Пьеса

Алексей Миллер
Действующие лица:               
  Комисаров
   Доктор
  Генерал
  Надежда
  Клоун
Сторож
Ребенок
Шесть мужиков         
Возле левой ближней кулисы (если есть ближняя, и если есть хоть какая-то) сидит ребенок, во что-то играет, возле правой – на табуретке  сидит дедушка сторож, клюет носом в руках у него что-то вроде чего-то.  Посередине,  в глубине зала за большим письменным столом, спиной к зрителю сидит человек средних лет . он среднего роста, глаза карие, волосы темные, светлые, седые, любые.    На аванс сцене стоят три стула.
Из правой кулисы выходит Доктор, элементы одежды которого указывают, что именно таковым он и является.  Доктор подходит к сторожу.
Доктор: пустите у меня назначено к нему.
Сторож: а ты кто ж таков будешь?
Доктор: Я ихний доктор.
Сторож: а чем докажешь?
Доктор: как чем? Да вот у меня и скальпель есть (показывает)
Сторож: так что ж. у кого его сейчас нет (достает, показывает)
Доктор: я могу паспорт показать.
Сторож: Покажи!
Доктор показывает
Сторож: У-у, вы тут такой смешной. Та-ак, что еще?
Доктор: я могу сказать, чем наш пациент болеет.
Сторож: а вот это уже любопытно!
Доктор: С чего бы начать..
Сторож: с чего-нибудь невинного.
Доктор: ну, вот хотя бы мигрень.
Сторож: проходите ( уступает дорогу)
Доктор: только после вас!
Сторож: Упаси Боже, я туда не собираюсь!
Доктор проходит в  кабинет. ему хочется постучать, но он ничего лучшего не находит как похлопать в ладоши. У него весьма странный вид.
Комисаров: О! Доктор, это вы! Как ваше здоровье?
Доктор: Ах, спасибо. Намного лучше.
Комисаров: В наше время болеть нельзя! Что это у тебя за пятнышко (показывает в область сердца, доктор опускает голову, Комисаров хватает его за нос и громко смеется)
Все-таки некоторые признаки простуды остались ( вытирает руку об штаны)
Присядь.
(Доктор садится.)
Вы взяли конспект?
Доктор: я ведь его у вас оставил..
Комисаров: Ах, да! ( возвращается к столу, роется в бумагах)Доктор, Вы какой-то хилый доктор. В вашем –то возрасте и с вашей профессией вы должны подавать более явные признаки полноценной жизни. Вы слишком худой. Ах, вот нашел! У вас есть перо?
Доктор: Страусиное.
Комисаров: а у меня перо Павлина! ( показывает, смеется) но что от них толку, когда нет конструктивного применения. И так, берите тетрадь, ручку и пишите.
Урок третий. Лечение зарождающихся психоневротических расстройств в сословии рабочих и крестьян, то есть, так сказать, у самого что ни на есть народа. Записали?
 Доктор: Да.
Комисаров: для этого нужно понять, что такое человек! Цель или средство? (встает на стул) Мы хотим великую страну, для этого нам нужны кости людей, а так как с живого человека мало толку, то есть костей, то есть пользы, то надо ( в запале чувств падает со стула и пока летит неприлично ругается)
Мать моя гулящая женщина!
Встает, отряхивается.
Это можно не писать. На чем я остановился?
Доктор: что вы придумали какой-то способ против облысения!
Комисаров: Верно! Способ очень простой и как раз очень подходит нашей морали, о которой в следующей теме. Какой-то я сбивчивый сегодня.  Это из-за погоды. Какая там погода?
Доктор:  напряженная.
Комисаров: Вот именно. Это чувствуется.   Нужно зонт голубой купить.
Доктор: Почему голубой?
Комисаров: под цвет неба.
Доктор: Гениально!
Комисаров: Омерзительно. Продолжим. Средство  от  облысения и от всех средств против облысения! Не смотрите на меня доктор! Записывайте. Что же это может быть? Человек проживающий всю жизнь в рабстве, в зависимости от Бога, обстоятельств, других людей, других нЕлюдей, от своей больной головы, от Бога, обстоятельств, людей , не людей… я пошел по кругу! (пауза) Рабство – это бич нашего… нашей жизни!
(Из –за кулисы выходит шестеро мужчин, переворачивают стол набок, теперь он  служит  стеной. Все они одеты практически одинаково, только у троих простые рабочие шапки, а у других оружие в руках и шапки  военные.)
