Верю, Республика будет

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Верю, Автономная республика будет!
(Ответ читателю)

      Дорогой Яков Иванович Кригер из села Ровное Саратовской области! 
      Уже недели две как я получил Ваше письмо, но ответить собрался только сейчас. Не только потому, что Вы не указали своего точного адреса, но и потому, что за это время  произошли некоторые события (о них ниже), которые помогут более определенно ответить на Ваше письмо.
      Вопрос, который Вы ставите в своем письме, давно волнует практически всех советских немцев, поэтому я и думаю, что лучше ответить Вам через газету. Но сначала  позвольте процитировать Ваше письмо.
      «Я хочу еще написать Вам, и потом брошу всё, - пишете Вы мне. - У меня была и есть еще большая надежда на то, что должна быть восстановлена немецкая автономная республика на Волге. Однако просто ждать и надеяться,- что это даёт?
      Я одного не могу понять: почему кто-нибудь из наших немцев не обратится к Горбачеву? Ведь он идет по пути Ленина и не должен нам отказать. Или люди боятся?
      Я уже устал ждать и надеяться, но успокоиться не могу. Вырастил четверых детей, все живут рядом со мной. Но зайдешь к сыну, первым делом слышишь: «Говорите по-русски». Зайдешь к дочери - «Не разговаривайте по-немецки». Так и идешь из одного дома в другой. Что же ждать от других! Там тебя могут назвать и фрицем, и фашистом, к этому мы уже привыкли, но это не так больно, как если собственные дети не дают тебе слова сказать на родном твоем языке.
      Никогда у меня раньше не возникало даже мысли о том, чтобы выехать в ФРГ, а сейчас нет-нет, да и придет. Там, я думаю, конечно, жизнь тоже не мёд сплошной, но фашистом всё же не назовут.
      Я вырос без родителей: отец-красноармеец погиб, когда мне и года не было, мать умерла в 1930 году, я окончил пять классов и пошел работать в колхоз. Можно бы много написать, но я прошу: выберите 5 минут, ответьте на мой вопрос, может быть, Вы сможете дать мне совет и надежду».

