О бедном чиновнике замолвите слово

Нина Казьмина
Эти страницы - цитата из длинного рассказа о чиновниках.
Так случилось, что чиновником я оказалась случайно. Всю жизнь меня интересовала исследовательская работа. Защитив диссертацию, я преподавала очень интересный предмет, который сейчас называется экономическая теория, а раньше, в бытность моей преподавательской деятельности – политэкономия. В  политэкономии я выбрала разделы: «Капитализм» и «История экономической мысли». Там мне было все интересно, достаточно абстрактно – можно было даже надеть розовые очки и наслаждаться результатами раздумий выдающихся мыслителей.  Я без натяжки могла говорить, что моя работа – это мое хобби за которое еще и деньги платят.

Потом наша экономика стала расползаться, как сгнивший лист капусты. Началась перестройка. В ряды  докторов, способных вылечить безнадежно больную экономику призвали действующих теоретиков. Вот так я и стала чиновником.

Чиновником я стала в сознательном возрасте. Не подозревала о правилах игры. Вокруг меня было много таких же свежеиспеченных бюрократов. И все было хорошо. Меня даже не успели съесть. Да я и знать не знала о такой возможности. Потому, наверное, и не испугалась возможных трудностей.

Карьера моя началась с союзного министерства. Работала я главным специалистом. Зарплата была привычная – на уровне моей доцентской.
Потом был аппарат Верховного Совета РСФСР и аппарат Правительства РФ. В общей сложности я отдала аппаратной работе 15 лет.
Сейчас мне смешно и грустно читать и слышать о всеобъемлющей коррупции в чиновничьем аппарате.
К чему сводятся мои наблюдения.
Во-первых: тот аппарат, в который я пришла отличался крайней безграмотностью в части использования инструментов государственного регулирования. Очень многим было недоступно даже понимание иерархии действующего законодательства. Их работа напоминала бег зайца в свете фар.
Во-вторых: вытекает из первого - безграмотность порождает безответственность. Инстинкт самосохранения заставляет изворачиваться и до последнего держаться за свое место.
В-третьих: графически аппарат можно  изобразить в виде двутавровой балки. Верхушка – творцы нужных законов и подзаконных актов – федеральная власть РФ. Основание –  региональные органы власти РФ – тоже творцы. Между ними аппаратная вертикаль – проводники документов, обеспечивающих действие власти.
Остальные цепочки – связи дорисовываются легко на основании опыта сталкивающегося с властью.
«В-третьих»  дает представление и о схеме возможного мздоимства.   Решения проблемы  каждого, обращающегося к власти или ее структурам. Например: Я иду оплатить счет за пользование канализацией (в нашем случае это муниципальная собственность).  Дама, принимающая платеж (сотрудник МУП) настаивает на том, чтобы мы в соответствии с «требованием федерального закона»  установили счетчик расхода воды, в соответствии с которым и должны оплачивать канилизационные стоки. Нам  такая схема не  выгодна. В нашем домовладении нет сетевого водоснабжения, мы пользуемся колодцем и часть воды  расходуется для полива и не уходит в канализацию. Я прошу продемонстрировать нормы прямого действия в законе, на который она ссылается (понятно, что таких нет и не может быть, так как это очень громоздкая схема и должна быть четко расписана для каждого конкретного случая нормами, утверждаемыми местной властью) и в соответствии с которыми мы должны истратить значительную сумму на установку счетчика, а затем оплачивать не существующие стоки. Все, вопрос исчерпан.