ПропЕвая глобус вместе с географом

Наталья Ахмедова-Вапаева
Я человека ищу, всю жизнь ищу — человека в другом человеке, в себе, в человечестве, вообще человека.
- А тебе, Витя, не хотелось бы начать все с начала? – негромко вдруг спросила Лена. Служкин помолчал.- Этот вопрос нельзя задавать, – сказал он. – И думать об этом тоже нельзя. Желать начать все с начала – это желать исчезновения нашим детям.

- Ну… не детям… хотя бы ошибки исправить…

- Мы никогда не ошибаемся, если рассчитываем на человеческое свинство, – сказал Служкин. – Ошибаемся, лишь,  когда рассчитываем на порядочность. Что значит “исправить свои ошибки”? Изжить в себе веру в людей?.. Самые большие наши ошибки – это самые большие наши победы.

Очень точно эта книга попала в серию "Прочесть обязательно" - это про нас, про нашу реальную жизнь обыкновенных невыдуманных людей и написано с хорошим юмором, со смыслом. Любой из нас может запутаться в жизни,  и когда читаешь про отношения Географа с женой или его диалоги с Угрозой Борисовной невольно примеряешь ситуацию к себе: а как бы я себя повела и что бы сказала. А юмор в книге - отдельная тема, это вам не аншлаг и не русские бабки, это действительно смешно, а не стыдно. Чего стоят только поговорки типа:"Язык Златоуста, да мыслей негусто..." или "О нем поминки, а он с четвертинкой" или "Говорит что астроном, а бежит лишь в гастроном", а диалоги Учителя с учениками или воспоминания Географа о своем детстве - юмор пронизывает всю книгу, читается легко и интересно...
Служкин... умный интеллигентный пьяница - учитель.  Если бы книга была бы написана в 19 веке, ему бы много могли дать определений: маленький человек, лишний человек. И все были бы правы. Просто человек, ищущий любви.
О  таком учителе, наверное, мечтает каждый школьник,  и каждый родитель с содроганием думает, что не дай Бог у его ребенка будет такой учитель...

Очень смешная, бесконечно печальная  и не простая книга.  Прочитав главу о знакомстве учителя с учениками, думаю, каждому захочется узнать, как дальше развивались события. Я сама, будучи преподавателем, узнавала своих учеников. В контексте с сериалом "Школа" книга особенно актуальна. Читайте, но предупреждаю, по прочтении книги вас посетит ощущение жалости, что книга закончилась. Заканчивается хорошо, но…………. может быть это "Открытый финал"?

384 страницы  романа Алексея Иванова  «Геграф глобус пропил» против 53-х, по которой сам же автор  инсценировки , Режиссер- Борис Ильич Цейтлин – известный российский театральный режиссёр, Заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат Государственной премии РФ им. Станиславского, трижды  обладатель национальной театральной премии "Золотая маска" ставит сегодня  в Красноярском Тюзе спектакль.  Можно –ли понять всю полноту содержания романа? А это и есть мастерство, в первую очередь не самой инсценировки, а РЕЖИССУРЫ, актёрской игры,  способной передать много из  того, что пролегает, проползает, бредёт……..  между строчками на этих 53-х страницах.
 
У меня шёл индивидуальный  урок по сценической  речи  со студенткой 4-го курса Алиёй Искаковой, когда на мобильный телефон поступил звонок от директора  колледжа Елены Анатольевны Пинчук: «Наталья Викторовна, здравствуйте. Тут такое дело, на мой взгляд,  очень важное и ответственное. Мне позвонили из министерства  культуры и попросили выделить  группу студентов для участия в постановке спектакля  в ТЮЗе, Вы бы согласились со своими ребятами принять участие?»
Пока была трёхсекундная пауза , я успела подумать о самом главном, понимая, как театральный работник (ранее), что такое  участие в спектакле на репетиционном этапе.
 