И наконец-то мы будем делать то, что так давно нужно было сделать нашим предкам!
( Три человека в простых шапках становятся к стенке на расстрел, трое других поднимают ружья)
Мы будем выдавливать из людей раба по ка-ПЛИ!
( На слове «Пли» стреляют. Люди у стенке сбрасывают с себя шапки. Комисаров подходит к сторожу. Пока он идет и начинает говорить ему мужчины меняются местами и шапками, те кто стрелял теперь отдают ружья  тем в кого стреляли и становятся на их место в их шапках.)
Комисаров(сторожу, вопросительно): Выдавливать раба по кА?
Сторож: Пли!
( опять выстрел, опять падают шапки, опять меняются местами. Комисаров подходит к одному из мужчин, который стоит у стены, выводит его из шеренги)
Комисаров: Выдавливать раба по Ка?
Мужчина: Пли!
(выстрел, шапки, меняются. Комиссаров идет к ребенку)
Комисаров: Выдавливать раба по кА?
(ребенок молчит. Комиссаров ждет.)
Комисаров: Нет, ну что за поколение! И трех букв не могут связать. (идет к доктору) Ладно, Доктор, на этом урок закончен.
(Мужчины уходят)
Вы все записали?
Доктор: да, практически. А можно вопрос?
Комисаров: Вопрос?  Да, конечно.
Доктор: А я вот не понял…
(его прерывает человек в чине генерала. Этот испуганный генерал вбегает на сцену)
Генерал: Что тут случилось?
Комисаров: О-о. Генерал!  Мы тут немного постреляли (смеется).
Генерал: я так испугался этих выстрелов!
Комисаров: Он у нас такой нежный (гладит генерала по голове). Доктор отдайте генералу тетрадь и ручку. А вы генерал пишите. Готовы?
Генерал: ДА!
Комисаров: пишите «я идиот!» ( Комисаров хохочет) успели?
Генерал: да..
Комисаров: покажите! (берет тетрадь) ДА, не, я идиот, а вы идиот! Зачеркните это все.
Генерал: эх, не получается.
Комисаров: Почему это?
Генерал : ручка не пишет.
Комисаров: Ну, вы действительно идиот, генерал! Тогда вырвете лист!
Доктор (протестующее) : нет! (потом помягче) просто там столько полезной информации…
Комисаров: Тогда идите вы доктор! И найдите ручку!
Доктор: да-да, конечно (убегает)
Комисаров устало подсаживается к генералу
Комисаров: Устал я.
Генерал: конечно. Оно и видно. Вы так осунулись и мешки под глазами и такой бледненький и…
Комисаров зло смотрит на генерала. Генерал замолчал. Пауза.
Комисаров: Мне недавно такой сон смешной снился. Будто весь народ спит и ему снится, что я их бужу! Это ж надо (смеются)
Генерал: это ж надо. А мне вот тут недавно приснилось, как будто я сплю, и весь народ меня будет! Это ж надо! (тишина)
Комисаров: Не умеете вы интересно свои сны рассказывать, генерал!
Генерал: Что правда, то правда. Мы народ простой, генералы, мы красиво…
Комисаров:  И, вообще, вы скучный. Где же доктор?
Генерал: Мне кажется он лечит.
Комисаров:  Кого?
Генерал: Людей…
Комисаров: Ах, да. Ну что ж… тогда поговорим о деле.
Генерал : Да.
Комисаров: Да, придется.
Генерал: Да, придется.
Комисаров: Что у нас там нового?
Генерал: Народ безмолвствует.
Комисаров (возмущенно): Как???
Генерал: Ну-у-у..
Комисаров(вскакивает): Они меня в гроб загонят! Что я им…! Да как они…! Всё! Нет! Я не могу! У меня депрессия! Где Любовь моя! Любо-о-овь!
(Надежда выбегает, бросается к нему в объятья)
Надежда(успокаивает его): Я тут! Я тут мой дорогой…
Комисаров: Любовь моя, Надежда, Надя, Наденька. Что делать мне? Я страдаю, от того что они страдают! Скажи мне! Не молчи…
Надежда: Ну-ну-ну. Выход есть! Все будет хорошо…
Комисаров: Скажи! Скажи же, чтО мне делать?
Надежда: Сначала присядь. Генерал ну что ж вы сидите?
Генерал: а что мне делать?
