Сцена 1 из пьесы Корень жизни

Александр Плэчинтэ
Пьеса была написана мною на румынском языке и размещена в книге "Корень жизни" 2011 г. Перевод был сделан автором. Редактирование текста Анны Дудки.

Виорика и Ион, родители Михэица, готовят багаж, чтобы уехать за границу. Михэицэ взволнован. Стараясь спрятать от родителей свои эмоции, он листает журнал.

ИОН: (Ион находится в комнате. Появляется Виорика.) Виорика, видишь, сколько набралось вещей (показывает в сторону одежды, обуви, разных коробок)?
ВИОРИКА: Вижу, Ион, как их не видеть? (Смотрит на вещи...) Хочу сказать, что их немало...
ИОН: Знаю, что немало. Хотим мы того, или нет, но всё это нужно взять с собой. Упакуй их, пожалуйста, так, чтобы все уместилось в сумки. И проверь еще раз их по списку (протягивает список). Если, не дай Бог, что-то забудем, потом спохватимся, да поздно будет.
ВИОРИКА: (Разговаривая с Ионом, Виорика берет одну сумку и медленно, не спеша пакует вещи.) Ион, запомни, если даже случайно что-то забудем, это не значит, что на небе солнце остановится, а мы потеряем и дорогу, и тропинку. Ведь не в лесу будем жить. Думаю, что в той Корее, пусть им сопутствует удача, тоже есть люди. А раз есть люди, мой милый муж, то есть там и магазины, а в магазинах, как и у нас, есть все, что душе хочется.
ИОН: (Встает и начинает шагать по комнате туда-сюда.) А ты, милая моя женушка, не забывай, что в их магазинах, как и в наших, вещи за деньги продаются. И ты прекрасно знаешь, что «наши финансы поют романсы».
ВИОРИКА: А ты знаешь, мой милый, мне понравилась фраза «наши финансы поют романсы». Будто это отрывок из стихотворения. Надеюсь, Ион, мы эту фразу скоро забудем. Забудем, Ион, или не забудем?
ИОН: Думаю, милая, поэтому мы и уезжаем так далеко, как говорила моя бабушка, Царство ей небесное, туда, где заканчивается земля и начинается вода.
ВИОРИКА: А у моей бабушки, земля ей пухом, было другое выражение: «туда, куда глухой нес колесо, а немой кобылу».  Ты знаешь, Ион, когда я слышу такие выражения, другими глазами смотрю на наши поступки, сердце сжимается и всякие мысли лезут в голову. Правильно ли мы делаем, что бросаем дом, ребенка и родителей на годы и едем неизвестно куда на заработки? Ответь, Ион, правильно или неправильно?
ИОН: Виорика, зачем ты об этом спрашиваешь сейчас, когда билеты уже куплены, все оформлено и вещи почти упакованы? Ну и какого ответа ты от меня ждёшь?
ВИОРИКА: Скажи хоть что-нибудь, Ион, только не молчи.
ИОН: Если, Виорика, тебя устраивает любой ответ, то скажу, что правильно. Спросила бы несколько месяцев назад, может, ответ был бы другой, но тогда ты не спрашивала, а сейчас... сейчас ответ такой, какой слышишь.
ВИОРИКА: Понимаю, Ион, что и тебе нелегко. Мне жаль, что в эти трудные для нас минуты я не могу быть спокойной и уравновешенной. Пожалуйста, не обижайся! Я женщина. А мы, женщины, более эмоциональны, чем мужчины. Стараюсь быть сильной. Но все вокруг будто о чем-то спрашивает и напоминает. Когда, Ион, смотрю на эти большие, тяжелые и пухлые сумки, сердце от боли на куски разрывается. Когда-то мы их покупали, чтобы с ними ездить на отдых... Но получается, что с ними мы едем на работу. И не на самую легкую. 
ИОН: (Перекрестился.) Да простит Бог мою глупость. Ты не смотри на эти проклятые сумки. Ты гляди на будущее...
ВИОРИКА: Какое будущее, Ион? Чье будущее? Была бы хоть другая страна, Америка, Канада, Германия, например, или Греция, Италия, Испания. Другой был бы разговор. Ведь столько наших соотечественников уехало туда. И, слава Богу, живут. И неплохо живут. А в Корее? Ты понимаешь, о чём говоришь? Ты случайно не хочешь, чтобы мы навсегда остались в той Корее?! Упаси Бог! Все что угодно, только не это...
ИОН: Виорика, милая, говорю не все, что хочу, а правду, а правда только одна. Не нужны мы никому и нигде, начиная от Америки и заканчивая Кореей. Нужны мы лишь своим родителям и детям, здесь, дома, на нашей земле, где мы родились. Родителям мы нужны независимо от того, сколько денег у нас в кармане... A про нашего Михэицэ что сказать? Он не маленький, но еще ребенок. А дети, как ты знаешь, растут и меняются.
