1-ая делегация. Хроника работы

Гуго Вормсбехер
Хроника
работы 1-ой делегации советских немцев
(1965, Москва)

4 января 1965 года

      В редакции газеты «Нойес лебен» состоялась первая встреча членов инициативной группы, прибывших в Москву из разных районов страны как представители советско-немецкого народа для ходатайства перед ЦК КПСС о полной реабилитации советских немцев и восстановлении немецкой автономной республики. Члены группы были тепло встречены сотрудниками редакции. Им были созданы все необходимые условия для работы.
      В первый день работы присутствовало 8 человек:
Борнеман Константин Карлович
Варкентин Иван Абрамович
Вормсбехер Гуго Густавович
Гольман Доминик Иосифович
Дельва Николай Алоизович
Кайзер Генрих Филиппович
Кёльн Рейнгардт Рейнгардтович
Ольферт Яков Яковлевич.
Был зачитан проект Заявления в Президиум ЦК КПСС (Приложение № 1), составленный тов. Кёльном Р.Р. Проект содержал:
       1. Историческую справку.
       2. Заявление, в котором выражались:
          а) неудовлетворенность Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа
             1964 г.;
          б) требование полной реабилитации советского немецкого населения, под которой
             понимается:
               полная отмена указов Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа
               1941 г., 26 ноября 1948 г. и 13 декабря 1955 г., содержащих ограничения
               прав немецкого населения;
               распространение на немецкое население Советского Союза всех прав,
               предоставленных Указом от 9 февраля 1957 г. калмыкам и ряду кавказских
               народов.
       Заслушав и обсудив этот проект Заявления, члены Инициативной группы решили:
       1. Принять проект, составленный тов. Кёльном Р.Р., за основу.
       2. Ввести в него поправки и дополнения, суть которых заключается в следующем:
          а) считать единственно отвечающим чаяниям и требованиям немецкого народа
             восстановление советско-немецкой автономной республики;
          б) выступать от имени и в интересах всех советских немцев, независимо от их
             места жительства до переселения.
       Для обработки и внесения произведенных поправок и дополнений проект Заявления был передан тов. Варкентину И.А.

5 января 1965 г.

       В начале второго дня работы Инициативной группы были зачитаны приветствия от тов. Келера Г.С. из Красноярска и тов. Ульрих Эрики Иосифовны из Черногорска, поступившие в адрес группы.
       Затем были выбраны председателем собрания тов. Кёльн Р.Р. и секретарём тов. Вормсбехер Г.Г.
       После зачтения проекта Заявления, доработанного тов. Варкентином И.А. (Прилож. 1-А), группа решила для большей ясности требований разделить все материалы на 3 документа:
       1. Заявление на имя Первого секретаря ЦК КПСС тов. Брежнева Л.И. с просьбой о приёме Инициативной группы по вопросу о восстановлении советско-немецкой автономной республики.
       2. Письмо Первому секретарю ЦК КПСС тов. Брежневу Л.И. о требованиях Инициативной группы.
       3. Историческую справку – приложение к Письму, которую дополнить материалами о современном положении немецкого населения и иллюстрациями этого положения.
Для составления проектов Заявления и Письма были избраны т.т. Кёльн Р.Р., Варкентин И.А., Вормсбехер Г.Г. и Гольман Д.И. Остальные члены группы приступили к выработке проекта Справки (Прилож. № 3).
       После составления проекта Заявления (Прилож. № 2) и Письма (Прилож. № 4) они были зачитаны и снабжены некоторыми поправками и замечаниями. Было решено поручить тов. Варкентину И.А. обработать эти проекты с тем, чтобы на следующий день передать Заявление в ЦК КПСС.
       В конце дня прибыли из Фрунзе члены Инициативной группы т.т. Бруг Иван Карлович, Гертель Отто Иванович и Михель Георг Адамович.

6 января 1965 г.

