Быть, или не быть, или, пропЕвая глобус вместе с Г

Наталья Ахмедова-Вапаева
Я человека ищу, всю жизнь ищу — человека в другом человеке, в себе, в человечестве, вообще человека.
-А тебе, Витя, не хотелось бы начать все с начала? – негромко вдруг спросила Лена. Служкин помолчал.- Этот вопрос нельзя задавать, – сказал он. – И думать об этом тоже нельзя. Желать начать все с начала – это желать исчезновения нашим детям.

- Ну… не детям… хотя бы ошибки исправить…

- Мы никогда не ошибаемся, если рассчитываем на человеческое свинство, – сказал Служкин. – Ошибаемся, лишь,  когда рассчитываем на порядочность. Что значит “исправить свои ошибки”? Изжить в себе веру в людей?.. Самые большие наши ошибки – это самые большие наши победы.

Очень точно эта книга попала в серию "Прочесть обязательно" - это про нас, про нашу реальную жизнь обыкновенных невыдуманных людей и написано с хорошим юмором, со смыслом. <cut text="Читать далее...">Любой из нас может запутаться в жизни,  и когда читаешь про отношения Географа с женой или его диалоги с Угрозой Борисовной невольно примеряешь ситуацию к себе: а как бы я себя повела и что бы сказала. А юмор в книге - отдельная тема, это вам не аншлаг и не русские бабки, это действительно смешно, а не стыдно. Чего стоят только поговорки типа:"Язык Златоуста, да мыслей негусто..." или "О нем поминки, а он с четвертинкой" или "Говорит что астроном, а бежит лишь в гастроном", а диалоги Учителя с учениками или воспоминания Географа о своем детстве - юмор пронизывает всю книгу, читается легко и интересно...
Служкин... умный интеллигентный пьяница - учитель.  Если бы книга была бы написана в 19 веке, ему бы много могли дать определений: маленький человек, лишний человек. И все были бы правы. Просто человек, ищущий любви.
О  таком учителе, наверное, мечтает каждый школьник,  и каждый родитель с содроганием думает, что не дай Бог у его ребенка будет такой учитель...

Очень смешная, бесконечно печальная  и не простая книга.  Прочитав главу о знакомстве учителя с учениками, думаю, каждому захочется узнать, как дальше развивались события. Я сама, будучи преподавателем, узнавала своих учеников. В контексте с сериалом "Школа" книга особенно актуальна. Читайте, но предупреждаю, по прочтении книги вас посетит ощущение жалости, что книга закончилась. Заканчивается хорошо, но…………. может быть это "Открытый финал"?

384 страницы  романа Алексея Иванова  «Геграф глобус пропил» против 53-х, по которой сам же автор  инсценировки , Режиссер- Борис Ильич Цейтлин – известный российский театральный режиссёр, Заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат Государственной премии РФ им. Станиславского, трижды  обладатель национальной театральной премии "Золотая маска" ставит сегодня  в Красноярском Тюзе спектакль.  Можно –ли понять всю полноту содержания романа? А это и есть мастерство, в первую очередь не самой инсценировки, а РЕЖИССУРЫ, актёрской игры,  способной передать много из  того, что пролегает, проползает, бредёт……..  между строчками на этих 53-х страницах.
 
У меня шёл индивидуальный  урок по сценической  речи  со студенткой 4-го курса Алиёй Искаковой, когда на мобильный телефон поступил звонок от директора  колледжа Елены Анатольевны Пинчук: «Наталья Викторовна, здравствуйте. Тут такое дело, на мой взгляд,  очень важное и ответственное. Мне позвонили из министерства  культуры и попросили выделить  группу студентов для участия в постановке спектакля  в ТЮЗе, Вы бы согласились со своими ребятами принять участие?»
Пока была трёхсекундная пауза , я успела подумать о самом главном, понимая, как театральный работник (ранее), что такое  участие в спектакле на репетиционном этапе.
 
-Это здорово, безусловно, и очень почётно, но, как быть с посещением уроков и всего остального? На мастерстве актёра у меня 3-й и 4-й курс, а у нас гос. Экзамены в этом году. С преподавателями могут быть проблемы. – с  грустью ответила я.

- Никаких проблем не будет. Предоставьте мне точный список студентов,  и я издам по колледжу приказ об освобождении.