Надежда: Ну, ходя бы встаньте…
Комисаров (кричит):  Да! Встань, когда перед тобой женщина! (Комисаров садится, генерал встает. Надежда стоит возле Комисарова и успокаивает его) Нет, ну как можно с этими олухами работать! Я не могу!
Надежда: Но, родненький мой, на тебя вся надежда! Только ты один сможешь спасти всех нас. Тебе нельзя унывать!  Так переживать… нервничать.
Комисаров: эх.. да-да, ты конечно права. Но что, же мне делать?
Надежда: Ты должен подарить народу свою Любовь, дать ему свободу, осветить путь!
(глаза Комисарова загорелись)
Комисаров: Ну конечно! Конечно, как же я раньше не додумался! Это ведь так просто! Я знаю, что нужно делать! (залазит на стул) Я достану свое сердце и освещу им путь для народа! Народ будет счастлив, свободен и наступит всеобщее братство и равноправие! Да!
(Надежда и Генерал радуются такой идее, хлопают в ладоши и смеются)
Комисаров (без излишнего романтизма) : И так! Нам предстоит серьезная операция! Где доктор? (слезает со стула, ищет глазами доктора)
Надежда (озабоченно) : Какая операция?
Комисаров: Как какая? Вытащим из груди сердце и всех делов.
Надежда: Как вытащим? Ну, это же метафора…   
Комисаров (ищет доктора) : Чего?
Надежда: Я думала это метафора, про сердце и все такое…
Комисаров: Метафора? Забудьте эти слова, Наденька. У нас все теперь достаточно конкретно. Где же этот чертов доктор?? Генерал!
Генерал: Да!?
Комисаров: Идите вы и найдите доктора!
Генерал: Слушаюсь! (убегает)
Комисаров: А я пока приготовлюсь. (Ложиться на стулья) Иди ко мне, Надя.
Надежда: Что-о?
Комисаров: Я говорю, принеси водички, пожалуйста.
Надежда: Сам возьми.
Комисаров: Ну, ты что? Обиделась?
Надежда: Конечно! Потому что это безумие!  Ты свихнулся!
Комисаров: Так все ж ради народа.
(Входят генерал с доктором)
Комисаров: Доктор, где вы были?
Доктор: Такая история.. вы не поверите. Пошел я значит искать ручку. Ищу – ищу. А тут вижу человеку плохо. Скрючило его всего. Бледный весь, трясется весь. Подошел к нему и спрашиваю, что у него случилось. А он, представляете, говорит: «да, вот, случайно ручку проглотил, плохо теперь». Я, конечно, обрадовался! Думаю, вот подфартило! И начал доставать рукой ручку. Вот достал. (Показывает. Все смотрят на ручку. Молчат.)
Комисаров: Так что ж?
Генерал: Да?
Доктор (жмет плечами): Забыл.
Надежда: Раз уж мы все тут собрались, может приступим?
Комисаров: Да! Доктор, скальпель при вас?
Доктор: Да.
Комисаров: а паспорт?
Доктор:  Да. Показать?
Комисаров:  Покажите (Доктор показывает). У-у, вы тут такой смешной.  (доктор обижено прячет паспорт) Ладно, приступим.
Доктор: Вы неудобно лежите!
Комисаров: Почему?
Доктор: Во-первых, нужно лечь на спину…
Комисаров:  Ах, да.. (встает)
(Стулья переворачивают спинками к залу и накрывают скатертью, которая где-то поблизости лежит с того момента как перевернули стол. Скатерть скрывает тело Комисарова. Торчат только ноги.)
Доктор: Что же делать дальше?
Комисаров ( из-за скатерти) : Вам нужны перчатки и наркоз.
Доктор: Нет, наркоз нужен вам.
Комисаров: Это точно.
Доктор: Надежда, сделаете ему какой-нибудь наркоз. А вы генерал пока натяните мне перчатки. Ну чего вы их растягиваете? На руки натяните!
( Генерал натягивает, Надежда делает какой-нибудь наркоз. Комисаров засыпает)
Доктор: И так начнем. ( Протирает скальпель спиртом, начинает операцию)
Генерал: Ну что там?
Доктор: Подождите я только начал.
Надежда : Генерал, не мешайте ему!
Генерал: Да-да. Конечно.
Доктор: Лучше следите за пульсом. Не за своим!
Генерал: Ах, да.
Доктор: Не пережимайте ему вены!