       Утром были зачитаны проекты Заявления (Прилож. № 2-А) и Письма (Прилож. № 4-А). После внесения поправок тов. Кайзера Г.Ф. о необходимости перечисления подлежащих отмене указов (против чего активно выступал тов. Варкентин И.А.), проекты были отпечатаны на машинке (Прилож. № 3 и № 4).
       После обеда для подачи Заявления о приеме в ЦК КПСС были выбраны т.т. Борнеман К.К., Варкентин И.А., Вормсбехер Г.Г. и Кайзер Г.Ф. В Приёмной ЦК КПСС они обратились к дежурному с просьбой, чтобы кто-то из ответственных работников ЦК КПСС принял их по вопросу о приёме делегации, добивающейся восстановления немецкой автономной республики.
После 40 минут ожидания они были направлены к тов. Строганову, который встретил их, мягко говоря, не очень вежливо. Некоторые фразы из его речи:
       «Вы Указ читали? Что же вам еще нужно? Там всё сказано – никакой республики вам не будет. ЦК не может каждый день собираться, чтобы обсуждать вопрос о немцах. Вы пришли не к директору рынка. Меня партия посадила сюда не для обсуждения указов. А что, вы не довольны Указом? Что, вам Советская власть не нравится?» и т.д. и т.п.
Он никому не дал высказаться, никого не слушал, говорил только сам. Вставить слово в его речь было невозможно. «Прием» длился около 5 минут.
       После этого Заявление с просьбой о приёме было сдано в окно «Приём писем» в бюро пропусков ЦК КПСС. О результатах мы должны были узнать на следующий день, позвонив в ЦК КПСС по выданным нам номерам телефонов.

7 января 1965 г.

       Утром т.т. Варкентин И.А. и Гертель О.И. обработали и довели до конца вторую часть Справки. Она была зачитана, были внесены некоторые дополнения и сделаны поправки. В черновом варианте она была готова (Прилож. № 6).
       Было внесено и принято предложение обратиться в Юридическую консультацию Президиума Верховного Совета СССР, чтобы получить ответы на некоторые вопросы. Перечень вопросов было поручено составить тов. Гольману Д.И. Для обращения в Юридическую консультацию избраны т.т. Бруг И.К., Гертель О.И., Гольман Д.И., и Михель Г.А.
Позвонили в ЦК КПСС об ответе на наше Заявление. Нам сказали: оно передано в Секретариат тов. Брежнева Л.И., позвонить туда завтра.
       Принято предложение размножить Хронику и сфотографироваться.
       Предполагая, что Инициативная группа будет принята в ЦК КПСС, собрание решило:
       1. Зачитать Письмо при приёме в ЦК КПСС тов. Борнеману К.К. (дублёр тов. Кёльн Р.Р.).
       2. Выступить по вопросам исторической и политической части Справки тов. Варкентину И.А. (дублёр тов. Вормсбехер Г.Г.).
       4. Выступить по вопросам культуры и образования тов. Гертель О.И. (дублёр тов. Гольман Д.И.)
       Принято решение размножить ленинский Декрет и указы, относящиеся к советским немцам.
       Пришли к единому мнению, что главным нашим требованием нужно считать не место восстановления республики, а сам факт восстановления автономной республики.
       Главой делегации избран тов. Борнеман К.К. Все обязались в случае приёма в ЦК КПСС выполнять его указания и говорить только с его разрешения.

8 января 1965 г.