ВИОРИКА: Если, Ион, мы не нужны никому и нигде, почему мы вопреки зову наших душ едем работать в их страны? Почему не сидим спокойно у себя в доме? Почему, черт возьми, мы хотим сесть лишним грузом на их шею?
ИОН: Мы там нужны, Виорика! Но только как дешевая рабочая сила. Ведь нам, иностранцам, за ту же работу будут платить меньше, чем своим. Но ты, милая, запомни, там меня, кроме денег, интересует еще кое-то...
ВИОРИКА: (С удивлением.) Хорошенькое дело! Видите ли, им дешевая рабочая сила нужна... Да сопутствует им удача, Ион! Маленькие ростом, с узкими глазками, но смотри, какие расчётливые. Но, с другой стороны, они молодцы! Какой разговор? Они умнее нас... Хоть наши и ростом выше, и глаза у них больше, и круглее, и красивее... но толку от этого?
ИОН: Всем известно, что умные живут лучше. Как же иначе? Но хочу сказать, что и их, и нас такими Бог создал.
ВИОРИКА: А какими, Ион, нас Бог создал? Мы глупее?
ИОН: Я не сказал, что мы глупее других. Скорее всего, мы прокляты и потому стали неудачниками.
ВИОРИКА: Боже упаси, Ион. Кто мог нас проклясть?
ИОН: Трудно ответить на этот вопрос. Говорят, проклятие передается до девятого поколения...
ВИОРИКА: А мы, Ион, интересно, каким по счету поколением считаемся?
ИОН: Трудно сказать, Виорика. Может, пятым, может, вторым... или даже девятым.
ВИОРИКА: Боже, как было бы хорошо, если бы мы были девятым! Тогда, может быть, хоть детям нашим жилось бы по-другому. Об остальном лучше помолчу. Пусть будет на совести тех, кто нас проклинал. Ведь говорят, что те, кто проклинает, хорошей жизни потом тоже не видят...
ИОН: Конечно, было бы хорошо, если бы мы были девятыми... но еще неизвестно... И есть ли кто-то, кто ведет учет всему этому? Возможно, есть...
МИХЭИЦЭ: (Прекращает листать журнал, поднимается и вступает в разговор.) Мамочка, папочка, хочу, чтобы вы знали, я вас очень люблю. Меня совсем не интересует, сколько денег у вас в карманах. Когда смотрю на других, как они одеты, обуты и какие у них вещи, конечно, становится обидно за себя, и за вас тоже. Но сейчас, когда я понял, как вам тяжело будет работать и через какие трудные испытания вы должны пройти, я согласен остаться без всего этого! Слышите, всего этого! Хочу лишь, чтобы вы были здоровы и жили рядом со мной! Я не могу себе представить жизни без вас. Я буду вас беречь и думать о вашем здоровье. И поверьте, все, что от меня зависит, я сделаю. Часто отношения между детьми и их родителями я сравниваю с поведением в обезьяннике. Хотите знать, почему?
ВИОРИКА, ИОН: Почему, Михэицэ!
МИХЭИЦЭ: Мы учили по биологии, что обезьяны-женщины рожают до глубокой старости. Знаете, где они носят своих детей? 
ВИОРИКА, ИОН: Где, Михэицэ?
МИХЭИЦЭ: На спине. Они, дети, залезают туда, цепляются всеми лапами за мамину шерсть и ездят на ней, как на лошади. Когда обезьяна рожает в глубокой старости, у неё нет прежних сил, как в молодости. Ребенок растет. Набирает вес, становится тяжелее. А мать, наоборот, в это время худеет еще больше. Когда ребенку пора становиться самостоятельным, обезьяна-мать хочет спустить дитя со спины. Но оно не сдается. Ведь там ему так хорошо было! И если оно в это время сильнее своей мамы, знаете, что оно делает?
ВИОРИКА, ИОН: Что делает, Михэицэ?
МИХЭИЦЭ: Вновь залезает ей на спину... силой. Бедная мама еле-еле двигается, но не может с ним справиться. Так его и носит... пока не погибнет. Трагично, но это так. Они же лишены разума.
А мы, люди, отличаемся от обезьян тем, что у нас есть разум... Поэтому мы должны найти способ защитить родителей. Спуститься со спины вовремя. Не ждать, пока они угробят свое здоровье и погибнут, нося нас на своей спине. 
ВИОРИКА: Михэицэ, как бы трудно ни далось нам решение уехать, мы уже не передумаем. И я, и папочка, слушая то, что ты сказал, почувствовали больше уверенности в себе. Поняли, что у нас растет настоящий сын!
ИОН: Михэицэ, дорогой, слушая твои слова, я скажу тебе вот что: не каждый ребенок скажет своим родителям такое. К примеру, эгоист так никогда не скажет. Но запомни. Ты нас любишь такими, какие мы есть, поэтому тебя не смущает наша бедность. Но вокруг тебя найдётся немало людей, которые имеют чуть больше тебя или даже столько же, но не захотят принять тебя таким, какой ты есть. Вот поэтому мы вынуждены ехать. Ради тебя. Ради твоего будущего. Ради родителей наших, дедов твоих. Ты же видишь, как трудно им живется в селе. И кто им поможет, если не мы, их дети? 
