Когда остаешься наедине с собой. Маленькое эссе

Владимир Ривкин
               
       Когда остаешься надолго наедине с самим собой, порой, удается многое переосмыслить. По крайней мере, со мной это случается, в особенности, когда я нахожусь в своем "родовом имении" «Ивановский Остров», а на дворе ненастная погода и идет дождь. Так вот случилось и сейчас. Натопив, как следует, печку в доме, я размяк и вознамерился посмотреть телевизор. Как  и следовало ожидать, смотреть там было особенно нечего. Пришлось его выключить, а вместо того, стал слушать музыку. Видимо, какие-то мелодии настроили меня на особо лирический лад, поскольку в голове стали проноситься мысли, непомерно глубокие  для меня, которые тут же захотелось запечатлеть на бумаге. (Извините, я имел в виду, занести в компьютер. Отчасти из-за этого, я и приобрел себе ноутбук на старости лет). Пальцы уже давно меня толком не слушались, а вот по клавишам ударять еще годились. В частности, меня посетила мысль о том, что люди, как и  многие другие животные, сильно подвержены влиянию солнца. Я имею в виду вовсе не воздействие его на наши биоритмы или последствие пресловутых магнитных бурь, случающихся время от времени на солнце. Вовсе не это. Солнце способно наделять нас какими-то особыми душевными силами. Как  птицы мы радуемся солнцу. Когда оно ярко светит, настроение наше заметно улучшается, мы полны жизненных сил и деятельны. Напротив, в пасмурные дни настроение резко падает, делать ничего не хочется, любой работой занимаешься как бы через силу, будто принудиловку отбываешь. Во всяком случае, так происходит со мной.
    Если я живу у себя на даче, то первые же лучи солнца, проникшие в окна дома, заставляют меня проснуться рано и лишают сна. И как бы я не пытался в такие дни перехитрить свою натуру, у меня ничего не выходит. В этой ситуации не помогают ухищрения с залезанием с головой под одеяло, или какие-либо иные. Все тщетно. Как рыба, вытащенная рыболовом на поверхность и хватившая воздух ртом, теряет силы и перестает бороться (так, по крайней мере, утверждают некоторые рыболовы), так и я, ухватив хоть краем глаза луч света, теряю сон и, переставая сопротивляться естественному ходу событий, поднимаюсь с постели. Меня тянет на волю, во двор (причем в прямом, а не в переносном смысле). Быстро приготовив себе завтрак, и поглотив его, я отправляюсь из дома наружу, где могу вволю наслаждаться утренним ласковым солнцем. Как птица, порхая от дерева к дереву, которые сам когда-то посадил и вырастил, я любуюсь первыми, распускающимися на них листочками. Как молодой кузнечик радуюсь пробивающейся из земли зеленой травке, которую не так давно посеял, устраивая лужайку. Или как шмель по-деловому обследую один за другим, распускающие свои лепестки, цветы. Особую уже чисто человеческую радость я испытываю при виде удавшихся прививок на деревьях и напротив, переживаю, если  молодые листики, уже начавшие было, на них распускаться, засыхают, а черенки чахнут. И такое тоже случается, к моему сожалению. Особенно радует то, что большая часть всех этих деревьев, кустов и многих других растений здесь существуют благодаря мне. Хоть это и не скромно, но в чем-то начинаешь ощущать себя Создателем. Ведь когда я приобрел в Ивановском Острове дом с участком земли, кроме бурьяна здесь ничего не росло. Не было ни одного дерева или кустика. Не было даже намека на какой-то забор вокруг участка, в земле всюду попадались какие-то железки,  осколки стекла и прочий хлам, а дом был похож на свинарник. Да и запах в доме был соответствующий. Хотя не знаю, может быть, я не справедлив, и на свиней наговариваю.
   По правде сказать, я и не думал тогда заниматься садоводством или огородничеством. В те далекие годы для меня было просто дико терять время, ковыряясь в земле. Я больше предпочитал поездки на природу, походы за грибами, или путешествия, особенно в годы моего увлечения подводным плаванием или поделочными камнями. Да и сам дом в деревне с участком я приобрел как бы, между прочим, для вложения средств. Но время шло, многое изменилось, изменился, видимо, и я сам. И вот за долгие годы своего хозяйствования здесь я более-менее привел в порядок дом и участок, обнес все это забором и теперь моё «пропэти» уже больше не заставляет меня краснеть за него. Напротив, меня наполняет какая-то гордость за всё, чем мне приходится владеть, хотя дом мой, слегка облагороженный внутри гипсокартоном, так и остался старой гнилухой. Тем не менее, наверное, в былые годы я мог бы потянуть на звание деревенского середняка при всех этих благах, и меня могли бы даже раскулачить. Но ни коровы, ни кур, ни даже кошки у меня по-прежнему нет.