-Это здорово, безусловно, и очень почётно, но, как быть с посещением уроков и всего остального? На мастерстве актёра у меня 3-й и 4-й курс, а у нас гос. Экзамены в этом году. С преподавателями могут быть проблемы. – с  грустью ответила я.

- Никаких проблем не будет. Предоставьте мне точный список студентов,  и я издам по колледжу приказ об освобождении.

Посмотрев на Алию, которая ещё ничего не знала и не понимала, что ей предстоит стать старостой группы актёров-студентов, плакать из-за неявки на репетиции, забывание сменной обуви, постоянного гундения по поводу: «Я пить хочууууууууууу, я есть хочууууууууууууууууууу, а нам денег заплатят, А??????????????????? А мне это надо?????????»  с изменением состава студентов, участия не в одной сцене, а в четырёх, не бессловесными статистами, а  говоря реплики и вокализируя, наряду с известными песнями  о Родине про то, что учитель Служкин «вонючий козёл»….. улыбнулась,  и  поведала  о таком неожиданном предложении.  Алия восприняла его с  восторгом и  в планы, наравне с другими занятиями,  добавились репетиции в театре.  В первый день студентов было почти 20, при необходимости в 12 человек. Я понимала, что  отсев будет неизбежно и не только по причине отсутствия типажа и каких то особенных артистических способностей, а именно из-за проблем в колледже и  невыдерживания  ребятами физических нагрузок (хотя, более 6 часов репетиция не может продолжаться по законам театра).  Так и случилось…… , состав поменялся,  и через неделю героев осталось только 10. Всё бы ничего, если бы ещё не проблемы с преподавателями.  Мой педагогический опыт огромен, я всю свою жизнь тружусь  на этом поприще, а вот преподавательский совсем невелик  и мне коллег никак не понять.  Я отказываюсь их понимать и всё, отказываюсь…………имею право на это.  В Красноярск приезжает именитый режиссёр, человек  у которого любой преподаватель был бы счастлив поучиться и получить мастер-класс, а для студентов такая уникальная возможность не просто поучиться, а принять непосредственное участие в спектакле наравне с заслуженными артистами России. Да ещё в каком спектакле? По роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил», который сейчас находится в эпицентре обсуждения не только в Красноярске, а  в России в целом. Одним словом,  исторически продиктованный момент, каких в жизни больше может и не быть.
- Вот пусть они сначала колледж закончат, гос. Экзамены сдадут, а потом играют хоть у кого и хоть где….
Как  банально, предсказуемо и печально. Меня не слышат, не хотят услышат, это понятно. Каждый преподаватель одеяло тянет на себя,  и ему нет никакого дела  до тех, кого судьба вверила в их руки. Да, гос. Экзамены, да, должны их сдать,  и получить диплом, но ведь до госов ещё три месяца, а до премьеры одна неделя. Неужели так трудно понять ребят, которые,  несмотря на дикую усталость и  «адовые репетиции», как отозвался о них Цейтлин, объяснив всем и вся, что во всех театрах они так и называются за неделю до выпуска, всем сердцем жаждут  сыграть в нём.
Каждая репетиция – это очередной шедевр режиссуры, это непредсказуемость, к  которой уже после третьего часа, начинают привыкать ребята и реагировать на всё адекватно. Скорость  у Цейтлина  невероятная, а работоспособность какая!!!!!!!!!!! Человеку 66 лет, а он выскакивает на сцену  раз за разом, чтобы показать лично ту, или иную сцену и, возвращаясь на место режиссёра твердит: «Куда спрятали творческое воображение, КУДАааааааааааааааааааа? Доставайте немедленно, фантазируйте, иначе…….»
Как сложатся их судьбы? Куда они пойдут учиться дальше? А если именно этот эпизод в жизни станет для некоторых из них ключевым.  Где наша человечность?  Я не могу смотреть, как ребята изорваны, мечутся от театра к колледжу и обратно в страхе, что  их не аттестуют, несмотря на приказы. 
- А меня не волнуют никакие приказы, на моих уроках обязан быть и всё……….иначе………..
Объяснять никому ничего не надо, это «иначе» уже другое «иначе» и  известно каждому студенту.
-Наталья Викторовна, Вы совершенно не знаете, что такое гос. экзамены, в Вашей жизни это будет впервые,  и вы не отдаёте себе отчёт в происходящем. Они же просто завалят госы и всё.
- Почему же обязательно завалят??????????? Да, госы в моей жизни, как у преподавателя впервые, а как у педагога – я со счёта сбилась, сколько их было у меня.  Мне, привыкшей всегда трудиться на износ  и на результат совершенно не понятно, как может две недели репетиций, а, точнее одна полноценная неделя, которая пошла именно сегодня, повлиять на гос. Экзамены.  Студент, на которого возлагают надежды, что он всё успеет и будет отвечать впоследствии по полной программе за пропущенное, отнесётся более серьёзно,  чем тот, порой, который  не освобождён от занятий, а не ходит на них по причине собственной безалаберности.  Так и  проявите себя здесь, преподаватели, не вытягивайте их до  плешивой тройки, а  выпускайте со справкой и пусть думает в дальнейшем, что для него было важным. Я обеими руками за то, что в первую очередь они студенты колледжа и ОБЯЗАНЫ учиться. Но, все ведь тянут этих нерадивых,  судачат, жалуются, а двойки не ставят. Так возьмите и поставьте, не аттестуйте.  Ни один студент не будет в обиде на преподавателя, если поделом заработает неуд.  Другое дело, когда с преподавателя спрашивают: «А где Вы были, коллега, почему не требовали, а может быть Вашу работу необходимо систематизировать?». Неуды наших студентов – это наши неуды.  Мне говорят, что это утопия, надеяться на ответственность, ВЕРИТЬ в ребят. Пусть так, а я буду им верить и,  смотря в глаза говорить: «А я считала тебя взрослым, вероятно ошиблась». Педагогика, психология….вот какой экзамен должен сдать каждый учитель, уже  работая и не один год, а не санитарный минимум по поводу разведения хлорки правильным методом. ….Время поменялось и то, что написал в своём романе Иванов, а ребята будут доносить со сцены, чистейшая  правда. Кого из своих педагогов назовут они Угрозой? Кто вскружит голову  юной Марии?............. Цейтлин поставит спектакль, ребята сыграют в нём, «пропьёт географ  глобус»,  госы сдадут, всё идёт и будет идти своим чередом, так зачем же  будоражить всех и вся??? Мы проходим школу жизни ежеминутно на всём её этапе и шанс, который даётся нам, порой, всего-то раз в жизни, лучше не упускать. Живите, ребята здесь и сейчас, будьте честны по отношению к самим себе. Если уж решили, что вы этого всем сердцем хотите, верите, что  это для вас, так идите. Я вас пойму и уроки, что пропустите,  отдам позже, а может быть это для вас будет тем уроком, который необходим сегодня.

