ru/2014/01/08/2240.