Генерал: Извините.
Доктор: Генерал, сходите покурите.
Генерал: я не курю.
Доктор: Начните. Это я вам как доктор говорю.
Надежда: Из ваших уст слышны стихи.
Доктор: Господи, прости всем нам наши грехи.
Ну что я вам могу сказать
Ведь верно ждете вы ответ
Не сану больше вас томить
Сердца…. НЕТ!
Надежда: Что???
Доктор: Сами взгляните.
Генерал (вздыхая): чего нет – того нет.
Надежда и Доктор : помолчите генерал!
Генерал: Извините..
Надежда: Что же делать?
Доктор: Я за то чтобы сказать правду.
Надежда: Нет! Что вы! Это убьет его!
Доктор: А вы что скажете, генерал?
Генерал: я молчу.
Надежда: Правильно. Давайте лучше проголосуем. Кто за то чтобы сказать правду?
(Генерал и Доктор поднимают руки)
Надежда: Тогда будите его.
Доктор: Подождите, мне нужно наложить швы!
Надежда: После. Дело не терпит отлагательств. ( Будет Комисарова. Он просыпается)
Комисаров: Ну что?
Надежда: У нас плохие новости.
Доктор: Да.
Комисаров: Где сердце?
Надежда: Ну… э-э-э.. Доктор..
Доктор: как бы так сказать…
Комисаров: Что вы там мямлите?
Надежда: Генерал, что вы молчите? Скажите что-нибудь наконец!
Генерал: У вас нет сердца.
Комисаров: Что?
Генерал: Совершенно. Ни капельки!
Комисаров (чуть не плача) : как?
Генерал: Вот так!
Надежда: Генерал помолчите! Дорогой мой, так его, наверное, ни у кого нет… да, доктор?
Доктор (в замешательстве): Ну, это как посмотреть…
Надежда: Не мямлите
Доктор: в общем, да.
Комисаров: Совершенно? Ни  у кого?
Доктор: Да.
Комисаров: Надежда, возьми у доктора ручку у пиши. (Надежда так и делает. Комисаров встает. Становится на стул) Как же я не понял этого раньше? Ведь это как дважды два! Человек не может руководствоваться сердцем. Разве можно осветить весь мир таким чувствительным, капризным нервом нашей коротковременной жизни? Этим комочком невнятных желаний, вожделений, страданий! Ничего не стоящая метафора обеспечения нашей жизнедеятельности! Конечно! Мы не там искали! Надежда ты записала?
Надежда: Да…
Комисаров: Отлично, а теперь встань, я лягу.
(комиссаров ложится как прежде. Его не видно)
Комисаров: начинайте доктор.
Доктор:  А что собственно от меня требуется?
Комисаров: Какой вы не догадливый. Доставайте мозг, я им буду светить!
(Все трое растеряны. Комисаров спокойно лежит)
Комисаров: Ну, что вы медлите?
Надежда: Дорогой мой, ты уверен?
Комисаров: Ну, конечно. Давайте скорее!
(Надежда и Доктор недоуменно смотрят друг на друга. Доктор пожимает плечами)
Доктор: Ну что ж. Надежда сделайте какой-нибудь наркоз, а вы генерал поменяйте мне перчатки.
(Надежда делает какой-нибудь наркоз, генерал меняет перчатки. Комисаров засыпает. Доктор бездействует. )
Надежда: Что же вы доктор?
Доктор: Я.. волнуюсь..
Надежда: Чего это вы волнуетесь?
Доктор: А вдруг (доктор долго сглатывает слюну)… А вдруг у него и мозгов не будет?
(Надежда осознает какую-то ужасную мысль и ахает. Генерал, вдруг, начинает всех будоражить своей активностью)
Генерал: Да что вы такое говорите! Вы в своем уме! (подходит к Надежде, говорит успокоительным тоном) А вы не волнуйтесь так голубушка, все у него есть и мозги и не мозги…
Надежда: Без рук генерал!
Генерал: Ох, извините (отходит обратно)
(молчание. Все троя смотрят на Комисарова)
Доктор (решительно):  Надо резать (начинает).
(Надежда не в силах вынести возможность разочарования отходит)
Доктор: Надежда, куда ты?... то есть Вы.
Надежда: Я не могу на это смотреть.
Доктор: можете не смотреть, просто будьте рядом.
