Размагничивание мозга и ориентация на местности

Александр Альбов
Размагничивание мозга и ориентация на местности.


Дело было в общаге Харьковского Университета Физико-Технический Факультета (это на Пятихатках, тогда Университет был ещё имени Горького, теперь Каразина).  Попалась мне на глаза статья об ориентации птиц в пространстве по магнитным линиям. Исследователи обнаружили ферромагнитные частицы у голубя, то ли в вестибулярном аппарате, то ли на барабанной перепонке, не помню уже. Статья была инициатором новой хохмы.  Сначала я информацию из статьи на разные лады рассказал всем знакомым. Когда народ впитал информацию, приступил ко второй фазе.

Осень, тёплый вечер. Сидим в комнате общаги и обсуждаем, какой наиболее мощный магнит можно создать. Вяло так обсуждаем, ненаучно.  Разговор на магниты плавно перетёк с моей темы про КПД акустических систем и соответственно динамиков. Дождавшись, по-моему мнению, нужного момента, сменил тему.

- Сейчас такие магниты делают, что даже человек может почувствовать магнитное поле.

- А почему тогда на лабораторной не чувствовали?

- Там переменное, герц 450 было, такое, наверное, не чувствуется, организм на постоянные и изменяющиеся медленно поля рассчитан.

- Пробовать надо (основная фраза физ-теха после «считать надо» и «думать надо»).

Я достал из тряпки замотанный туда самарий-иттриевый магнит, одолженный у одного завлаба, для опытов. Заматывать его было обязательно, так как если он притягивался к металлической плоскости, то оторвать его целиком или сдвинуть не всегда могло получиться.

- Сейчас попробуем. У кого ориентация в пространстве наиболее развита?

Ответ я, естественно, знал, был один курчавый паренёк, фанат грибов, походов и путешествий на немоторизованном транспорте. Причём он очень любил об этом всем упоминать, а то вдруг кто-нибудь забудет. Вот в его курчавость и легла минут за десять до смены темы беседы, небольшая порция мелких железных опилок. Он с ними уже сроднился, беспокойства они не вызывали.

Вот этот товарищ тут же сообщил, что в плане ориентации самый продвинутый тут он. Из любого леса выйдет, даже с завязанными глазами заведи, всё равно выйдет!

- Значит, у тебя эта функция особо развита. Сейчас проверим на чувствительность к магнитному полю. Но учти, может остаться остаточная намагниченность или от сильного поля притупится чувство ориентации, - «честно» предупредил я.

Все начали наблюдать. Он уселся, а я стал совершать магнитом круговые движения, медленно приближая к голове. Он, затаив дыхание, ждал новых ощущений.
И они не заставили себя ждать! В ответ на мои пассы зашевелились железные опилки в волосах. По мере приближения магнита всё сильнее и сильнее. Главный момент этого шоу, не дать «пациенту» полезть ковыряться в волосы, пока на магнит не соберутся почти все опилки.

- Не дёргайся, настройку собьёшь! Описывай ощущения. Когда магнит приближается, что ты чувствуешь? А когда удаляется? А вот так, когда поворачиваю вокруг оси?

Пока он докладывал ощущения, покрывшись «гусиной кожей» и вспотев, я магнитом «пропылесосил» его шевелюру от опилок. Магнит был из желтоватой керамики, но я его покрыл тёмненькой краской, чтоб не было видно налипших опилок.  Естественно, после этого у него пропали чувства «шевеления мозга» и «скальпа-компаса». Об этом он сообщил не сразу, ещё некоторое время вслушивался в ощущения организма. Когда он сказал, что всё, ничего не чувствует, я предложил перекурить и по пути в курилку, как мог, очистил магнит от опилок.
Курим. Все по очереди изучают магнит. Водят над собственными головами.  Пару человек поняли, что это хохма, но никому не признавались, думая, как это сделано. Один даже «пояснил», почему теперь не действует: «Слишком близко сидели, у нас тоже перегруз механизма ориентации».

Все поржали на тему, что надеемся, это сексуальную ориентацию  не видоизменяет.

Потом, когда все занялись своими делами, догадавшимся рассказал, как это работало.

Магнит я отдал на следующий день. А после выходных «Турист» сказал, что с таким трудом выбрался из леса в воскресенье, наверное, ещё в норму мозг не вернулся.
Я ему посочувствовал.