      Дорогой Яков Иванович! Мое мнение по затронутому вопросу Вам, наверное, известно - перестройка дала, наконец, возможность выразить его открыто в газете. Немецкая автономная  республика на Волге должна быть, на мой взгляд, восстановлена, и я глубоко убежден: она будет восстановлена. Убежден потому, что согласен с Вами: сегодня руководство партии и страны идет по пути восстановления ленинских принципов в нашей жизни, в том  числе и в сфере национальной политики, и логическим шагом на этом пути будет восстановление равноправия нашего народа с другими советскими народами; равноправия, которое невозможно без предоставления советским немцам своей государственности.
      Согласен с Вами и в том, что просто ждать и надеяться - это неэффективно. Особенно сейчас, когда сверху сам Генеральный секретарь призывает советских людей проявлять инициативу, решать самостоятельно свои вопросы, убирать с пути тех, кто мешает процессу перестройки. Этот призыв услышан и советскими немцами. К сожалению, гласность тоже еще пока процесс, а не результат, и до сих пор не всё можно было сказать открыто. Но процесс расширения гласности идет с каждым днем, и сегодня мы можем сказать гораздо больше.
      Так вот, в этом году в Москве было уже три делегации советских немцев, они ставили перед руководством страны именно тот вопрос, который волнует Вас и многих-многих других советских немцев: о необходимости восстановить Немецкую автономную республику на Волге. Если в свое время 1-ая и 2-ая делегации в 1965 году, а также 3-ья делегация в апреле 1988 года основной своей задачей считали аргументировать необходимость восстановления автономии, то 4-ая делегация (июль-август 1988 г.) получила на приеме в ЦК КПСС ответ, что доказывать необходимость этого шага уже не нужно, а речь должна идти о том, когда и как лучше это осуществить.
      Поэтому 5-ая делегация (в начале октября с.г., более 100 человек) ставила вопрос уже о необходимости скорейшего восстановления государственности советских немцев. При этом она исходила и из того, что длительное нерешение вопроса о восстановлении автономии советских немцев вызывает у них чувство разочарования, неверия в возможность получить опять условия для сохранения своего родного языка, национальной культуры, для сохранения как народа вообще, - и отсюда рост эмиграционных настроений. Ваше письмо подтверждает еще раз, что толкает людей на выезд, за редким исключением, именно отсутствие своей национальной автономии.
      Члены последней делегации, прибывшие из разных республик, краев и областей нашей страны, отметили, что в абсолютном своем большинстве советские немцы, разделившие со всем советским народом трудности и радости его нелегкого пути, связывают свое будущее только со своей Советской Родиной, с начавшейся перестройкой. И что выезд советских немцев, который при дальнейшем невнимании к их проблемам будет, несомненно, усиливаться, наносит нашей стране как политический, так и экономический ущерб, тем более неоправданный, что он обусловлен не идеологией нашего социалистического общества, а нераспространением на советских немцев в течение почти полувека жизненно важных принципов этой  идеологии.
      Сорок семь лет назад наш народ был подвергнут тяжелейшим несправедливым обвинениям, в течение многих и многих лет он вынужден был жить в условиях острейшей прямой и косвенной дискриминации, неравноправия, игнорирования его национальных интересов. Это положение в известной мере сохраняется и сегодня. Тем не менее, народ сохранил веру в наши идеи, в торжество справедливости, пронеся эту веру через ужасы трудармейских лагерей, через черное десятилетие режима спецпоселения, через двадцать застойных лет недоверия и замалчивания. Народ сохранил веру, но надо сказать прямо: он устал верить, не встречая понимания и отклика. И Ваше письмо, уважаемый Яков Иванович, подтверждает и этот вывод.
       Исходя из такого положения, члены 5-й делегации поставили вопрос о необходимости скорейшего восстановления государственности советских немцев - Немецкой Автономной Советской Социалистической Республики на Волге. Только восстановление государственности может, на их взгляд, обеспечить необходимые условия для того, чтобы советские немцы опять могли считать себя равноправными среди других советских народов, могли сохранить свой язык, свою национальную культуру, сохраниться как народ вообще.
      Члены делегации сочли также необходимым заверить Советское Правительство и советский народ в том, что восстановление немецкой автономной республики не должно вызывать никаких опасений у людей других национальностей, проживающих сегодня на территории бывшей АССР НП. Советские немцы, испив до дна чашу несправедливостей и неравноправия, не позволят себе допустить какое-либо ущемление прав по отношению к представителям других национальностей, с которыми, как и раньше, хотят жить вместе, в атмосфере взаимного уважения и дружбы.
      Члены пятой делегации выразили также еще раз пожелание: чтобы как можно скорее была создана Государственная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с восстановлением НАССР, и чтобы в нее были включены представители советских немцев, пользующиеся у них авторитетом и доверием.
      Во время приема в ЦК КПСС членам делегации было сказано, что для рассмотрения на высшем уровне была подготовлена записка о восстановлении автономии советских немцев. Приняты меры к тому, чтобы в печати в связи с 70-летием декрета о создании Автономной области немцев Поволжья (позже ставшей автономной республикой) появились публикации;  будет подготовлен также ряд публикаций с целью подготовки общественного мнения к восстановлению автономной республики. Создание Государственной комиссии возможно, но только после обсуждения этого вопроса в руководстве; в ней примут тогда участие и советские немцы. В заключение было сказано, что не исключено решение проблемы советских немцев и до Пленума ЦК КПСС по межнациональным отношениям, который ожидается в марте месяце следующего года.
      Члены делегации восприняли этот ответ как дающий основание считать вопрос о восстановлении АССР НП в принципе решенным и позволяющий надеяться на скорое решение его на практике. В своем заключительном письме на имя ЦК КПСС и Президиума Верховного Совета СССР они выразили свою признательность за доброжелательный прием, оказанный им, и за деловое рассмотрение вопроса о восстановлении их государственности. Они поставили ЦК КПСС в известность, что единогласно приняли решение считать всё движение за восстановление автономии советских немцев важной и нужной задачей содействия процессу перестройки. Всю дальнейшую свою деятельность в этой сфере они решили проводить, как и раньше, строго в рамках законности, открыто, в тесном контакте с местными партийными и советскими органами, считая участие их представителей и представителей средств массовой информации желательным и необходимым.
      Среди основных своих задач на будущее члены делегации отметили такие, как формирование у советских немцев твердой уверенности в том, что при новом руководстве партии и государства их вопрос будет решен положительно, в духе ленинской национальной политики; противодействие выездным настроениям как порождаемым недостаточной информированностью о сегодняшней политике партии и правительства по отношению к советским немцам; возрождение в людях деформированного годами культа личности и застоя  чувства собственного достоинства, чувства полноправного и свободного гражданина своей Советской Родины; помощь местным партийным и советским органам в формировании у советских людей вообще компетентного представления об истории, сегодняшних проблемах и чаяниях советских немцев в целях укрепления дружбы, взаимопонимания и взаимоуважения между ними.
      Члены делегации решили также в дальнейшем отказаться, без крайней в этом необходимости, от массовых делегаций в Москву, ограничиваясь текущими контактами с соответствующими государственными органами и формированием при необходимости рабочих групп для изложения позиции по вновь возникающим принципиальным вопросам.

      Дорогой Яков Иванович! Я надеюсь, что мой ответ - а точнее, ответ, который дает на Ваш вопрос ход перестройки в нашей стране, - позволит Вам, как и мне, выразить твердую уверенность в том, что наша автономная республика на Волге в скором времени будет восстановлена. И Вы, как и все два миллиона советских немцев, сможете с удовлетворением сказать себе, что Ваши надежды, Ваша многолетняя вера в то, что справедливость всё же восторжествует, были не напрасными.

От всего сердца желаю Вам здоровья и скорейшего прихода этого радостного для всех нас дня!

С уважением
Гуго  Вормсбехер
         
           (октябрь 1988 г.)

(Данный ответ читателю долгое время находился на «согласовании» в
ЦК КПСС, но так и не был опубликован газетой «Нойес лебен». - Автор.)