"Плохие  книги  пишутся для  всех,  хорошие --  для  немногих. Хороша - ли книга Алексея Иванова «Географ глобус пропил»?
Судить каждому из Вас.

К песенному портрету достаточно добавить всего несколько предугадываемых штрихов: неустанную борьбу с подопечными школьниками-бузотерами; кружок приятелей-знакомых-любовниц, прокладывающих свои тропинки к счастью; маленькую дочку; и, наконец, друга детства по фамилии Будкин, с которым все напополам: и воспоминания, и водка.
Волновали коллег и слухи о том, что в спектакле используется ненормативная лексика.
-Как же так, Наталья Викторовна, Вы, педагог по культуре речи и вдруг такое?????????????
Меня напрягло это известие в первый же день встречи в театре с бывшими коллегами, но, я быстро успокоилась, прочитав сценарий. Вот уже вернее не скажешь: «Слышишь звон, а не знаешь, где он».
А он в романе, книге, которую рекомендуют прочесть всем.  Я прочла, не прочесть было нельзя, как  можно рассуждать о том, чего не знаешь.  А потом, несколько часов посвятила чтению рецензий на неё и статей всех мыслимых и немыслимых калибров.  Решила выложить эти мысли, в небольшой своей редакции.  Думаю, что прочитав их, у Вас уж точно не останется вопроса по поводу прочтения романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил»