       Утром были отпечатаны окончание Справки и Перечень вопросов для получения юридической консультации, составленный тов. Гольманом Д.И. (Прилож. № 7). После зачтения вопросов группа решила изменить их и составить новый Перечень, который бы яснее и конкретнее подводил к вопросу о восстановлении автономной республики, и только к нему. Новый Перечень было поручено составить тов. Вормсбехеру Г.Г. После его составления он был принят (Прилож. № 7-А).
       Позвонили в ЦК. После того, как было выяснено, что наше Заявление находится в Секретариате тов. Брежнева Л.И., работник Секретариата тов. Цуканов дал нам ответ, что тов. Брежнев принять нас не может, так как: не имеет для этого времени; считает, что вопрос еще не созрел; считает, что вопрос очень сложен; вопрос изучают.
       На приведённый тов. Михелем Г.А., говорившим по телефону, пример о том, что Ленин в трудные годы находил время принимать ходоков даже по одному человеку, а нас всё-таки 13 человек и мы приехали, имея с собой 660 подписей и поддержку полутора миллионов человек, тов. Цуканов ответил: «История о Ленине уже написана, история о нашем времени только будет ещё написана».
       Тов. Цуканов посоветовал обратиться по вопросу о приёме к другим секретарям ЦК. Кроме того, он предложил нам поехать домой и сказал, что при необходимости нас пригласят.
После обеда было решено еще раз позвонить тов. Цуканову. Звонил тов. Гертель. Он еще раз попросил приема у тов. Брежнева или другого секретаря ЦК, но получил опять отказ. Тов. Цуканов, как сообщил после разговора тов. Гертель, говорил доброжелательно и порекомендовал сдать имеющиеся у нас материалы по нашему вопросу в ЦК, посоветовал не проявлять особой настойчивости и упорства, чтобы не повредить делу и себе лично.
       После этого Инициативная группа решила отправить телеграмму т.т. Брежневу, Косыгину и Микояну, в которой выразить еще раз просьбу о приёме (Прилож. № 9). Были перепечатаны Письмо и первый лист Справки, т.к. было принято решение сдать Письмо и Справку одновременно в ЦК и Верховный Совет. Телеграмму подписали все члены группы за исключением тов. Гертеля. Подписал телеграмму и работник редакции К.Видмайер.
       Вечером т.т. Вормсбехер и Гертель отправили телеграмму с просьбой о приёме группы тов. Микояну (Прилож. № 9). После еще одного обсуждения группа решила т.т. Брежневу и Косыгину телеграмму не отправлять.

9 января 1965 г.

       В субботу 9 января часть Инициативной группы в составе т.т. Бруг, Гертель, Гольман, Дельва, Михель отправились в Приёмную Президиума Верховного Совета СССР. В 10 часов утра группа прибыла в Приёмную. В окне предварительной записи на приём группа спросила, получена ли телеграмма на имя тов. Микояна с просьбой о приёме? На запрос по телефону в Секретариат Приёмной был получен ответ: телеграмма ещё не поступила. Тогда тов. Михель попросил принять группу по вопросу об Указе от 29 августа 1964 г. Сотрудница записала фамилии членов группы и доложила заведующему Приёмной. Через некоторое время она сообщила, что группа будет принята не раньше, чем в 13.00. Вскоре подошли еще т.т. Борнеман, Варкентин, Ольферт, Кайзер. Их тоже записали на приём.
       В 14.00 группу из 9 человек пригласили наверх. Здесь велели подождать несколько минут. В 14.15 пригласили всех в кабинет заведующего Приёмной Президиума Верховного Совета СССР тов. Склярова М.П.
       Тов. Варкентин, как было условлено, попросил слова, изложил цель приезда Инициативной группы и сформулировал ряд вопросов:
       1. Означает ли Указ от 29 августа 1964 года полную реабилитацию советских немцев и снятие всех ограничений?
       2. Последуют ли за этим Указом логические вытекающие из него акты?
       3. Можно ли ожидать улучшения удовлетворения духовных запросов советско-немецкого народа на родном языке?
       Тов. Скляров: «На все эти вопросы Указ даёт ясный и исчерпывающий ответ. Вы ставите вопрос об автономии? Этот вопрос в Указе не затрагивается, и я на него ответить не могу».
       В дальнейшем он повторял: «Я могу дать разъяснения только по Указу. О том, что лежит за пределами Указа, я не берусь и не могу ничего сказать. Президиум Верховного Совета много занимался вопросом советских немцев, хорошо ознакомился с положением дел, знает всё, о чём писали и говорили советские немцы. В ближайшее время Президиум не намерен вновь заниматься этим вопросом. Если есть на местах беззакония по отношению к советским немцам, надо об этом говорить, и они будут устранены».
       Из членов группы выступили:
       Борнеман: Когда немцы приезжают на Волгу, им предлагают уехать в 24 часа.
       Михель: Я был в родном селе. Там нужны рабочие. Но немцев не прописывают, потому что они немцы.
       На это тов. Скляров ответил: Мы не можем заняться массовым переселением немцев в Поволжье. Там тоже живут люди. Нельзя совершать новую ошибку.
       Гольман: Речь идёт не о массовых переселениях, а о снятии рогаток, запретов – в целях равноправия немцев со всеми другими нациями. Культура советских немцев гибнет. Национальных школ нет. Так называемая расширенная программа изучения немецкого языка как родного – фикция. Она проводится лишь в части школ при большом недостатке учителей и учебников.
       Кайзер: Дело даже не столько в учебниках и учителях, сколько в том, что немцы живут слишком распылённо. Нет даже возможности составить группы для обучения детей.
       Гертель: Есть опасение, что некоторые товарищи подвергнутся гонениям на местах за их поездку в Москву.
       Скляров: Этого не будет.
       Кайзер: Бывшие немецкие сёла на Волге разрушены. В них живет немного народа.
       Скляров сделал ряд записей по ходу приёма и обещал обо всём доложить тов. Микояну. В конце приёма он сказал, что любой в любое время может обратиться в Приёмную по любому вопросу.
      
