Самооценка программирование на неудачу

Юлиана Котенко
 
                (См.ссылку каждый родитель http://www.youtube.com/watch?v=EP2M7Y006H0

  Сниженная самооценка мешает раскрыть человеку его способности. Подумайте сами, о какой здоровой самооценке может идти речь, если с самого детства ребенок слышит в свой адрес высказывания: "руки не оттуда растут", "с таким успехом ты уедешь коровам хвосты крутить", "пустоголовый", "лентяй", "двоечник", и другие "безобидные" фразочки. Подобные слова въедаются в сознание и служат тем тормозом, который мешает реализоваться во взрослой жизни...

   Традиционная критика.
-------------------------
   Как говорят, ласковое слово и кошке приятно. Но, к сожалению, в нашей культуре нередко считается, что ругать за неудачи намного полезнее, чем замечать его успехи и достоинства. А многие родители, дабы не перехвалить свое чадо, вообще скупятся на одобрительное слово. Мамаши, прогуливаясь со своим ребятенком, берегут его от общения с незнакомыми тетями, "чтобы не сглазить".
   Но, как утверждают психологи, критическими репликами сердобольные родители программируют свое дитя на неуспех. Ведь влечатлительная душа хранит каждое слово.

    К сожалению, в нашей традиции воспитания чрезмерная критика считается обычным явлением. Если ребенок пересекает границы дозволенного родителями, то в его адрес неизменно сыплются упреки и порицания. Но кто определил, что их представления правильны? Как родители сами вели себя в этом возрасте?


   Чем же грозит излишняя критика взрослых в адрес ребенка? Психологи во многих случаях, чтобы понять причину возникших у человека затруднений, обращаются к его детству. Излишняя критика и недостаток позитивного внимания в детстве порождает в последствии повышенную тревожность, скрытность, недоверие, комплексы.

    Фундамент успешной самооценки
    ------------------------------
  Психологи выделили три главных условия формирования позитивной и адекватной самооценки - залога успешной самореализации в жизни.


   Первое условие, пожалуй, самое трудное, принять ребенка таким, какой он есть. То есть безусловное, положительное принятие индивидуальности своего чада.
   Родителям, учителям и другим взрослым часто хочется видеть ребенка послушным и безропотным исполнителем любых указаний. А разве это разумный подход в воспитании самостоятельного мыслящего человека?


   Второе условие тоже требует значительных усилий взрослого. Это условие состоит в обсуждении и совместном принятии разумных требований обоими сторонами воспитательного процесса. Например, не сидеть долго за компьютером, убирать свое пространство, сообщать куда ты идешь и на какое время и т.д.

    Неустойчивость самооценки рождается из-за так называемых "требований по настроению". Когда родитель в хорошем настроении, то ребенку практически все позволено, а если он сегодня не в духе, то "все не так". Вот и учится ребенок приспосабливаться к настроению взрослого.


   И, наконец, третье условие - нужное соотношение конструктивной критики и похвалы.

   Постоянная коррекция без похвалы опускает самооценку ребенка и "закрывает" его способности. Только похвала завышает самооценку и лишает разумной критичности поведения. Но как найти конструктивное сочетание? Вот здесь и начинается искусство воспитания.
   И родитель, и учитель сам, прежде всего, должен обладать позитивной и устойчивой самооценкой, чтобы развить ее у ребенка. В воспитании трудно притвориться гуманным, разумным, добрым - дети все чувствуют сердцем, и обмануть их невозможно. Поэтому нужно работать над собой, чтобы, с одной стороны, уметь правильно воспринимать любого рода критику. А с другой стороны, взрослым тоже совсем не вредно почаще слышать о себе приятные вещи.
    Помните, у Окуджавы: "Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это все любви счастливые моменты..."
   
Витамины для успеха.
----------------------

   Итак, мы готовы сдувать пылинки со своего драгоценного чада, стараемся оградить его от любой опасности, кормим витаминами, тратим уйму сил и времени на работе, чтобы обеспечить всем необходимым... Но как защитить ребенка от разрушительного влияния тех слов, которые мы же сами говорим в порыве раздражения? А ведь они приносят детям гораздо больше страданий, чем очередная простуда.

   Перехвалить ребенка невозможно. Разве может быть много позитивных эмоций? А вот, чтобы "нейтрализовать" негативные высказывания, надо хорошо потрудиться. По данным западных психологических исследований, нужно как минимум десять положительных на одно отрицательное словцо, чтобы оно не принесло вреда ранимой душе ребенка.

   К тому же, необходимый набор словесных витаминов, необходимых для формирования правильной самооценки мальчиков и девочек, несколько отличаются. Маленьким мужчинам важно слышать похвалу о том, что он сильный и умный, замечать то, чему он научился. Это поможет не хломаться парню в кризисе переходного возраста. Маленьким леди необходимо слышать положительное подкрепление о своей внешности, что она привлекательная, что может нравиться и быть желанной. Иначе она, немного повзрослев, пойдет "самоутверждаться" в ближайшую подворотню, либо букет развившихся комплексов станет препятствием здоровому общению с противоположным полом.
   
Слова материализуются.
----------------------

   Любое слово материально, как бы парадоксально это ни звучало. Оно программирует человека на успех или поражение. Поэтому, дорогие родители, бабушки и дедушки, может, стоит больше ободрять детей, чтобы им было легче достигнуть успеха в дальнейшем? Замечайте хорошие поступки, не скупитесь на выражение своих чувств. Не бойтесь говорить выражбния вроде: "Я горжусь тобой!", "Мне так нравится то, что ты сделал", "Это просто супер!" - эти слова не навредят вашему ребенку, а помогут выстоять, когда взрослая жизнь и обстоятельства будут пытаться "сломать" его и "загнать под плинтус".
   
               
 (С.Быков)