Виктор Служкин - главный герой - настолько реален и узнаваем, впрочем,  как и остальные персонажи; они каждый день вокруг - на работе, в магазине, в подъезде... Смотришь на жизнь в маленьком районе Речники - и видишь свою жизнь со стороны, и сразу хочется что-то поменять, улучшить, очистить.
Потерявший и потерянный. Живущий сумбурной, неустроенной жизнью. Пьющий от тоски и безысходности. Терзаемый,  чувством вины.
Последний романтик, он не теряет веры в жизнь и людей, несмотря ни на что. И в его душе способна прорасти любовь. Неожиданная и невозможная, обреченная, она наградой за человечность на миг освещает его жизнь. И в городе, и в походе, сплавляясь по диким уральским рекам, он несет ее в себе, как драгоценность. Это путь от одиночества к одиночеству. Простой и безыскусный, как бутерброд. Щемящий и пронзительный, как глоток горного воздуха. Веселый  и грустный, как жизнь.
- ..Постоянно забывая, откуда и кто ты...
Родниковый роман, рожденный, словно самой землей, каким-то подземным источником в уральском лесу. Кристально чистая лирика, разлитая в прозе жизни.
- Проза эта знакома каждому и была в свое время точно схвачена и прорифмована  группой «сплин»:   Ты проснулся, умылся, побрился, отжался, наступил на кота, с женой поругался...  и далее по тексту; и из той же пронзительной композиции: ты идешь на работу, уходишь с работы, постепенно забывая, откуда и кто ты, постоянно забывая, откуда и кто ты, навсегда забывая, что тебе это снится…
- Впечатления советской юности, кстати, сгущены в книге в отдельный интереснейший экскурс: вставную главу «А где были ВЫ, когда умер Брежнев?».
- А в нем, за ворохом вырывающихся из рук календарных листков, за толстой кожурой бытовухи удивительным образом чувствуется биение нравственного пульса, неожиданно уместный морализм, неспокойствие внутреннего поиска. «Географ» — о поиске гармонии внутри и вовне, попытках дефрагментировать собственное сознание, привести его в порядок. Служкин ставит себе в правило почти буддистский, созерцательный принцип: ни для кого не быть залогом счастья, никого не делать залогом своего счастья, и — просто любить людей. Этого, впрочем, не вполне достаточно для мира с самим собой…

- Для Служкина (как и для Иванова, очевидно) ключевым элементом в этом глобальном паззле, главным жизненным балансиром, если угодно, становится природа, природа во всей богатой гамме смыслов этого понятия. Всё становится на свои места только в единении с природой, с родной землей, с таежно-речной вечностью, из  который ты пришел и в которую обязательно вернешься. Грезящему о кругосветках товарищу Служкин отвечает, дескать, земля-то на самом деле плоская, и мы — в ее центре. И в этой незатейливой шутке, как в капле воды, отражается и мироощущение географа (вот как он «глобус»-то пропил), и внутренняя энергия книги. «…Я чувствую, что я не просто плоть от плоти этой земли. Я — малое, но точное ее подобие. Я повторяю ее смысл всеми извилинами своей судьбы, своей любви, своей души».

