Русский бизнес

Виктор Лукинов
Лейтенант Шулика  сидел у себя в  капитанской каюте и размышлял о смысле жизни.

Вот уже и двадцать пятый год на носу. И с какими такими итогами подходим к юбилейной, можно сказать,  дате? Ну, командир пятисотсильного буксира, с двумя десятками матросов срочной службы на борту. И всех-то достижений? А ведь мечталось и снилось когда-то совсем другое. Белый, словно лебедь, пароход, безбрежные синие дали, загадочные острова в океане.

А что имеем? Серо-свинцовая балтийская вода в иллюминаторе, Сонный провинциальный немецкий городишко с узкими, мощеными булыжником улочками. И такое же унылое до зевоты, добропорядочное и законопослушное  местное население – все эти герры и фрау.  Такая вот серая, как штаны пожарника, гарнизонная жизнь.

Семейным офицерам можно хоть с женой поскандалить-поругаться, какое ни какое да разнообразие. А бедным холостякам, таким как Шулика, – кроме пьянки никакого развлечения. С местными фройленами – ни-ни, никаких шуры-муры. Сей момент злой и ужасный замполит тебя вычислит, насадит на крючок и  на офицерский суд чести потащит. И  прости-прощай, хоть и дохлая, а всё же карьера. Законопатят тебя тогда туда, куда даже радиоволны не доходят. И будешь нести службу где-нибудь под северным сиянием, вместе с белыми медведями.

Шулика уже и так у замполита бригады в штрафниках ходит.  Да ведь из-за ерунды, честное слово. В пивной, которую любили посещать, в свободное от службы время, офицеры морской базы, к пиву подавались сосиски. А на столиках стояли вазочки с горчицей, в которую полагалось эти сосиски обмакивать. Горчица эта немецкая была какая-то кисло-сладкая –  в общем, дрянь, а не горчица. Шулика, взял на камбузе настоящую русскую горчицу, принёс её в пивную и выложил в вазочку на соседний свободный столик. Вскоре за столик уселся толстый усатый немец, заказал пару пива и сосисок. Отпил немного, насадил на вилку сосиску, хорошенько её обмакнул в горчицу и откусил. А потом наступил ступор. Физиономия у немца стала, что твой светофор, ртом он хватал воздух, будто вытащенная на берег рыба, а подскочившая официантка укоризненно качала головой и всё кудахтала:

- Ах, герр офицер, герр офицер!

Тоска зелёная. И никакого тебе счастья в личной жизни!

А ведь как здорово всё начиналось!

Мальчишка из маленького сухопутного городишки отправился поступать во вновь открывшееся после войны мореходное училище. Южный город в устье могучего красавца Днепра. Океанские пароходы на рейде и у причалов морского порта. Шикарная морская форма и кормёжка досыта, после полуголодного послевоенного детства. Первая практика на белоснежном красавце – стальном трёхмачтовом барке «Товарищ». Самое синее в мире Чёрное море, красоты Крымского и Кавказского побережья. А впереди – дальние дороги в океане, загадочные и манящие чужестранные порты – весь мир в кармане!

И вот, нате вам: приплыли греки – привезли апельсины! Явились в «бурсу» суровые дядьки с крупнокалиберными звёздами на погонах, и, оккупировав кабинет начальника училища, затребовали личные дела старшекурсников. А потом стали вызывать их по одному на собеседование, вернее на блиц-опрос:

- Курсант Шулика по вашему приказанию прибыл!

- Вольно, курсант! Ну, как, готовы Родине послужить?

- Всегда готов!  (Да, скажи что не готов. Можно подумать у меня есть выбор).

- Вы будете направлены доучиваться в военно-морское училище, в Ригу. Свободны.

- Следующий!

Вот уже несколько лет на Дальнем Востоке шла малая война, грозившая, по всем прогнозам  превратиться в большую, и  даже очень большую. Иосиф Виссарионович, похоже, решил, наконец, разобраться, кто в мире хозяин. И сухопутная армия у него для этого была –  будь здоров: от Москвы до Британских морей – всех сильней. Флот, правда, малость подкачал. Ну да Бог с ним. Не до океанских сражений, … пока. Подождут линкоры с авианосцами, всему своё время. Сейчас главное свои берега надёжно прикрыть, пусть и небольшими, но эффективными кораблями охраны водного района. Но для них, понятно, нужно командный состав наскрести. Кадры, как известно, решают всё.