11 января 1965 г.

       Утром вся группа собралась в редакции. Тов. Кёльн спросил: «Что будем делать дальше?». Было решено позвонить в ЦК и Президиум Верховного Совета и после обеда пойти в Президиум.
       Были приняты предложения тов. Кёльна: Так как некоторые товарищи уезжают, то остающимся товарищам новых предложений в выработанные документы не вносить и информировать уехавших о событиях; избрать представителем Инициативной группы в Москве тов. Шнайдера, находящегося здесь на учёбе.
       Затем члены группы сфотографировались с работниками редакции.
       После обеда тов. Михель звонил в ЦК и Президиум. Письмо туда еще не поступило.
В 18 часов, в связи с окончанием зимних каникул и началом занятий в школах, уехали домой т.т. Варкентин, Вормсбехер, Ольферт, работающие преподавателями.

       Дальше Хроника излагается по письму тов. Михеля Г.А. секретарю 1-ой делегации тов. Вормсбехеру Г.Г.)
       В 21.00 из Приемной Президиума Верховного Совета позвонили в Ярославскую гостиницу, но из-за вашего отъезда им пришлось позвонить в гостиницу «Заря». Нам сказали, что 12 января мы все должны быть в 9 час. З0 мин. в Приемной.

12 января 1965 г.