  Когда приезжаешь сюда весной из душного и суетливого города, окунаешься в этот простой деревенский образ жизни, сразу начинаешь ощущать себя частью природы-матушки. Ты видишь, как все окружающее тебя, начинает пробуждаться после зимней спячки и тебе кажется, что ты сам тоже начинаешь как-то оживать. Единственный для меня диссонанс здесь, пожалуй, это кроты. С ними уже долгие годы я  веду непримиримую войну. Очень часто приходится видеть, как какой-нибудь очередной житель царства тьмы, подрывает корни высаженных тобой растеньиц, а столь старательно устраиваемые тобой газоны, вскорости, оказываются сплошь покрыты их земляными кучами, и становятся похожи на головы мужиков, больных стригучим лишаем. Особенно обидно наблюдать такое ранней весной, когда возвращаешься в деревню из города после зимнего перерыва. Какие бы меры я не пытался предпринять против них, кроты выходят из этой борьбы победителями. И насколько я знаю, не мне одному приходится терпеть урон от этих божьих тварей.  Видимо, кроты все-таки умнее нас, людей. В итоге остается только лютая ненависть к ним, как к самым заклятым классовым врагам.
   Но я, кажется, несколько отвлекся от темы, коснувшись наболевшего. Итак, я на дворе и в небе светит ласковое солнце. Ничто не может испортить тебе настроение в это солнечное утро, даже кроты. День проходит в разных делах и заботах, работа приносит удовлетворение, когда её заканчиваешь, а вечером тебя не покидает ощущение, что день прожит не зря. И уже отходя ко сну, ты ждешь, что завтрашний день будет таким же солнечным и радостным.
      
   Ничего подобного ты не ощущаешь, если погода хмурится. Когда солнце с утра закрыто тучами, или, тем паче, идет дождь, ты ощущаешь какую-то вялость, былой бодрости нет и в помине. Вставать с постели тебе не хочется.  Ты можешь проваляться в кровати часов до девяти, а то и более. И на улицу тебя уже не тянет, хотя там мало что изменилось: та же трава, те же деревья и кусты, которые тебя еще недавно радовали. Нет одного – солнца! Того солнца, которое дает энергию всему живому на земле. Выходит, и нам оно тоже крайне необходимо, как и другим животным, не говоря уже о растениях. Мы не являемся исключением. Весь день чувствуется это. Ты ощущаешь какую-то лень во всем теле, и  нежелание чем-либо заниматься. Из дома выходишь ненадолго и без особой охоты, лишь сознавая, что надо сделать  что-то крайне важное, и вообще часто проводишь целый день в избе.
    В один из таких дней на память мне пришел один совершенно замечательный  рассказ Рэя Брэдбери «Все солнце в один день». Речь шла о планете, где все время шел дождь, и где жили дети, родившиеся от людей, работавших на ней. Среди тех детей была одна девочка, которую все остальные ребятишки не любили лишь за то, что она прибыла с Земли, и там ей часто доводилось видеть солнце. А когда на сумрачной и дождливой планете на короткое время должно было выглянуть солнце, девочку заперли в чулане другие дети, чтобы она не могла его увидеть. Дети радовались, а девочка с планеты Земля была отчаянно разбита горем. – Трогательная история! Много лет прошло с тех пор, как я прочел этот рассказ, но до сих пор почему-то помню хорошо его. Он волнует мне душу. И, порой, я ощущаю, что, окажись я на месте той девочки, трудно было бы придумать большее горе, чем постигло её.  Может быть отчасти это связано с тем, что детство своё я провел на Юге, там, где солнце гораздо чаще дарит людям свой свет, и делает их более живыми и энергичными,  наполняя жизнь эмоциями. Ну а северяне это часто принимают за шумливость и невыдержанность. Так это или иначе, но я знаю точно: если на небе тучи – тучи ходят и в моей душе. И сразу хочется поближе подобраться к своей деревенской печке, затопить её. Здесь мне становится понятно, почему людей так тянет к огню. Затопить печку, или камин в непогоду, когда на улице поливает дождь, а то и снег  идет,  всегда приятно. Но сделать это хочется не только потому, что от огня в комнате становится теплей и уютнее, но и, чтоб увидеть, как в печи ярко горят дрова, напоминающие о лучиках так необходимого нам солнечного света, пусть даже и, запрятанного в твоем очаге.   
    
   И все же есть у таких пасмурных дней своя положительная сторона. Ведь оставаясь в доме, ты, так или иначе, вынужден чем-то занять свое время. Если все дела в доме переделаны, а книжки прочитаны, возникает пора немного поразмышлять о том, о сем. И, наверное, излишне говорить о том, что дело это иногда, очень даже полезное. Прежде всего, можно навести порядок в своих мыслях, обдумать какие-то конкретные проблемы, а порой, задуматься о чем-то серьезном, непреходящем. Нет, не поймите меня превратно, я отнюдь не подвергаю сомнению давно известный мне ответ на основной философский вопрос: «Есть ли счастье в жизни?». Такие истины, как эта, для меня остаются незыблемыми, независимо от обстоятельств. Но есть и другие серьезные вопросы, на которые следует найти ответы, по крайней мере, для самого себя. А в результате могут появиться зарисовки, вроде этой, изложенные весьма корявым языком человека, давно занимающегося преимущественно физическим трудом, и упражняющего свои мозги каким бы то ни было умственным, крайне редко. Да простит меня Господь за это серьезное прегрешение!               


               
                R.V     19.05.2009, Ивановский Остров