Самый древний храм малой Родины...

Геннадий Никишин
Сегодня мне снова хочется повести речь о православных храмах на моей малой Родине, судьба которых тоже богата разными событиями.

Одним из таких является Троицкий мужской монастырь, основанный во имя Святой Троицы в деревне Драгошань - Дорогошанская Троицкая пустынь: 1651 - 1659 годы. Которая позже получила другое название – село Зимницы.

Так на реке Драгошаньке, двумя монахами, стольниками царя Алексея Михайловича братьями Кириллом и Романом Аристарховичами  Мещовского Георгиевского мужского монастыря был заложен новый православный храм, который стал главной церковью мужского монастыря.

Сам населённый пункт Зимницы возник в конце 15-го века. В начале 17-го века село Зимницы состояло из Дорогошанского монастыря и шести крестьянских дворов.

В 1797 году была образована Зимницкая волость, в которую вошли казённые села и деревни Зимницы, Каменка, Буда-Монастырская, и другие, с населением более 2 тысяч человек.

В 1841 году в Зимницах была построена первая в районе школа (приходское училище). Около этой школы стояла старинная усадьба князей Соловьевых (ныне, к сожалению, разрушенная) — одна из достопримечательностей села.

Усадьба состояла из главного дома, православной церкви, сельской школы, флигеля и хозяйственной постройки с садом.

В 1859 в с.Зимницы было 166 дворов, 535 душ мужского и 527 - женского пола.

Монастырь вначале назывался Драгошаньским, а потом Зимницкий Троицкий мужской монастырь. Был он деревянный, и в 1724 году был причислен к Мещовскому Георгиевскому монастырю. Во владения монастыря была отведена лучшая земля в окрестностях деревень Буда – Монастырская и Широковка, которую должны были обрабатывать местные крестьяне.

В 1764 году Драгошаньский-Зимницкий Троицкий мужской монастырь был упразднён и преобразован в церковь. С годами деревянная церковь стала настолько ветхой, что в ней уже было опасно проводить службу и встал вопрос и её закрытии, пока не будет решён вопрос о строительстве
нового здания.

Но всё решилось в одну ночь. В 1836 году, в одну из июльских ночей была сильная гроза. Молния ударила в купол церкви, она вспыхнула и сгорела. В церковной летописи, хранившейся у бывшего сельского дьячка Драгошаньского, об этом записано так: «Грозовой июльской ночью лета 1836 года над церковью нависла страшная чёрная туча и опустилась до самой макушки. Из тучи вылетела огненная стрела и с зело ужасным грохотом ударила в маковку храма. Он загорелся и тихо, аки свеца, сгорел».

Восемь лет спустя, в 1844 году, в селе построили новую каменную церковь во имя Святой Троицы. Церковь стояла на самом высоком и красивом месте и была видна из всех окрестных деревень: Слободки, Каменки, Пустынки, Буды – Монастырской и даже Котович.Кроме самих Зимниц в приход входили ещё 11 деревень... На окраине села, в километре от Ключёвки, как бы в центре этих сельских населённых пунктов. Место тщательно выбиралось не только архитектором, но и по советам самих крестьян.

Внутри было много икон, среди которых особенно почиталась икона Божьей Матери с Младенцем Спасителем. В народе её называли Чудотворной,  существовала легенда, которую местные жители передавали из поколения в поколение.

Богатства монастыря привлекли однажды разбойников из Брынских лесов. Примерно в 1720 году около 80 грабителей, вооружённых фузеями и рогатинами, двинулись к монастырю. Но стоило им приблизиться к селу на полверсты, как на них на всех нашло затмение: в один миг всё вокруг утонуло в густом тумане. Наступила такая темнота, что разбойники сбились с дороги, а потом настолько заблудились, что не знали, куда идти дальше. Пробродив в тумане до утра, они вынуждены были повернуть назад, испытав страх.

Настоятелями храма было несколько человек: о. Алексий, о. Пётр, о. Сергий, но местным жителям особенно запомнился о. Николай Мансветов, которого в народе звали просто Монсвет. Может потому, что этому священнослужителю пришлось испытать вместе со всеми не только гонение за веру, но и принять мучительную смерть...

 Он жил со своей женой в отдельном доме. Средних лет. У прихожан Мансветов пользовался большим авторитетом. Он был честен, благороден, справедлив, любой мог прийти за советом и помощью.

Но однажды с ним произошла интересная история: в сильном подпитии шёл он, пошатываясь, по сельской улице. Несколько мужиков – крестьян остановили его и, не мало удивившись такой картине, спросили: «Батюшка, как же так, нас учишь – не пейте, а сам в таком виде!»