       12 января в 9.30 мы были в Приемной Президиума Верховного Совета СССР. Нас немедленно принял тов. Скляров М.П., переписал присутствующих и выслушал наши заявления и просьбы. В 11.10 мы были в приемной А.И.Микояна в Кремле. Встретил он нас очень вежливо и спросил, кто будет говорить?
       Михель Г.А. - поблагодарил ЦК, Президиум Верховного Совета СССР и Советское Правительство за политическую реабилитацию и попросил от имени присутствующих и всех советских немцев выслушать наши предложения по полной реабилитации и восстановлению автономной республики советских немцев.
       Микоян А.И.: Вопрос естественный и сложный. При существовании немецкой республики в ней было 350 тысяч немцев. На Украине тоже жили немцы. Собрать их и создать автономию практически невозможно. Можно сохранить немецкую культуру для тех, кто хочет. Территория Немреспублики заселена, также как и территория крымских татар. Можно создать немецкие средние школы, выпускать литературу на немецком языке, брать литературу из ГДР. Ваш язык изучается почти во всех школах.
       Борнеман К.К.: Мы ставим вопрос о национальной государственности. О восстановлении республики советских немцев. Чем объясняется снятие обвинения, не снимая наказания? До сих пор нет прописки советских немцев в местах, где они жили до выселения. Указ от 29 августа 1964 г. держат в секрете; какая же цена такому указу? Разве другие народы Советского Союза не должны знать правду о советских немцах?
       Микоян А.И.: А разве Указ не опубликован в немецкой газете? Опубликуем. Насчет прописки можно вопрос решить. Восстановить автономию не можем.
Кёльн Р.Р.: Имеем ли мы право на автономное самоуправление?
       Микоян А.И.: У вас нет территории.
       Кёльн Р.Р.: Находятся теоретики, которые утверждают, что мы не имеем государственности лишь потому, что наше национальное большинство находится за границей. (Микоян взял из его рук текст, прочел, велел своему помощнику немедленно найти книгу Подъячих и сказал, что это несправедливо и глупо). В учебнике истории за 9-ый класс под редакцией проф. Панкратовой двадцать лет преподносилось молодому поколению, что немцы Поволжья были наиболее реакционной и зажиточной частью населения, враждебно относившейся к русскому народу. Всё это делалось для дискриминации советских немцев, чему помогали даже писатели.
       Микоян А.И.: Всё это надо исправить.
       Дельва Н.А. – поблагодарил за политическую реабилитацию, но выразил сожаление, что нет советско-немецких школ, издательства, немецких газет и т.д. За 23 года издана только одна книга. Исчезает национальная культура, для ее сохранения необходима автономия.
       Микоян А.И.: Мы можем организовать издание книг, брать также книги в ГДР.
       Кайзер Г.Ф.: Замалчивание существования советских немцев и их дискриминация отражены даже в Большой Советской Энциклопедии, т. 50, 1957 год. Там указаны все национальности СССР – на этнографической карте народностей СССР, указаны их издания на национальных языках. Советских немцев нет там нигде.
       В печати совершенно не используется термин «советские немцы», о них не пишут вообще. Сохранение Указа 1964 г. в секрете ничего не меняет, его необходимо опубликовать в русских газетах.
       Микоян А.И.: Указ будет опубликован в немецкой газете. В центральных будет дан в изложении.
       Кайзер Г.Ф.: Создание школ для детей советских немцев при существующей разбросанности проживания немецкого населения практически невозможно. А значит, надо восстановить автономную республику советских немцев.
       Микоян А.И.: Восстановить автономию не можем. Поручу Верховному Совету РСФСР разработать мероприятия по снятию всех ограничений, в том числе в прописке советских немцев в местах их жительства до выселения. Немцы во время войны вели себя хорошо, хорошо трудились, честно трудятся и в настоящее время, мы их заслуженно награждаем.     Очень редко рассматриваются дела о преступлениях советских немцев, а преступлений у нас еще очень много.
       Товарищи, у меня в 12 часов заседание, до свидания.

       Беседа длилась 40 минут – с 11.10 до 11.50. Заведующий приемной тов. Скляров М.П., прощаясь с нами, пожал каждому руку и сказал, что в случае плохого отношения к вам на местах пишите на мое имя, я доложу Анастасу Ивановичу.

13 января 1965 г.

       Тов. Кёльн предложил написать письмо А.И.Микояну перед отъездом (Прилож. № 12).
Михель звонил в ЦК тов. Цуканову. Переданный ему материал он получил, но тов. Брежнева в известность еще не поставил, обещал доложить.
Перед отъездом нам заявил тов. Пшеницин (главный редактор «Нойес лебен». – Г.В.), что получил разрешение ЦК напечатать Указ.
       «Ваши труды дают всходы» – его слова.
      
             Секретарь делегации                Г.Вормсбехер