Здравствуй, новая жизнь

Татьяна Баканова
В замечательной лирической комедии «Вишневый сад», которая была написана в 1903 году, незадолго до смерти А.П. Чехова, поставлен ряд актуальных вопросов, которые волновали все прогрессивные умы ХХ века. Комедия раскрывает перед нами три темы, и все очень важны и одинаково равны по своему значению.

Одна из этих тем – показ в образе Пети Трофимова и Ани Раневской России Будущего. Да! Именно этим людям принадлежит светлое будущее родины! Петя и Аня по образу своих мыслей, всем своим обликом чужды удачливому дельцу Лопахину, который «вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь», и бездельникам, которые владеют вишневым садом.
Петя Трофимов умный, гордый человек. Он честным трудом пробивает себе дорогу в жизнь. Несмотря на свою бедность и все лишения, которые достались на его долю, ни на то, что он «вечный студент» и его два раза выгоняли из университета, он не сдается, продолжает упорно работать. И для того, чтобы настало то прекрасное будущее, чтобы чувствовалось совершенство жизни, чтобы не было строгих, философствующих интеллигентов – бездельников и оборванных, забитых бедняков, которых не пускают дальше порога господского дома, - надо много и старательно трудиться, полностью отдаваться этому многообещающему труду и видеть в этом цель своей жизни.

«Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиком обращаются как с животным, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают плохо. Все серьезны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота… И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим. Укажите мне, где у нас ясли, о которых говорят так много и часто, где читальни? О них только в романах пишут, на деле же их нет совсем. Есть только грязь, пошлость, азиатчина…» 

В этих речах чувствуется критическое отношение Пети ко всем порокам существующего строя. У Пети есть одна цель – посвятить себя полностью народу. Он мечтает увидеть свою родину свободной и счастливой. Петя живет верой в будущее, верой в человеческую свободу.

Трофимов: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»

Лопахин: «Дойдешь?»

Трофимов: «Дойду».

Петя сильный и волевой человек, его ум признают даже самые серьезные и легкомысленные люди. Он чужд жизни семьи Раневских, но Аня – дочка Любови Андреевны очень привлекает его. Это нежное и обаятельное существо, и Пете кажется, что оно попало в эту семью из другого, чуждого всей этой жизни мира. Аня очень искренняя и честная девушка. В ней не чувствуется барского эгоизма и испорченности сытой, спокойной и глупой дворянской жизнью. И Петя Трофимов, конечно же, чувствует это. Он старается привить девушке правильные взгляды, поставить ее на верный путь. Он раскрывает перед ней всю ничтожность ее теперешнего существования. Аня говорит Пете о своей любви к вишневому саду, а Петя отвечает ей: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…» И вот постепенно пламенная любовь к вишневому саду у Ани исчезает, потому что внутри у нее все время звучат правильные, но страшные слова Пети.

Аня и Петя – это два человека, которые, уходя от дворянской жизни, показывают силу и настоящую красоту их характера. Аня ничуть не огорчена продажей своего имения, потому что здесь остается ее прошлое, а она мечтает начать в городе новую, интересную жизнь, приносящую пользу людям.

Аня говорит матери: «Начинается новая жизнь, мама! Ты, мама, вернешься скоро, скоро… Не правда ли? Я подготовлюсь, выдержу экзамен в гимназии и потом буду работать, тебе помогать. Мы, мама, будем вместе читать разные книги… Не правда ли? Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудный мир…»
Она радостно восклицает: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь! Здравствуй, новая жизнь!»
Несомненно, Аня и Петя передовые люди своего времени. Но в изображении их чувствуется дух противоречия. Петя все время критикует дворянство, а сам месяцами живет в семье Раневских. Трофимов смотрит на Лопахина как на хищника и в то же время говорит ему: «Как-никак, я все-таки тебя люблю. У тебя такие нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа!»

Видимо, этот дух противоречия в Трофимове объясняется тем, что сам Чехов не до конца понял революцию, ее истинный размах и сущность и пути к свободе.