Священник заулыбался, а потом заметил: «Вы правы, чадо мои! Но сами поступайте так, как я вас учу, а не так, как видите!»

Мансветов носил белый фартук, и у некоторых представителей советской власти такой вид одежды вызывал раздражение, поговаривали, что такой священник не будет уважать новую власть. Что надо прислать другого, «красного попа».

Преследование за веру только начинало набирать силу, и по сёлам стали появляться «красные священнослужители».

И над о. Николаем стали сгущаться тучи. Жена Мансветова была красивой, немного моложе его, однажды матушку Зинаиду увидел военный комиссар из Жиздры. Начались интриги, в ход были пущены все ухищрения, в дом к священнику зачастили комиссии Зимницкого волисполкома.

Все понимали, что история вокруг жены Мансветова добром не кончится. Семья священника продолжала оставаться порядочной и непогрешимой, все усилия «страстного любовника» закончатся ничем. Мансветов не вступал в конфликт с представителями советской власти. Местные жители сочувствовали Мансветову, видели, сколько унижений испытывает его семья.

Первым из села исчез Мансветов, а потом и вся его семья была отправлена куда-то на север.

Многие годы судьба священника была неизвестна, но вот в 90-е годы, работая над рукописью книги о истории моей малой Родины, мне удалось отыскать архивные документы, по которым выяснилось, что Мансветов был приговорён к высшей мере наказания за антисоветскую агитацию. Для этого даже существовала специальная статья 58 п.10 УК России. А чуть позже в книге «Из бездны небытия» писателя-юриста Ю. Калинниченко я натолкнулся на запись, из которой следовало, что священник Мансветов был действительно расстрелян. Судьба других членов семьи осталась неизвестной.

Судьба человека вместилась в несколько строчек:
Мансветов Николай Феофилактович, родился в 1879 году в семье учителей, в селе Спас-Деменск, Мещовского уезда, Калужской губернии. После окончания в 1900 году Калужской Духовной Семинари был направлен в село Зимницы священником. В годы гражданской войны 1918-1921 годах принимал участие в боевых действиях Красной Армии, после чего снова вернулся к службе священника.

Арестован 16 января 1931 года по обвинению: "принадлежность к контр-революционной монархической группировке "ИПЦ", активная антисоветская деятельностьс использованием религиозных предрассудков верующих, срыв собраний и других проводимых Советской властью мероприятий на селе"...
Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР
 
Групповое дело "дело к/р монархической группировки ИПЦ, Калужская (Западная) о., 1931г."
Из обвинительного заключения:

     "...Представляли из себя к/р церковно-кулацкую группировку, проводившую
     широкую работу по сплочению вокруг себя религиозных, кулацких и к/р элементов,
     с которыми вели систематическую активную к/р деятельность на селе среди
     крестьянства, направленную к срыву проводимых Советской властью мероприятий
     на селе. Вели работу по использованию религиозных предрассудков масс,
     указывая на гонения, якобы чинимые Советской властью на религию.
     Установлено, что к/р группировка имела связи по к/р деятельности с рядом
     служителей религиозного культа в пределах Плохинского и Сухиничского районов
     Западной области.
     Отдельные члены группировки связаны с епископом Сергиевской ориентации
     по Западной области Остроумовым и служителями религиозного культа
     Ленинградской области, причастными к к/р деятельности, в связи с чем по делу
     требуется ведение следствия и доаресты ряда лиц, причастных к к/р группировке".
Виновным себя о.Николай Мансветов не признал.

"Из бездны небытия": книга памяти репрессированных калужан.

Вначале отец Николай был приговорён к трём годам лагерей, но впоследствии расстрелян. По этому делу проходили жена и брат Мансветова.

Книга состоит из нескольких томов, в которую вошли имена тысяч советских людей, которые были подвергнуты репрессиям только на территории Калужской области.

Помню случай с семьёй Птушкиных на станции Думиничи. Мария Фроловна много лет отработала в школе, я был близко знаком с её сыном Анатолием, с которым мы вместе учились. В своё время вот также при невыясненных обстоятельствах исчез отец Марии Фроловны. Прочитав коротенькую запись о том, что мужчина, работавший конюхом, тоже был расстрелян, мы решили начать поиски.

Через несколько месяцев из Москвы пришёл ответ, что осуждённый по статье 58 п. 10 был расстрелян за то, что тот выступил против закрытия православного храма и превращение его в склад для зерна и хранения техники.

Всего несколько фраз, сказанные в открытую, но их было вполне достаточно, чтобы человека схватили где-то на улице, а через три дня уже привели в исполнение смертный приговор.

