Мы помним

Наталья Малафай
У каждого есть школьные воспоминания. Об Учителях, о тех, которые   с большой буквы или непохожих на многих.

В нашем специализированном, спортивном классе, помимо учительницы, была еще одна - Нина Ивановна. 

После уроков и  тренировок она с нами гуляла, делала уроки, читала  книги. Энергии у нее была масса. Наш класс стал испытательным  полигоном  для ее неуемной фантазии.

 На городских праздниках в доме культуры «Ровесник» мы стояли в проходах, одетые в одинаковые юбочки, брючки, блузочки, пилоточки. Срывающимися голосами кричали  заученные тексты.  «Нинушка» (так  мы ее прозвали), буквально дрессировала нас  громко рассказывать, ставя на репетициях в нескольких метрах от себя.

 На школьных праздниках, посвященных  армии, наш класс браво маршировал, распевая: «..С какого парень флота, с  какого парохода…» в настоящих бескозырках  и тельняшках (Где только она их брала? Наверно клич кидала по всему  Дальнему Востоку!).

 На фестивале народов  мира мы представляли Грузию. Под руководством настоящих грузин (опять же –  где нашла?) был выучен танец, испечено  грузинское блюдо, сшиты костюмы -   и это было фееричное шоу! Жаль, тогда не было камер и  фотоаппаратов.

Она учила  мальчишек вязать спицами, заставляла мыть полы до блеска, а потом ходить по нему в носках. Зимой, возле  школы, мы строили снежные крепости (это же сколько тогда было снега!) и убегали от нее по снежным  проходам. Мы жутко ненавидели ее и  пакостили. Однажды она полезла  в снежный лаз и застряла там. Мы шушукались и хихикали, страшно  довольные происходящим. Как-то,  в гневе, Нина Ивановна так мотнула  головой – с нее слетел парик. Школьный класс тогда просто наполнился  диким визгом  подлого восторга с нашей  стороны.

…..А она читала нам «Белого  пуделя».
В 4-5 классе «Нинушка» преподавала нам историю,  вкладывая в нее  всю душу. Но мы ничего не хотели понимать. Мы взрослели, влюблялись,  и уже  стыдились перед всей школой ходить строем и кричать речевки. Она приводила на классные часы своих бывших учеников: «Дети, это Витя Беда, он отслужил 3 года во флоте. Витя! Расскажи!»

 Через столько  лет я помню  Витю Беду! (впоследствии, вроде, спившегося) Это   невероятно…

А потом мы ушли с  этой школы. И  стали ходить в гости к Нине Ивановне. В той, другой школе, было ведь тоже много учителей. …А мы ходили к ней. Закончив школу,  приезжали на каникулы и шли к ней. Это было своеобразным ритуалом: «сегодня мы идем к Нине Ивановне». Она страшно радовалась нашему приходу, знала все подробности жизни каждого, поила нас чаем и …старела. Неуемная фантазия дала таки осложнение на голову и она умерла. Ее многие не понимали и забыли.

 Простите нас,  Нина Ивановна Ломакина…Мы Вас  помним…

Математику в пятом  классе у нас преподавал Василий  Иванович Попов. Это был крупный, седой ветеран войны. Он входил в класс шурша широкими штанами и  глядя на нас маленькими, всегда прищуренными глазами. Затем резко поворачивался  к доске и, диктуя, писал: «Классная rабота» (сильно картавил), ставил в конце точку, при этом повышая голос и ломая мел. Поворачивался и свирепо оглядывал класс. Мы переставали дышать. Мы были тупыми, а особо тупым доставалось по полной.   Он кричал "тупой" девчонке: «Бrысь под батаrею! Стели куфайку и лежи там!» Другой "тупой" он предлагал: «Rазувайся! Быстrо! Не умеешь считать на rуках – считай на ногах!» Мальчишек он бил по головам ручкой, сделанной в виде палицы. Одному "тупому" (сейчас успешный бизнесмен в Москве),  запихивал  в рот листок, вырванный из его же тетради: «Жrи скотина!»  Математику мы не знали и платили ему по полной. Подкладывали на стул гвозди и, замерев, ждали вопля. Мазали мелом спинку стула, прятали его палицу, где только могли.  Скидки на  его возраст и фронтовые заслуги, в силу своего возраста, мы не делали. Не умели.

Спустя годы, собираясь вместе, мы просто помирали со смеху, вспоминая  "куфайки", палицы, "батаrеи".

Василий Иванович, мы Вас помним….. через десятилетия….

P.S. А недавно, роясь в старых документах, я нашла открытку,  написанную Ниной Ивановной: «Милая Наташенька! Поздравляю с окончанием школьной учебы, с праздником Последнего звонка! Желаю…»     Н.Ив.Ломакина,  31 мая 1985 г.

Я храню  открытку как талисман, как  память об Учителе. И время над этой памятью не властно.

27 место на именном  конкурсе Николая Иваненко
http://www.proza.ru/2012/01/22/1393
20 место на Лауреат - Конкурс 23 
http://www.proza.ru/2014/05/27/754