Чтобы передать тот вольный дух, тот  ток первозданной свободы, что пронизывает эти славные страницы, нужно быть самим Ивановым. Очередной признак глубокой автобиографичности «Географа» (неслучайно именно здесь в повествовании происходит переход от третьего лица к первому): это невозможно выскрести из воображения, каким бы могучим оно не было, это вопрос личного опыта, это надо было неоднократно пережить самому, чтобы затем уже с такой любовью выплеснуть на бумагу. И после романа необыкновенно хочется последовать примеру автора и самому обратиться к природе, не к обжитым пикнично-курортным пространствам, но к «диким зеленым далям», на поиски ключа к самому себе.
-Главный герой, Географ, он же Виктор Сергеевич, похож на «лишних людей», которых мы так много проходили в школе. Несмотря на все его видимые попытки что-то изменить в своей жизни – он просто течет по ней и  пропускает все самое важное, так же как он пропустил сплав на пороге в походе.
Небольшой дневник сплава по реке Ледяной, устроенного Служкиным для своей школоты — гулко бьющееся сердце романа, именно здесь раскрывается его философия, обнажаются скрытые раны, в полный голос звучит пейзажный талант Иванова, раскрывающийся в живописных, мощных, исполненных самородной силы зарисовках.
Вообще, этот поход в книге для меня был как кульминацией, так и кратким содержанием всего романа. Именно в походе видно, как меняются и Географ, и Маша, и Градусов. Все взрослеют, кроме Географа. Он так и остается одиноким, непонимающим, что делать дальше, человеком.

- В какой-то аннотации или рецензии читал, что главный герой за учебный год взрослеет вместе со своими учениками. Я бы поспорил. Он не инфантилен, его взгляды на жизнь вполне разумны, но чего-то ему для этой самой жизни не хватает. За год он так и не понимает чего. Любовь? Нет. Друзья? Нет. Свобода? Нет.
 
- Да он просто инфантилист, утверждает одна из  женщин на одной из страниц  комментария. Нормально пристроился… до мужика вырос, а психические  и  физиологические черты детские остались .  Задержка в развитии организма произошла…ох и задержка………

Книга написана практически вне времени. Только по каким-то косвенным признакам можно понять, что это начало 90-х. Такие истории происходят всегда и всюду. Педагогико-авантюрно-эротический роман про географа написан умным и остроумным человеком — читать не бросите; но поскольку в нем нет, ни туго скрученного сюжета, ни специальной лингвистической подоплеки, поскольку, наконец, это совсем-совсем реализм, диагностировать источники удовольствия от текста сложно;
- ……. оказалось, что и классный журнал может быть не менее интересным, чем вторая книга «Поэтики» Аристотеля.

- В «Географе» считывается простая и очевидная мораль: оставайся человеком и будь что будет. Выдерну-ка из контекста цитату — нарочно чтобы выглядела фальшивой и нелепой: «А может, именно любви я и хотел научить отцов — хотя я ничему не хотел учить. Любви к людям, потому что легко любить литературу, а тех, кого ты встречаешь на обоих берегах реки, любить трудно. Любви к человеку». Иванов сочинил конструкцию настолько прочную, что она выдерживает такое давление, при котором слова про любовь к людям не кажутся ни фальшивыми, ни нелепыми. Именно писатель-моралист востребован сейчас в литературе.

-Школа в книге - это отдельный разговор. От "зондркоманды" хочется смеяться или плакать - никаких полутонов! 9-классники наглы, ленивы и циничны, но в ком-то Служкину удается "расковырять" что-то человеческое и это в итоге так трогательно. Разные у нас были учителя, многих мы не вспоминаем вообще, но кого-то помним всю жизнь, я думаю, что географа, который проработал (по сути - продержался) единственный год в школе, многие его ученики будут вспоминать всегда. Его любовь к 15-летней девочке... Не знаю, я не увидела там большой любви, по-моему,  это просто недолговременная грусть и блажь 30-летнего мужика, которого жена выселила на диван и все вокруг не так, как хотелось...
-Вообще Служкин, конечно, неоднозначный персонаж (как и каждый живой человек, как каждый из нас). При всем его разгильдяйстве и цинизме меня прямо до слез умилило его отношение к маленькой дочке.