Я читал документальную книгу и представлял как это было, в каком страхе жили в те годы люди!

Осенью 1938 года церковь в селе Зимницы была закрыта. В полдень все жители окрестных сёл и деревень собрались у храма. Огромная масса народа шумела, люди не скрывали своего возмущения. Здесь же был и новый священник Маркиянов, присланный вместо репрессивного. Женщины плакали. Уполномоченные из районного центра спешили.

 По их приказу колхозники Ларичкин Иван и Утин Егор вскарабкались на колокольню и начали демонтировать колокол, чтобы сбросить его вниз. У мужчин что-то не получалось, время шло, представители районной власти нервничали.

Колокол весил более ста пудов, отличался внушительными размерами, а его голос можно было услышать за несколько вёрст. Во времена снежных бурь и в осенние ненастные тучи он многим помог отыскать нужную дорогу. Но самое важное, церковь на селе объединяла людей, и в таком единении они находили веру и поддержку в трудные минуты своей жизни.

Наконец и с большим трудом, с колокола сняли все крепления, его спутали верёвками и тросами. Подошёл гусеничный трактор «ЧТЗ» - самая мощная техника в те годы. Тракторист зацепил трос, сел за рычаги машины.

Дёрнул раз, другой…Мужиков с колокольни, будто ветром, сдуло. Мощный трактор взревел, трос натянулся. Все замерли, наступила тишина, взгляды устремились на колокол, который продолжал неподвижно стоять на балках, напротив окна. Колокол будто прирост и не хотел двигаться с места.

И тут из толпы вышел новый священник, который остался чужаком для местного населения. А тот подошёл к трактористу, о чём-то с ним перешептал и, ухватившись за трос, стал ему помогать.

Ещё громче запричитали женщины, раздались голоса, резко осуждавшие поступок священника. В этот момент из толпы отделился мужчина и направился к Маркиянову: «А ну-ка, батюшка, отойди в сторону, трос могит лопнуть! Убить могит!»

Тракторист подал назад, потом резко дёрнул, и колокол медленно пополз к краю окна. Удар о землю был настолько силен, что колокол вошёл глубоко в неё.

К колоколу подошёл старый звонарь, обхватил его руками и, не стыдясь слёз, заплакал. Разрушение церкви и снятие колокола стали для многих трагедией.

В церкви хранилась большая коллекция литературы: книги в кожаных с металлическими застёжками переплётах, с теснёнными золотом и серебром названиями, в твёрдых картонных переплётах. Кроме религиозной, тут было много художественной литературы, много духовных и светских журналов, хорошо иллюстрированных, старые учебники для школ. Здесь можно было найти полное собрание сочинений Н.В. Гоголя в одном томе. Это была редкая, огромная книга дореволюционного издания, в твёрдом картонном переплёте с художественными иллюстрациями. Тут же находились полное собрание сочинений В. Шекспира, М.Ю. Лермонтова, «Дети капитана Гранта» Жюля Верна, «Граф Монтекристо» А. Дюма.

Церковь того времени являлась хранилищем, куда заносили не только имена родившихся и умерших, но и всех событий, которые происходили в жизни конкретного человека, семьи, села…А потом все эти записи аккуратно и заботливо сберегались. Всё это подверглось разрушению и разграблению, было предано огню…В селе было две церковно-приходских школы и три земских.

Во время Великой Отечественной войны, в конце февраля и в начале марта 1942 года, гитлеровцы приспособили церковь под мощный оборонительный узел с большим количеством огневых точек. И когда наши войска вели наступление из деревни Слободки на Зимницы, а местность там была совершенно открытая, обрушивали на наступающих смертельный шквал огня. Много наших солдат полегло в этих боях. На территории села в братских могилах похоронено более 2700 советских солдат и офицеров...

2-го апреля 1942 года, отступая из Зимниц, фашисты полностью взорвали церковь. Сейчас на этом месте остался лишь огромный холм, поросший кустарниками и деревьями.

Чуть позже,в начале 60-х годов на месте храма построили домик, где собирались верующие. Часовинку строили во главе с Иваном Дорожкиным: Бухарова Аграфена, Тимофеева Наталья и Ковалева Анастасия.

В 1990 году было зарегистрировано районное общество православных христиан села Зимницы в здании бывшей Зимницкой школы.

Школа, переданная общине верующих, была в полуразрушенном состоянии. Приход образован 21 декабря 1993 г. во временном помещении.

Усилиями верующих были вставлены двери и окна. В этом здании в 1991 году о. Иоанн Староста отслужил первую службу. Впоследствии настоятелем храма был назначен о. Николай Мурзаков. В настоящее время настоятель прихода — о. Иоанн Староста.