(Надежда подходит и взволновано отворачивается, но на протяжении всей операции поглядывает через плечо на то, как она продвигается)
(Доктор усердно режет голову Комисарова, генерал  склонился над Комисаровым и молча следит)
(Напряжение достигает своего пика)
(Все ждут, есть ли у Комисарова мозги или все-таки их нет)
Доктор: Оп, я на что-то наткнулся…
(Надежда резко поворачивается)
Доктор: ох, нет. Пока не то..
(Надежда опять отворачивается)
Доктор ( бросая недовольный взгляд на Генерала): Отвернитесь и вы генерал. Нечего над моим ухом дышать своими ядовитыми парами. А если б ухо было носом?
Генерал: Тогда бы я стоял возле носа, так как оно было бы ухом, и вам бы ничего не было видно.
  Надежда: Генерал, не умничайте. Не время.
Генерал: Извините (отворачивается).
( Пока они отвернулись, доктор достает молоток и стучит по голове Комисарова, Генерал и Надежда испуганно поворачиваются к Доктору и вопросительно смотрят на него)
Доктор: Генерал заберите этот молоток, а то он мешается под руками!
(Генерал забирает. Доктор какое-то время возится, потом торжественно говорит.)
Доктор: И так!  (пауза)
Пора бы дать ответ
и тут уж лги не лги,
А сердца хоть и нет
Но есть мозги!
(Все радостно вздыхают, поздравляют друг руга)
Генерал: Но что же дальше господа?
Надежда: И что же будет с нами?
Генерал: Так коль у нас его мозги…
Доктор: …Я предлагаю не говорить стихами!
(молчат)
Доктор: Пора будить…
Надежда: Нет! Это не возможно!  Как же он такой пустоголовый и бессердечный проснется со своими мозгами в руках…
Доктор: мне все равно. Мне приказали я сделал.
Генерал: а давайте ему на время чужие мозги вставим? Ну, пока он своими светить будет!
Надежда: Это чьи, например?
(переглядываются)
Доктор: мои нельзя, потому что мне еще оперировать.
Надежда: А женские мозги в мужскую голову  всовывать нельзя, а то он с ума сойдет!
( смотрят на генерала. Генерал удручен)
Генерал: А я… болею с детства.
Доктор: Ну, наконец-то мы о вас узнали всю правду, генерал. Что же стряслось?
Генерал: Контузия в пять лет.
Доктор: да, мозги генерала тоже опасно вставлять.
Надежда: Нужно быстрее думать, он скоро проснется!
Доктор: Чувствую, что история не будет иметь аналогов происходящему.
Надежда: не зарекайтесь.
Доктор: я пожалуй уйду в отставку.
Генерал: Когда же?
Доктор: Да, прямо сейчас. Мне надоело. Это какой-то сумасшедший дом. (доктор уходит)
Надежда: Нет! Доктор! Только не сейчас. Как же так, когда вы нам нужны, вы бросаете всё…(убегает вместе с генералом за ним)
На сцене происходит ничего.
Из-за кулисы выходит клоун, в руках у него шарик на длинной веревочке.
Клоун:  Бедняжка без мозгов лежит.
Зачем-то держит их в руках.
Пожалуй, их себе возьму.
И раз конец  сулит нам крах…
в башку ему я гелий закачаю.
И будет он теперь всегда.
Лететь!
Гореть как знамя!
Как звезда!
Мозги его я в область сердца
Себе засуну без труда!
Лишь  переоденусь я немного.
И все дела.
Плохи стихи.
Хорош конец.
Но у конца.
Не тот конец.
(гаснет свет. Свет загорается. Ни клоуна, ни Комисарова нет. Надежда, Доктор, генерал входят )
Надежда: Где же он?
(Клоун в костюме Комисарова входит.)
Клоун: Любовь моя, мой генерал, мой врач. Кому же как не вам меня понять? (Клоун вопросительно смотрит на них)
Доктор: Пора стрелять?
Клоун: Пора писать.
Генерал: А где тетрадь?
Клоун: Да , где тетрадь?
Доктор: Тетради нет!
Клоун: надо искать!
Все уходят.
И тут мы замечаем, что тетрадь у ребенка. Он пытается читать. Плохо, неразборчиво, по слогам. Старый сторож медленно встает, подходит к ребенку. Берет тетрадь из его рук и вырывает исписанные листы, потом её отдает вместе с ручкой и  тоже уходит что-то искать. Ребенок один на сцене. Что-то рисует.
Занавес. Конец.