И сгребли со старших курсов гражданских мореходок будущих Магелланов с Колумбами, и отправили в военно-морские училища переквалифицироваться  в Ушаковых и Нельсонов.

Пока Шулика доучивался в своей новой «бурсе», умер вождь всех времён и народов, а потом и война в Корее закончилась. И вроде как и не нужен оказался свежеиспечённый младший лейтенант. Но не выгонять же парня на улицу. И заслали его заграницу (сам же ещё недавно хотел) в бригаду Балтийского флота, в дивизион вспомогательных судов.

За что боролись – на то и напоролись!

Дали Шулике немецкий трофейный паровой буксир, дали механика – вольнонаёмного, и два десятка срочной службы палубных матросов и машинистов с кочегарами. Командуйте, лейтенант!

И вот уже пятый год таскает Шулика  на длинном буксире артиллерийский щит, по которому лупят болванками эсминцы бригады на стрельбах, переставляет с причала на причал и подводит под борт боевых кораблей баржи и плавкраны.

Такая вот романтика!

Вот и сейчас буксир готовится к отходу. Нужно сходить в соседнюю Польшу за несамоходным плавучим краном, срочно вдруг понадобившимся для каких-то неотложных дел. А до этого он уже с неделю находился там, под присмотром старшего матроса Салаты – из его же, лейтенанта Шулики, экипажа. Старослужащий Салата был хорошим матросом – трудолюбивым и исполнительным, несмотря на свой затянувшийся срок службы. Хотя, случалось, мог и чего-нибудь отмочить. Восемь лет оттрубил он на флоте, и это был его, можно сказать, «дембельский аккорд». Через какой-то месяц он, в числе первых счастливцев, должен отправиться домой.

В каюту поскреблись, и дверь приоткрылась.

- Разрешите, - в дверном проёме нарисовалась слегка сутулая  фигура механика.

-  Командир! Пар на марке, машина к реверсам готова.

- Добро, Васильич, отходим.

Шулика поднялся в ходовую рубку. Наклонился к обтянутому резиной раструбу переговорной трубы:

- Машину на товсь!

Выйдя на крыло мостика, скомандовал:

- Боцман, отвязываемся!

Матросы, находившиеся у носовых и кормовых кнехтов, ослабили концы, а стоявшие на пирсе сбросили «гаши» с причальных тумб, и запрыгнули через низкий фальшборт на палубу.

Лейтенант подал команду в открытую дверь рубки рулевому, и стоявшему у машинного телеграфа матросу:

- Руль право десять! Малый вперёд!

Вспенив винтом воду, буксир отошел от стенки и, развернувшись через правый борт, направился на восток. Польша была недалеко, – как раз наискосок через залив.

                ………..

Матрос Салата сидел на палубе вверенного ему плавсредства и удил рыбу. Вернее пытался удить. Голова гудела и трещала, и поправить её было нечем. Вчера, знакомая девушка Зося, – из близлежащей  деревни, принесла ему в презент похищенную из родительского погреба бутылку злого и пахучего самогона. И надо ж было такому случиться, – проводив поздно ночью дежурную даму сердца, Салата взял да и выдул всю эту отраву, до самого донышка, не оставив на утреннюю реанимацию ни капли. Вот дурень! Сам виноват. Зося придёт теперь только вечером.

Салата уже неделю как командовал сам собой, а также несамоходным плавучим краном, пришвартованным к временному причалу в небольшой уютной бухточке. Во время войны немцы тут держали базу торпедных катеров. Теперь уже и немцев здесь давно нет – одни поляки; и плавбаза на дне лежит – чуть левее от выхода из бухты. А вокруг тишина: дюны да сосны. Курорт!

Собственно, плавкран сюда и пригнали – для подъёма той самой немецкой плавбазы. А потом дело что-то застопорилось, и оставили одного Салату – охранять казённое имущество. Вот он его и сторожит.

- Однако, как же ж башка трещит, блин!

- Пан матрос, а, пан матрос!

Салата отвлёкся от грустных дум и созерцания неподвижного поплавка, и с трудом повернул чугунную голову влево.
На берегу стоял какой-то гражданский; шпак, в фетровой шляпе и мятом макинтоше.

- Я смотрю пан матрос такой грустный.

- Как же тут не будешь грустным. Скоро ухожу на дембель. И вот наградили меня, за хорошую службу, этим плавучим краном. А что мне с ним делать – ума не приложу. Лучше б деньгами дали. Но, говорят, денег нет – бери плавкран. А на кой хрен он мне сдался? Домой, на гражданку, его с собой не заберёшь.