Этот роман обладает всеми качествами, которых ждешь от хорошей книги: объемные и неоднозначные персонажи, жизненность, доступность (не путать с попсовостью!), сдержанная печаль, мягкий юмор, хороший стиль... И что самое важное, каждая главка и даже каждый абзац приглашают читателя к размышлению, будят в нем чувства.

- Кому не порекомендовал - бы читать этот роман? Любителям поверхностного действия. Ханжам. Людям, тайно опасающимся вступать с автором в спор и потому цепко держащимся за свои заплесневелые взгляды. Скептикам, не верящим в возрождение русской литературы - хотя им, возможно, и стоит себя пересилить, потому что у них есть шанс получить больше, чем они смеют рассчитывать...
- Ужасно неприятно читать об активных приставаниях учителя к 15-летней девочке, его ученице и также об его неуемном пьянстве среди учеников. Но согласна - книгу надо прочесть всем.

- Я бы отметил очень правдоподобное описание жизни, быта, которое очень удалось Иванову. Эта заброшенность, неустроенность, потерянность очень отчетливо видна мне, поскольку я жил в ней. Может поэтому, я так близко принимаю образ Служкина?

- … У меня нет такого друга как у Служкина -  Будкина, но мне всегда есть с кем выпить; но порой мне жаль, что у меня так и не появилось близкого друга.

- Книга увлекает с первой же фразы. Образ героя - пофигиста по жизни, легкого и непринужденного в общении всегда был интересен русскому читателю. И понимаешь разумом, что человек он никчемушный, и учитель плохой, а оторваться от книги не можешь. Каждая рифмованная фраза героя - подарок читателю, каждый поворот сюжета смех сквозь слезы. И самое ужасное, что учитель-то он был бы очень хороший, если бы не... А вот что если бы - не понимаешь. Вот всегда так у нас, у русских! Как "лишний человек", так герой.

- Казалось бы, что интересного, увлекательного, а главное - веселого можно найти в жизни простого неудачника, живущего в глубинке России? А, читаешь  роман как увлекательнейшие приключения. Сопереживаешь главному герою, до слез смеешься над его прибаутками и искренне надеешься,  что может хоть раз ему в жизни повезет и что-то сложится.

Но книга не о невероятных  переменах в жизни, а о спокойном и обычном ее течении. О нашей серой, повседневной "бытовухе". Такой до боли знакомой и беспросветной.

- «Географ глобус пропил» - роман-поиск:  Служкиным — веры в себя, читателем — в Служкина: уж очень хочется в него верить. Потому ли, что такой «географ» непременно найдется среди знакомых, или потому, что у Иванова он так реалистичен, будто с кого-то знакомого и писан — не суть важно; главное — в нем есть то настоящее, что заставляет сопереживать и требовать от автора хоть немного удачи для неудачника.
- А ведь учитель-то он Настоящий! Да, не устроенный, да, пьет, да не географ ни разу. Но. Черт-то с ней - с географией - Виктор Служкин учит ребят самому главному - жить, ценить красоту и свободу, любить, наконец! И Человек он с большой буквы - чувствующий, страдающий, сопереживающий, рвущийся, творческий... И очень хочется, чтобы однажды у него было все хорошо, чтобы он был счастлив, ибо достоин этого.

- Больше всего меня обескуражили восторги критиков по поводу этого романа. Многие тут же записали Иванова в новые классики, предлагая включить «Географа» в школьную программу. Конечно, каждая эпоха достойна своих героев, но неужели русская литература находится в таком глубоком кризисе, чтобы делать из «Географа» классику?
-... Если кто-то еще думает, а стОит ли прочитать "Географа..." – однозначно - ДА. СтОит ли вообще читать Иванова - однозначно ДА. "Живой классик" в данном случае - не "правительственная награда", а признание таланта современниками.