Посмотрев на Алию, которая ещё ничего не знала и не понимала, что ей предстоит стать старостой группы актёров-студентов, плакать из-за неявки на репетиции, забывание сменной обуви, постоянного гундения по поводу: «Я пить хочууууууууууу, я есть хочууууууууууууууууууу, а нам денег заплатят, А??????????????????? А мне это надо?????????»  с изменением состава студентов, участия не в одной сцене, а в четырёх, не бессловесными статистами, а  говоря реплики и вокализируя, наряду с известными песнями  о Родине про то, что учитель Служкин «вонючий козёл»….. улыбнулась,  и  поведала  о таком неожиданном предложении.  Алия восприняла его с  восторгом и  в планы, наравне с другими занятиями,  добавились репетиции в театре.  В первый день студентов было почти 20, при необходимости в 12 человек. Я понимала, что  отсев будет неизбежно и не только по причине отсутствия типажа и каких то особенных артистических способностей, а именно из-за проблем в колледже и  невыдерживания  ребятами физических нагрузок (хотя, более 6 часов репетиция не может продолжаться по законам театра).  Так и случилось…… , состав поменялся,  и через неделю героев осталось только 10. Всё бы ничего, если бы ещё не проблемы с преподавателями.  Мой педагогический опыт огромен, я всю свою жизнь тружусь  на этом поприще, а вот преподавательский совсем невелик  и мне коллег никак не понять.  Я отказываюсь их понимать и всё, отказываюсь…………имею право на это.  В Красноярск приезжает именитый режиссёр, человек  у которого любой преподаватель был бы счастлив поучиться и получить мастер-класс, а для студентов такая уникальная возможность не просто поучиться, а принять непосредственное участие в спектакле наравне с заслуженными артистами России. Да ещё в каком спектакле? По роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил», который сейчас находится в эпицентре обсуждения не только в Красноярске, а  в России в целом. Одним словом,  исторически продиктованный момент, каких в жизни больше может и не быть.
- Вот пусть они сначала колледж закончат, гос. Экзамены сдадут, а потом играют хоть у кого и хоть где….
Как  банально, предсказуемо и печально. Меня не слышат, не хотят услышат, это понятно. Каждый преподаватель одеяло тянет на себя,  и ему нет никакого дела  до тех, кого судьба вверила в их руки. Да, гос. Экзамены, да, должны их сдать,  и получить диплом, но ведь до госов ещё три месяца, а до премьеры одна неделя. Неужели так трудно понять ребят, которые,  несмотря на дикую усталость и  «адовые репетиции», как отозвался о них Цейтлин, объяснив всем и вся, что во всех театрах они так и называются за неделю до выпуска, всем сердцем жаждут  сыграть в нём.
Каждая репетиция – это очередной шедевр режиссуры, это непредсказуемость, к  которой уже после третьего часа, начинают привыкать ребята и реагировать на всё адекватно. Скорость  у Цейтлина  невероятная, а работоспособность какая!!!!!!!!!!! Человеку 66 лет, а он выскакивает на сцену  раз за разом, чтобы показать лично ту, или иную сцену и, возвращаясь на место режиссёра твердит: «Куда спрятали творческое воображение, КУДАааааааааааааааааааа? Доставайте немедленно, фантазируйте, иначе…….»
Как сложатся их судьбы? Куда они пойдут учиться дальше? А если именно этот эпизод в жизни станет для некоторых из них ключевым.  Где наша человечность?  Я не могу смотреть, как ребята изорваны, мечутся от театра к колледжу и обратно в страхе, что  их не аттестуют, несмотря на приказы. 
- А меня не волнуют никакие приказы, на моих уроках обязан быть и всё……….иначе………..
Объяснять никому ничего не надо, это «иначе» уже другое «иначе» и  известно каждому студенту.
-Наталья Викторовна, Вы совершенно не знаете, что такое гос. экзамены, в Вашей жизни это будет впервые,  и вы не отдаёте себе отчёт в происходящем. Они же просто завалят госы и всё.
- Почему же обязательно завалят??????????? Да, госы в моей жизни, как у преподавателя впервые, а как у педагога – я со счёта сбилась, сколько их было у меня.  Мне, привыкшей всегда трудиться на износ  и на результат совершенно не понятно, как может две недели репетиций, а, точнее одна полноценная неделя, которая пошла именно сегодня, повлиять на гос. Экзамены.  Студент, на которого возлагают надежды, что он всё успеет и будет отвечать впоследствии по полной программе за пропущенное, отнесётся более серьёзно,  чем тот, порой, который  не освобождён от занятий, а не ходит на них по причине собственной безалаберности.  Так и  проявите себя здесь, преподаватели, не вытягивайте их до  плешивой тройки, а  выпускайте со справкой и пусть думает в дальнейшем, что для него было важным. Я обеими руками за то, что в первую очередь они студенты колледжа и ОБЯЗАНЫ учиться. Но, все ведь тянут этих нерадивых,  судачат, жалуются, а двойки не ставят. Так возьмите и поставьте, не аттестуйте.  Ни один студент не будет в обиде на преподавателя, если поделом заработает неуд.  Другое дело, когда с преподавателя спрашивают: «А где Вы были, коллега, почему не требовали, а может быть Вашу работу необходимо систематизировать?». Неуды наших студентов – это наши неуды.  Мне говорят, что это утопия, надеяться на ответственность, ВЕРИТЬ в ребят. Пусть так, а я буду им верить и,  смотря в глаза говорить: «А я считала тебя взрослым, вероятно ошиблась». Педагогика, психология….вот какой экзамен должен сдать каждый учитель, уже  работая и не один год, а не санитарный минимум по поводу разведения хлорки правильным методом. ….Время поменялось и то, что написал в своём романе Иванов, а ребята будут доносить со сцены, чистейшая  правда. Кого из своих педагогов назовут они Угрозой? Кто вскружит голову  юной Марии?............. Цейтлин поставит спектакль, ребята сыграют в нём, «пропьёт географ  глобус»,  госы сдадут, всё идёт и будет идти своим чередом, так зачем же  будоражить всех и вся??? Мы проходим школу жизни ежеминутно на всём её этапе и шанс, который даётся нам, порой, всего-то раз в жизни, лучше не упускать. Живите, ребята здесь и сейчас, будьте честны по отношению к самим себе. Если уж решили, что вы этого всем сердцем хотите, верите, что  это для вас, так идите. Я вас пойму и уроки, что пропустите,  отдам позже, а может быть это для вас будет тем уроком, который необходим сегодня.

