Завтра в школу. Рассказ-егэ-тест

Рахиль Гуревич1
Рахиль Гуревич

ЗАВТРА В ШКОЛУ.
Рита училась во втором классе. Девочка сидела за письменным столом и делала уроки. Математика что-то не делались. «Чтение» сделалось, «русский» сделался – с помарками, но сделался… А математика никак не делалась. И Рита поплелась на кухню.
За кухонным столом папа играл в сотовый телефон. Рита хорошо знала эту игру – там чебурашки в космос запускались. Запускались и запускались, запускались и запускались…
 -- Рита! Отойди от папы – не порть зрение! Ты математику сделала? – мама поставила сковородку и включила плиту.
 -- Нет. Не сделала, мамочка. Не получается!
 -- Вся в тебя – полюбуйся, -- обратилась мама к папе, -- да выключи свой телефон -- прекрати играть! Сделай с ребёнком уроки! Научи милимметры в сантиметры переводить!
 -- Я не умею, -- пробурчал папа.
 И чебурашки перестали запускаться в космос.
 -- Помоги, папочка, с математикой!
 -- Ну, в сантиметре десять миллиметров...
И папа посмотрел на сковородку.
-- Да знаю я, папочка! Мне мама вчера объясняла!
-- Я и позавчера тебе объясняла, и позапозавчера! А папа или в телефон играет или в Интернете лазает! Сил нет! Сил не осталось!
В сковордке зашипело.
-- Ну давай – что там у тебя? – обречённо сказал папа. -- Задача? Пример? Где учебник?
 -- У них задание в тетради на печатной основе. Рита! Покажи папе!
 Рита показала тетрадь – папа смотрел на чайник.
 -- Давай! Чего?
 -- Вот. Страница десять. Задание пять.
 -- Ну?
 -- Что-- ну? Что—ну? – занервничала мама.
В сковородке зашипело сильнее – запах жареной рыбы заполнил  уютную  кухонку. Папа повёл носом и уставился в тетрадь:
 -- Это что за хиромантия? Это задачник?
 -- Да говорят тебе – тетрадь на печатной основе! Третий год ребёнок по таким тетрадям учится, а родной отец не знает!
 Рита молчала, ей было жалко папу. Когда мама уходила, они вместе садились на диван, смотрели мультики про чародеек, и про Смешариков… Папа никогда не заставлял Риту делать уроки и читать книги без картинок…
-- Клеточки пустые, слова, -- бормотал папа, -- А! Вспомнил! Это как в прошлом году – ребус!
 -- Не ребус, а задание на логическое мышление!
-- Ох уж эта программа! – процедил папа.
-- Их к тестам готовят, к тестовой сдаче экзамена. Учат в клеточку ответ вписывать.
 -- Идиотизм!
 --  Жизнь другая стала, вот и учат по-новому.
В сковордке перестало шипеть. Папа сглотнул слюну и уткнулся в тетрадь. В тетрадь на печатной основе.
 -- Обалдели! Смотри, что пишут: «кочерга, палочка, Семён Семёнович, дедушка». Предложение что ли составить?
 -- Дедушка Семён Семёнович достал палочкой кочергу! – сказала Рита.
 -- С ума посходили? Без ужина оставлю! Какое предложение -- это  математика! – и мама переложила готовую рыбу на блюдо.
 -- Сама прочитай, а мне поесть дай! Голова от голода кружится! Ничего не соображаю! --
 -- И мне рыбу! 
Рита не любила рыбу, но попросила, чтобы уж наверняка папе рыбу дали, чтобы уж точно.
 Мама  вымыла руки, взяла тетрадь:
-- Соотнеси слова и числа. Впиши под словам нужное число. Ну и что тут сложного, Рита? Четыре числа…
 -- Ага! – сказала Рита.
-- И четыре слова…
 -- Ага!
-- Ну и впиши в клеточку под словом нужное число.
 -- Как? – спросила Рита.
И папа сказал:
 -- Как?
 -- Вы что -- дурачки?
 -- Ты не волнуйся, не волнуйся!
Папа съел свою рыбу -- ловко обменялся с дочерью тарелками.
 -- Я не волнуюсь! Я удивляюсь! – сказала мама, ничего не заметив.
 -- Это глупое задание, -- зажевал папа, -- с числом можно соотнести название  цифры, но никак не другие слова, не имена и не палочки.
 --  Не путай ребёнка! Рита! О! Молодец! Рыбу съела! Вот смотри – у тебя четыре числа написаны: один, семь, семьдесят семь, девяносто. И четыре слова… "Кочерга", "Палочка", "Семён Семёнович", "Дедушка"
 -- Четыре глупых слова, Рита, -- сказал папа.
 -- Ага!
 -- Не путай ребёнка! – мама подсела к дочери. – Цифра один, Риточка, на какое слово похожа?
 Рита молчала.
 -- На палочку. Цифра «один» похожа на палочку. Поняла?
 --  Поняла, мамочка! А кочерга – это «семь»!
 -- Молодец Рита!
 -- А «Семён Семёнович» – восемь, -- сказал папа, мокая картошку в майонез.
 -- Не путай ребёнка! «Семён Семёнович», Риточка, с каким числом сочетается?
 -- С каким? – спросила Рита.
И папа спросил:
 -- С каким?
 -- Ну, есть чесло – семьдесят семь. А есть слово – «Семён Семёнович». Значит, что? – спросила мама.
 -- Что? --  спросила Рита.
 -- Что? – спросил папа.
Мама покраснела и крикнула:
 -- Да ничего!
 -- Ты не волнуйся, -- сказал папа, -- а то как в том году получится. Помнишь тот идиотский ребус?
Мама глубоко вздохнула:
-- Возьми, Рита, ручку. Впиши в квадратик под словом «Семён Семёнович» число семьдесят семь. Семь и семь. Две семёрки. Так. Вписала? Молодец. А под словом «дедушка» впиши число девяносто.
 -- Девяносто – это девять и ноль? Да, мамочка?
 -- У тебя там  -- в задании – число девяносто уже написано. Видишь? Вот и впиши эти цифры под словом «дедушка». Вот! Молодец! И иди мыться! Поздно уже, а завтра в школу.
 Рита сидела в ванной, вокруг неё невесомой пушистой охапкой плавала пена. Мыльные пузыри искрились, переливались всеми цветами радуги. Рита дула на пену – компании пузырей на секунду отодвигались от девочки, потом мыльный круг смыкался…Рита веселилась --  Рита радовалась, что быстро отделалась от этой непонятной задачи. И мама с папой даже не поругались. Не успели поругаться…
 Рита вспоминала, как в прошлом году задали ребус по «русскому языку». В тетради на печатной основе. Большая  буква «У», а после буквы «У» был нарисован домик. Требовалось угадать слово и вписать его. Мама думала-думала – не придумала, папа думал-думал – не придумал. Потом позвонили бабушке Миле, потом бабушке Глории. Потом родители поругались, мама расплакалась. И папа позвонил дедушке Освальду в Германию. Дедушка Освальд предложил домик  назвать «дача», и тогда получилось слово «Удача». Рите поставили пятёрку, потому что она одна в классе выполнила этот ребус. Хотя тот домик, в тетради, в тетради на печатной основе, совсем не был похож на дачу, где отдыхали летом Рита и бабушка. Тот домик был похож на избушку -- на избушку без курьих ножек…11.10.2008