Зов предков

Галина Айзенштадт
   Из цикла "Библейский сезам"

    Долгое время я воспринимала библейских персонажей весьма отстраненно. Сказывалось светское, атеистическое воспитание. И хотя я уже давно верю во Всевышнего, но Он для меня не имеет никакой "национальности". Как говорил апостол Павел, для Бога нет ни иудея, ни эллина.
    Я, конечно, пыталась прояснить смысл библейских событий с помощью как православных священнослужителей - комментаторов, так и раввинов, но  объяснения ни тех, ни других меня не устроили. При вере в Бога я, тем не менее, остаюсь светским человеком. То есть, тем, кто не соблюдает в быту никаких религиозных установок и правил, не ходит молиться в церковь или синагогу, да и, к большому сожалению, вообще не умеет молиться, а просто пытается разговаривать со Всевышним мысленно, как получается.
    Однако настойчивые попытки вгрызться в библейские тексты и понять их, привели к тому, что я стала воспринимать библейских персонажей как живых людей, возмущаться или одобрять их поступки, постоянно думать о них. Особенно, когда задалась целью - "разобраться" с каждым из двенадцати колен сынов Израилевых.
    Задача эта не просто грандиозная, но, на первый взгляд, совершенно неисполнимая. Каким образом ее можно решить при отсутствии тех немногих сведений, которые кроются в скупых библейских текстах? Однажды меня осенила мысль - "заглянуть", насколько это возможно сегодня, в города и местечки, которые были определены коленам в удел, и посмотреть, какова там была жизнь, кому они достались потом, куда делились их жители.
    Эту работу я продолжаю до сих пор, и уже многое могу рассказать о детях и потомках праотца Иакова,- об одних меньше, о других больше. Но больше всего меня занимала судьба колена Завулона (на иврите - Звулуна). Потому что именно об этом колене меньше всего содержится сведений в Библии. Во Второзаконии Моисей, прощаясь с  народом перед уходом в вечность, сказал следующее:"Веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар в шатрах твоих".
    Учитывая неопределенность судьбы Моисея, можно вполне уверенно сказать, что пожелания Моисея - скорее литературный прием летописца, дань традиции, вернее, её продолжения, если вспомнить, что праотец Иаков перед кончиной напутствовал каждого из своих сыновей. И если в его напутствиях чувствуется индивидуальный подход к каждому, с учетом их характера и поступков, то в Моисеевых - более общий, формальный характер.
    Надо отметить, однако, что из такого лаконичного пожелания Моисея Завулону и Иссахару в иудаизме родилась легенда, которая немалым числом верующих иудеев воспринимается как факт. А именно:якобы колено Завулона материально помогало колену Иссахару, потому что то занималось изучением Торы. И даже в наше время, благодаря этой легенде, некоторые израильские иешивы получали помощь от заграничных спонсоров (выходит, они признают себя потомками Завулона и Иссахара?).
    Далее с коленом Завулона мы встречаемся в Книге Судей. Под руководством судьи Деворы (на иврите - Деборы) оно вместе с коленом Неффалима (на иврите 0 Нафтали), а также некоторыми другими, разбивает войско ханаанского царя Иавина. В ликующей песне Деворы по этому поводу есть слова, которые продолжают занимать мое воображение:"Завулон - народ, обрекший душу свою на смерть". Звучат они как-то жутковато, и я все пыталась найти им объяснение в работах разных исследователей. И нашла - совершенно противоположные. Мол, завулоняне не придерживались традиции обрезания, а по иудейским законам души таких людей мертвы, и они считаются отпавшими от своего народа.
    Иное толкование слов Деворы в том, что завулоняне были очень храбрыми и мужественными людьми, и не жалели своей жизни ради победы над врагом.
    Загадка колена Завулона настолько не давала мне покоя, что однажды, когда я днем прилегла вздремнуть, он мне приснился. Причем, сон был не крепким, а просто - дрема. И вдруг ко мне шагнул низкорослый бородатый человек, и я сказала ему:"Я знаю, кто ты! Ты - Завулон!". Он кивнул, и на этом наше "общение" закончилось. Может быть, засни я глубоким сном, оно продолжалось бы более длительное время, и мы бы успели "поговорить". Но в то же время утверждается, что общение с людьми "оттуда" происходит как раз на грани реальности и сна. Жаль только, что я так ничего и не узнала, почему о колене Завулона так мало сведений.
    Пророк Исайя говорил, что "прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову", но выражал уверенность, что "последующее возвеличит приморский путь, за-Иорданскую страну, Галилею языческую". Я живу в современной Галилее, в городе, территория которого в древние времена относилась к уделу Неффалима. А в минутах сорока езды на машине,- Назарет, гора Фавор,- одно из мест удела Завулона. Но почему судьба колена Завулона меня волнует больше, нежели судьба колена Неффалима? Может, это зов предков, затаившийся где-то там, в немыслимых глубинах подсознания?
    Однажды, бродя в Интернете по Ливану, я прочла на одном из туристических сайтов, что невдалеке от Сайды (так ныне называется Сидон) находится древнейший могильный памятник "Неси Сейдун" (пророк Сидона). И якобы евреи очень почитают это место, потому что здесь находится могила Завулона. Но сколько бы я потом не искала дополнительную информацию на этот счет, хотя известно, что удел Завулона доходил до "Сидона великого", я ее так и не нашла. Более того, я даже не смогла вновь найти этот самый сайт, на котором прочла столь интригующие меня сведения об одном из Завулонов!