МИХЭИЦЭ: Мамочка, папочка, знайте, я сделаю все, что от меня зависит, чтобы вам жилось лучше. Только не уезжайте никуда! Зачем мне такие, кто не захочет меня принять таким, какой я есть.
ИОН: Невозможно от них отказаться. Потому что их много. И, отказавшись от них, ты можешь остаться один, как кукушка.
ВИОРИКА: Видишь, Михэицэ, сынок, ты готов столько сделать для родителей. А было бы честно, если бы мы не сделали для тебя все, что от нас зависит? 
МИХЭИЦЭ: Если так решили, значит вы лучше знаете, как должны поступать. Но знайте, мне будет очень трудно без вас, сердце будет болеть от тоски.
ИОН: Михэицэ, мы вернемся очень скоро. Обещаем. Мы раз в неделю будем созваниваться, а если получится, то еще чаще. Ты уже не маленький, слушай бабушку и дедушку. Поступай так, как они тебе скажут. И ни в коем случае не отвечай им грубостью. Чем сможешь, помоги! Хорошо? Ты же знаешь, как они тебя любят. 
МИХЭИЦЭ: Я их тоже очень люблю и, конечно, буду послушным!
ВИОРИКА: Михэицэ, уже поздно. Завтра утром поедем в Василены к бабушке и дедушке, поэтому тебе пора спать. Мамочка сложила все нужные на первый случай вещи в эту сумку (показывает рукой в ее сторону). Естественно, потом приедешь с бабушкой и возьмешь всё необходимое.
МИХЭИЦЭ: Мамочка, папочка, спокойной ночи!
ВИОРИКА, ИОН: Спокойной ночи, Михэицэ.

(Утро следующего дня. Михэицэ еще спит.)
ИОН: (Подходит к Виорике и целует ее.) Что случилось, Виорика? О чём ты задумалась?
ВИОРИКА: Знаешь, Ион, мне этой ночью сон интересный приснился. 
ИОН: Интересно, что тебе приснилось, Виорика?
ВИОРИКА: Мне приснился Михэицэ. Будто он маленький. Учится во втором классе. Вроде бы вечер. Мы втроем смотрим телевизор. И тут Михэицэ встает и идет в свою комнату, но вдруг он вспоминает, что я не читала ему на ночь сказку. Возвращается и спрашивает: «Мамочка, а как же вечерняя сказка? Кто мне ее сегодня прочтет?» Я говорю: «Я приду и обязательно почитаю». Ты в это время читаешь журнал, который он вчера листал. Я подхожу к его кроватке, глажу по голове и читаю такую легенду: «Когда-то, очень давно, в Китае жил человек с добрым сердцем и великой душой, по имени Жень-Шень. Жил долго. Вскоре люди заметили, что годы не старят его. Когда Жень-Шеню исполнилось сто лет, они со скрытой завистью спросили, как ему удалось прожить столько лет и, вопреки возрасту, сохранить душу и тело молодыми. «Это стало возможно лишь потому, что я друг и брат всему живому на земле и когда нужно, мы помогаем друг другу», – был его ответ. Ответ Жень-Шеня люди не поняли. Тогда их зависть превратилось в ненависть, и они стали его преследовать. По доброте душевной Жень-Шень не спорил с ними. Но от отчаяния он обратился к Природе-Матушке с просьбой помочь ему. Природа-Матушка поняла свое дитя и спрятала его от людской зависти. Далеко в гуще лесов из земли появился невзрачный стебель с несколькими листиками на нем, а под землей у него был корень, который напоминает человеческий силуэт и обладает уникальными лечебными свойствами. Даже став растением, Жень-Шень не смог спрятаться от человеческих глаз».
Ион, знаешь о чём Михэицэ спросил меня и что сказал после того, как я прочитала ему эту легенду?
ИОН: Что, Виорика, он спросил? Что сказал?
ВИОРИКА: «Какая интересная легенда! Какой замечательный был Жень-Шень! Мне так жалко его. Я бы его обязательно понял и объяснил людям, чтобы они не преследовали его. Почему так получается в этом мире, что все доброе и красивое преследуется?
Но запомните, мамочка, папочка, когда я стану взрослым, то сделаю все, что от меня зависит, чтобы вернуть Жень-Шеня людям. Возьму его из гущи лесов и посажу в огороде. Буду его поливать и ухаживать с особой любовью. Буду разговаривать с ним как с лучшим своим другом. Верну ему наш долг. Непременно верну! Почему, мамочка, среди стольких людей не нашелся хотя бы один, чтобы остановить остальных?... Почему?... Почему?... Почему?...»
Услышав эхо этих слов, которые звучали как святое небесное предсказание, я проснулась...