"Плохие  книги  пишутся для  всех,  хорошие --  для  немногих. Хороша - ли книга Алексея Иванова «Географ глобус пропил»?
Судить каждому из Вас.

К песенному портрету достаточно добавить всего несколько предугадываемых штрихов: неустанную борьбу с подопечными школьниками-бузотерами; кружок приятелей-знакомых-любовниц, прокладывающих свои тропинки к счастью; маленькую дочку; и, наконец, друга детства по фамилии Будкин, с которым все напополам: и воспоминания, и водка.

В св. Писании есть стих, говорящий нам о том, что осквернение человека, возможно, только таким образом, когда из него скверна выходит, причём выходит она, преднамеренно и от сердца, зная и понимая, что говоря это, ты наносишь вред только себе. Тот же, кто слышит, не может быть осквернён этим. А, как быть с театром? Ведь артисту, порой приходится говорить совершенно разного рода не только слова, но и целые реплики, окрашенные не наилучшим образом. Может быть, здесь можно ответить так: "Кесарю - кесарево, Богу - божье". Коль артист трудится в театре и руководитель, а, точнее режиссёр считает возможным, чтобы со сцены без купюр произносился авторский текст, артист обязан его говорить, в противном случае, нужно просто уволиться и найти себе другую работу. А как быть с призванием? С любимым делом, радостью ежедневного выхода к зрителю??????????? Уйти из-за двух, трёх реплик, которые с точностью указывают нам на имеющее место быть бытие, на то, что каждый из нас слышит и видит вокруг постоянно. Да, это ужасно, мерзко и противно, но, это же есть. Роман, который написал Иванов, правдив, всё, что написано, происходило на самом деле и, читая его, узнаёшь всё и всех, несмотря на то, что ты живёшь в Пензе, а я - в Сибири. А, как же этика, спросите Вы? Как можно допустить, чтобы со сцены театра неслась такая брань, выражения, от которых просто уши сворачиваются в трубочку. А может быть, услышав всё это именно со сцены в театре, мы задумаемся над своим бытием в большей степени, нежели слыша такое же дома, на улице или в других местах?

Коллег по колледжу  очень волновали слухи о том, что в спектакле используется ненормативная лексика.
-Как же так, Наталья Викторовна, Вы, педагог по культуре речи и вдруг такое?????????????
Меня напрягло это известие. В первый же день встречи в театре с бывшими коллегами, свет был пролит, я быстро успокоилась, прочитав сценарий. Вот уже вернее не скажешь: «Слышишь звон, а не знаешь, где он».
А он в романе, книге, которую рекомендуют прочесть всем.  Я прочла, не прочесть было нельзя, как  можно рассуждать о том, чего не знаешь.  А потом, несколько часов посвятила чтению рецензий на неё и статей всех мыслимых и немыслимых калибров.  Решила выложить эти мысли, в небольшой своей редакции.  Думаю, что прочитав их, у Вас уж точно не останется вопроса по поводу прочтения романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил»
Продолжение