Дорога к храму

Ирина Глазырина
   Когда-то давно рассказали мне притчу. Шел человек и увидел, как три мастера что-то строят. Подошел он к первому, спросил, что тот делает? Строитель отмахнулся: «Камни кладу!». Второй на этот же вопрос ответил чуть иначе: «Стену строю!». А третий, светло улыбнувшись, сказал: «Храм возвожу!».
  Квартиру, где я недавно побывала в гостях, с полным правом можно назвать храмом, храмом искусства. Живет и творит в ней заслуженный художник Российской Федерации Владимир Николаевич Медведев. Здесь собрано огромное количество замечательных картин мастера.

   Владимир Николаевич принимал участие в воссоздании национальной русской святыни - Храма Христа Спасителя. Являясь руководителем объединения «Агат», группы художников из двадцати человек, он вместе с ними занимался орнаментальной росписью арок центральной части и сводов коридоров южной части здания.

   Его дорога к храму началась в далеком Казахстане. Вот как рассказывает об этом сам Владимир Николаевич:

   - Родился я в широких казахских степях. С детства восхищался природой родного края. Вот как я писал о Родине в своих воспоминаниях: «Вы видели когда-нибудь звезды? Приезжайте к нам. Каждая звезда здесь струит свой свет, поет, мерцает, каждая рассказывает о вселенском разуме. Ты, стоящий на земле, смотришь вверх и понимаешь, что эта их песня поется и для тебя!».

  Деды и прадеды Медведева  резали иконостасы в дереве, работали с позолотой. Мать его мастерски вышивала, отец прилично рисовал. Сам Владимир Николаевич склонен думать, что творческое восприятие мира дано ему на генетическом уровне.

   За художественным образованием он  приехал в Москву. И на первом же экзамене получил «двойку». Казалось бы, карьера художника не задалась. Но педагог, принимавший экзамен, обратил внимание на одаренного юношу, рисующего так, как видит, и абсолютно не знающего правил построения рисунка. Короткого объяснения преподавателя хватило для того, чтобы Медведев тут же переделал свою работу на твердую «четверку». А поступил он в другое московское учебное заведение - училище стенописи, альфрейной и плафонной живописи, созданное в 1945 году по приказу И.В.Сталина. Оно готовило кадры для сохранения и реставрации наших исторических ценностей. Медведев поступил в него в 1947 году.

   Важным моментом в своей учебе Медведев считает то, что, кроме теории, в училище была сильная практическая подготовка. Не случайно именно здесь проходили практику студенты институтов имени В.И. Сурикова и Московского архитектурного.

   Потом были годы долгой и плодотворной работы на выбранном поприще. Художник Медведев никогда не изменял своим принципам, писал картины, восстанавливал живопись русских церквей. Его работы выставлялись на многих выставках. Свое семидесятилетие Владимир Николаевич встретил на лесах Храма Христа Спасителя.

   Торжественная закладка воссоздаваемого храма состоялась на праздник Рождества Христова 7 января 1995 года. Строительные работы были закончены за четыре года, на внутреннее оформление отводились считанные месяцы. Только орнаментальная и сюжетная живопись заняла 22 тысячи квадратных метров внутренней поверхности храма. Эта работа была выполнена за восемь месяцев, в то время, как на аналогичный труд в прошлом веке уходили годы.

   - Конкурс на право воссоздания орнаментальной живописи храма был честен, как никакой другой, - рассказывает Владимир Николаевич. – Группа художников, которой я руководил, участвовала в нем под кодом «Агат», то есть, фамилии мастеров не назывались. Нужно было на железобетонной плите размером метр на метр и весом более ста килограммов изобразить свое видение будущей орнаментальной композиции. Лишь после того, как наша работа вошла в число победивших, мне предложили озвучить фамилии тех, кто над ней работал. Знаете, мне кажется, что именно там, на лесах Храма Христа Спасителя, мы и получили самое настоящее образование.

   Имя Владимира Николаевича Медведева золотом написано на стене храма в числе тех мастеров, кто принимал участие в его восстановлении.

   А в подмосковном Климовске на Привокзальной площади много лет стоит творение рук художника, памятник Неизвестному солдату. Как говорит Владимир Николаевич, реального человека, как прототипа, не было, при работе над памятником он видел обобщенный образ солдата Великой Отечественной войны. Солдата, отдавшего свою жизнь за свободу Родины.

   В планах художника много интересных задумок. Он по-прежнему пишет картины, а по ночам - стихи, которые, по его словам, приходят к нему во сне. То и другое вместе  - живой, таинственный, но очень  понятный и близкий мир для ценителей прекрасного.