Две беды у пишущего человека: избыток и недостаток слов. Напишешь коротко и сухо, скажут: "тема сисег нираскрыта", станешь рассусоливать - припечатают: "ниасилил многабукаф".
Только не подумайте, ради бога, что замахнулась на художественную ценность (свят-свят-свят). Читабельность к ней имеет такое же отношение, как фантик к конфетке. А с другой стороны, если у вас на фантике написано "Мишка на севере", а внутри - раковая шейка, может выйти конфуз.
Читабельность (она же читаемость, она же удобочитаемость) делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя читабельность отражает легкость восприятия текста в зависимости от его формальных характеристик - количества существительных и глаголов, длины предложений и т.д. Внутренняя читабельность (иногда её ещё называют читательской заинтересованностью) определяет зависимость восприятия текста от его содержательных характеристик.
ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ
Граждане авторы! Нарезайте ломтями поток своей мысли: читатель в паутине не кликает по пустякам.
1. ЗАГОЛОВОК. На то, чтобы прервать "мысленный серфинг" сетевого читателя, у вас всего три секунды. Так что лучше обойтись без банальностей типа «хотели как лучше, получилось как всегда» или куртуазного маньеризма, никак не связанного с основным текстом. Заголовок должен быть мощным по воздействию и ясным по смыслу. Конкретным ровно настолько, чтобы привлечь внимание, и в то же время туманно-интригующим. Дальнейший текст призван эту интригу раскрыть и оправдать ожидания читателя. Примеры того, как не надо писать заголовки: http://proza.ru/2010/03/01/74
2. ЛИД - квинтэссенция основной идеи, мост между заголовком и основным текстом. Призван «разжечь аппетит» читателя, поэтому содержит ответ хотя бы на один из шести основных вопросов «кто?», «что?», «где?», «когда?», «почему?» и «как?». В нём не место:
----неопределенным местоимениям ("кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет"),
----отрицаниям ("не подтверждено и не опровергнуто нежелание жен не прощать неверных мужей"),
----наукообразностям ("разлив углеводородов привёл к мутагенезу ихтиофауны").
Примеры того, как не надо писать лиды: http://proza.ru/2010/03/04/151
3. ПЕРВАЯ ФРАЗА. Начините коротко и необычно. Дайте яркую деталь, сообщите специфические подробности и лишь потом переходите к сути. Необычное нарушает монотонность и притягивает внимание.
4. ВЫДЕЛЕННЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА - якоря для внимания читателя. Они помогают быстро составить представление о содержании, не вдаваясь в подробности. Спросите себя, понятно ли, о чем идет речь в тексте, если смотреть только на выделенные и ближайшие к ним слова? Но не злоупотребляйте: избыток выделений выглядит навязчиво. Никаких ОН и ОНА капслоком по всему тексту. А уж предложение целиком из заглавных букв производит впечатление «орущего автора». Донесение мысли на повышенных тонах – моветон.
5. АБЗАЦЫ. Не оставляйте текст сплошным месивом, лепите из него небольшие порционные куличики. Редакторы предпочитают куличики в 50—70 слов. Но помните о ритме: текст лучше воспринимается, если чередовать длинное с коротким. Тогда читатель не потеряет основную мысль, которая в абзаце должна быть одна.
6. СПИСКИ зрительно выделяют перечисления в простые для восприятия пункты. Лучше чтобы их было не более семи - именно столько элементов человек может одновременно удерживать в памяти.
7. ПОДЗАГОЛОВКИ разбивают текст на смысловые блоки, помогают остановить внимание при "серфинге" и быстро понять, о чем речь. Есть несколько способов организации единой системы подзаголовков:
----временная последовательность разворачивания основных событий (например: "время памперсов" -> алгоритм действия Героя и/или Читателя "время стрингов" -> "время рейтузов" -> "время памперсов" - статья "до и после любви");
----перечень составных частей, стадий или назначений предмета описания (например: "для глаз" -> "для ушей" -> "для ума" -> "для нервов" - статья-рецензия на компьютерную игру-симулятор);
----алгоритм действий Героя и/или Читателя (например: "не верь" -> "не бойся" -> "не проси" - статья "закон есть закон").
ЧИТАБЕЛЬНОСТЬ
Товарищи писатели! Во избежание "выноса читательского мозга", не углубляйтесь в непролазные сложносочиненные дебри из бессвязных обрывков мыслей!
1. ЕСТЕСТВЕННОСТЬ - пишите, как говорите, но без обычных разговорных "ахов", "охов" и вступлений типа "ну, ты понимаешь..." Событие и его описание должны соответствовать друг другу: не стОит деревенским говорком описывать показ мод (если только это не речевая маска персонажа).
2. ПРОСТОТА. Используйте простые аналогии для объяснения сложных явлений, а также точные существительные и глаголы для описаний объектов и действий, и вам не придётся загромождать текст причастиями как в пародии В. Ардова:
----"лица, ходящие по траве, вырастающей за определяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями,
----а также толкающиеся, приставающиеся к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями,
----подставляющими ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей,
----ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися."
3. ДОСТОВЕРНОСТЬ тексту придают точные детали: спущенная шина, перегоревшая лампочка, разорванное кружево... Накапливайте кусочки впечатлений, помня, что готовый текст - это коллаж из мастерски изложенных и умело скомпонованных фрагментов. Но избегайте излишних подробностей. Сначала решите, что и в каком порядке рассказать, и затем сгруппируйте родственные детали так, чтобы подать их в одной связке. Главный недостаток многих текстов - разбросанность близких по смыслу фрагментов. Кроме того, в публицистическом и документальном тексте ваша позиция должна быть подтверждена конкретными фактами и документами, а не мифическими "исследованиями британских учёных".
4. КИНЕМАТОГРАФИЧНОСТЬ. Делая читателя очевидцем, вы усиливаете эмоциональность восприятия текста. «Сначала покажи, потом - рассказывай». В этом помогают личные местоимения. Они делают текст более доверительным, вызывают чувство сопричастности, помогают читателю выйти из состояния анонимности и стать "Я". «Показ» создает эффект присутствия, позволяет видеть события глазами их участника, чувствовать вкус и запах жизни: "выбитые стекла, разбитая мебель, изувеченное пианино, разбросанные и разорванные детские вещи, во дворе – куча сожженных детских книг и журналов... еще совсем недавно здесь был приют".
5. РИТМ текста определяется длиной предложений. Короткие предложения (8-10 слов) обеспечивают изящество и скорость изложения истории. «Не более одной идеи и не более одного образа в одном предложении» — по Бабелю. Однако парад предложений примерно одинаковой длины создает впечатление однообразия и скуки. Наиболее удачный ритм: длинное, короткое, очень короткое, немного длиннее... Кроме, того, динамика текста тем выше, чем больше в нём глаголов. Глаголы добавляют жизни, волнения, движения, повышают "градус" текста.
6. ДРАМАТИЗМ. Внимание привлекает противопоставление стремлений, желаний — так же, как цветовой контраст в визуальном образе. Драматизм событию придают конфликт -> напряженное ожидание -> развязка. Анекдот в тему: в американском колледже объявили конкурс на самый короткий рассказ, в котором обязательно должны быть упомянуты королева, Бог, секс, интригующая тайна. Первую премию получил студент, написавший: ""О Боже! - воскликнула королева, - я, кажется, беременна и неизвестно от кого!"