- Так я у пана куплю, - засуетился на берегу шпак в макинтоше.

- Да? – с сомнением поглядел на него Салата.

- То так, я дам пану хорошие пенёнзы. Только пан матрос напишет мне расписку.

- Дак я по-вашему и не могу – только по-русски. Ты хоть прочитать её сумеешь?

- Нет, пан матрос, да то не важно. Главное чтоб расписка была.

- Ну, добро, так и быть, продам я тебе свой плавкран, напишу расписку – всё будет чин-чинарём. Только слушай, пане поляк, мне щас подлечиться надо, понимаешь? Выдай мне аванс – злотых 200-300, я в корчму сгоняю, а ты пока своё будущее имущество посторожи. Зэр гут?

                …………….

Шулика подвёл буксир впритирку к плавкрану; оставалось только выбросить на него концы, набросить на кнехты да закрепить. И все дела. Вот только принять их было, похоже, некому. На плавкране наблюдалось отсутствие наличия матроса Салаты, а вместо него по палубе бегал, размахивая руками, какой-то гражданский шпак.

- Концы прими, мать твою!- рявкнул на него боцман, но только испортил всё дело.

Шпак с перепугу обмер, и сам стал изображать швартовную тумбу.

Два матроса сиганули с буксира на палубу плавкрана, и набросили концы.

- Стоп машина!
- Боцман, разберись что за фрукт, и где Салата? – отдал с крыла мостика два приказания подряд Шулика, и спустился к себе в каюту.

Минут через десять в дверь постучали.

- Не заперто!

В каюту, подталкивая впереди себя давешнего штатского, ввалился боцман.

- Товарищ командир, вот привёл Вам нового хозяина плавкрана. Утверждает, что купил его у матроса Салаты, и даже аванс тому уже выдал.

- Понятно. Бери с собой пару матросов и дуй в ту забегаловку, что на бугре. И чтобы через 15 минут Салата, живой или мёртвый, был передо мной как лист перед травой.

Минут через двадцать на борт было доставлено бесчувственное тело матроса Салаты.

- Где нашли? – спросил у боцмана Шулика.

- Между корчмой и причалом,- доложил тот.

- Как лежал?

- Головой вперёд.

(Согласно морской традиции, если пьяный матрос окончательно «выпадая в осадок», успевал брякнуться головой к своему судну или кораблю – наказание ему существенно смягчалось).

- Вот, товарищи матросы, живой вам пример того, как можно привести себя в скотское состояние! – сказал,  (- отбиваю хлеб у товарища замполита), –  и подумал Шулика.

- В цепной ящик  его!

- Холера ясна!!! А мои пенёнзы!?- заволновался коммерсант.

- Боцман, посмотри,- приказал лейтенант

Тот выгреб из карманов Салаты бренные останки аванса и передал их поляку

- То есть русский бизнес, пане офицер? – кисло съязвил неудавшийся владелец плавучего крана.

- Что же пан коммерсант такой доверчивый? Это вредно для бизнеса. Вам, уважаемый, должно быть известно, что военное имущество не продаётся. Да и вообще, в Советском Союзе частной собственности нет. Матросы – ужасные фантазёры и верить им на слово не стоит. Так что берите, что осталось, и советую вам больше не заниматься сомнительными сделками. А сейчас извините, служба.

- Боцман, отходим!

                ………………….

Всё дальше уходил причал, с унылой фигурой в макинтоше на нём. Шулика вёл кран на коротком буксире и размышлял:
- Неужели вот так всю жизнь мне и таскать за собой всякие калоши в  «малом каботаже»? Чёрт бы забрал эту «романтику»!

Не грусти лейтенант! Ты ещё не знаешь, да и вообще никто не знает, что скоро Всесоюзный председатель удивит мир аттракционом невиданной щедрости, – сократив, в одностороннем порядке, 1 миллион 300 тысяч солдат и матросов, сержантов и старшин, офицеров, … а вот про генералов и адмиралов  мне ничего не известно.

И станешь ты, на «гражданке», перегонять новенькие, с иголочки, логгеры  из немецкого Штральзунда в рыбные порты Балтики и Чёрного моря, Севера и Дальнего Востока.
Жизнь прекрасна, лейтенант!
 
январь 2011.

------------------
Цепной ящик – помещение, где укладываются якорные цепи.
Логгер – небольшое рыболовное судно.