Норковая шапка 1

Михаил Меньшаков
Норковая шапка

Морозным январским субботним утром, 1975года. За автобусной остановкой, в районе деревни Шерстнёво. Водителем  пассажирского автобуса, был обнаружен окоченевший труп, неизвестного мужчины.
Приехавшая на место происшествия дежурная следственная бригада прокуратуры. Обшарив всю близлежащую территорию и опросив местных жителей, пришла к выводу. Что покойник, конечно пока ещё был живой. Погулял и попил от души где –то в другом месте. Там и получил травмы и побои, а сюда приехал в невменяемом состоянии упал за остановкой, уснул и замёрз. Документов у трупа не обнаружили. Одет он был в рваную фуфайку, замусоленные клешенные брюки, и кирзовые сапоги. Так что по всему, человек без определённого места жительства и работы. Ведущий антиобщественный образ жизни, а точнее тунеядец или зек, недавно освободившийся из мест лишения свободы. Так что и расследовать тут особо нечего. Как выразился местный участковый.
-Умер Максим, ну и хрен с ним!
Ради шутки предложили заняться этим делом молодому стажеру, проходящему в прокуратуре практику, Серёжке Молеву.
-Тренируйся начинающий,  вдруг чего раскопаешь? Ты вон какой глазастый, сразу заметил что у трупа ногти острижены –подшучивали сотрудники. Серёга действительно заметил эту маленькую не стыковку в версии о бездомном или зеке. Не могут быть у человека, не имеющего своего места жительства, такие чистые руки. Да ещё и ногти чистые и аккуратно подстриженные.
Но дежурный следователь прокуратуры только посмеялся над его предположением.
-А может, он в баню ходил, перед тем как замёрзнуть. Может такое быть? –и сам себе ответил. Может, попарился, потом после баньки поддал, как следует, подрался с собутыльниками, приехал сюда упал и замёрз. Намотай это себе на ус молодой, и не скажи, кому ни будь в бане, шайками закидают!
Серёжка промолчал, но остался при своём мнении.
-Посмотрим в дальнейшем, время покажет, кто прав, а кто не прав – бубнил он себе под нос. Он забрался в уазик, и, усевшись на сиденье,   развил свою фантазию.
-Не скажи кому -нибудь в бане –передразнил он дежурного следователя. Если бы я мог что –то решать? –Серёжка  задумался. А что бы я стал делать, находясь на месте дежурного следователя? Стажёр достал из внутреннего кармана пальто, записную книжку, карандаш и стал записывать, свои мысли.
1). Надо  карманы у трупа обшарить, мало ли чего завалялось.
2). Водителей опросить, может кто –то его видел, с кем он ехал, когда ехал, в каком состоянии, на какой остановке садился в автобус.
3). Как следует опросить жителей посёлка, а может, он и не на автобусе сюда приехал, а его привезли на такси, или частнике. А может, он давно уже тут гостит.
К Серёге подсел водила буханки.
-Ты чего тут молодой, пишешь? –выдернул у Серёги он блокнот. А тезисы будущего расследования, а мне сказали, что мужик сам замёрз по пьянке, или у тебя другое мнение?

Маленький Серёжка, услышав в детстве стишок про дядю Стёпу, решил, стану таким как дядя Стёпа, большим и добрым.
А когда во втором классе Серёга, столкнулся с настоящим хулиганом. Тот на большой перемене, выбил у него из руки пирожок с повидлом, и размазал вытекшее повидло ботинком, по полу. А затем, дёрнул за косичку и  толкнул худенькую одноклассницу, которая попыталась пристыдить его за это. Серёга уверовался в своей жизненной позиции, ещё больше.  И поставил перед собой одну единственную цель, после школы пойти в институт, а потом в правоохранительные органы. Таким большим как дядя Стёпа, Молев конечно не вырос. Но в институт, на юридический факультет, поступил, и на практику в районную прокуратуру сумел попасть. Работа в прокуратуре желаемого результата не принесла. С хулиганами Серёга, по роду своей деятельности не встречался, а убийц и насильников, задерживали другие. Практикант большую часть времени перебирал бумажки, подшивал старые дела, или разносил повестки.
-То же полезное занятие, почитаешь старые дела, узнаешь чем живут и дышат преступники, это тебе в дальнейшем пригодится – похлопав стажёра по плечу, попытался успокоить парня, старый следователь, которого все звали дядя Паша.
А Серёга и не собирался расстраиваться, он действительно увлекся прочтением старых уголовных дел. По началу ему показалось, что ни чего дельного в этих пыльных, жёлтых от старости, папках нет. Но, полистав одно дело, потом другое, Серёжка, понял вот она кладезь криминальной науки, и стажёр стал читать одно дело за другим. В придачу ко всему, читать о преступлениях, когда –то, кем –то совершенных,   было просто интересно.
И вот сегодня, Серёга попал, на первое в своей жизни, настоящие преступление. А следак говорит:
-Сам замёрз! Посмотрим в понедельник, что вскрытие покажет, сам замёрз, или его уже убитого за остановку подбросили. И вообще, не дежурному следаку решать этот вопрос, увидим, что прокурор Василь Василич скажет.
-Ты чего бубнишь, себе под нос, говори громче? -похлопывая Серёгиным блокнотом по ладошке, спросил водила.
-Чего надо то и бубню, какое твое дело? –выдернул у него блокнот Молев. Вот тоже привязался, язва такая, везде свой нос длинный сунет. У водилы уазика был действительно, на удивление длинный нос, и свинячьи глазки, которые бегали, туда сюда, словно маятник у ходиков.
Водила хмыкнул и сев за руль, завёл машину.
-Надо прогреть, а то скоро на обед ехать,  говорят здесь, в столовке кормят хорошо,  и стоит не дорого.
 Окоченевший труп, двое колхозников закинули в кузов пятьдесят первого газона и повезли в город  в морг.
А сотрудники следственной бригады, отобедав в дешевой колхозной столовке, с чувством выполненного долга, поехали в прокуратуру,  додежуривать.
Весь выходной день, стажер размышлял над совершенным в деревне убийством. Для себя он уже решил, что ни какой это не несчастный случай, а преднамеренное убийство, совершенное с целью ограбления.
Утро понедельника для молодого стажера оказалось счастливым. Прямо с порога к нему подскочил, его приятель по институту Валерка, и протянул  руку.
-Поздравляю, тебя включили в следственную бригаду к дяде Паше!
-Чего я там буду делать? –недоумевал Молев. У меня и так работы полно.
-Ты что Молев, дурак или сроду так, его на живое дело ставят, а он у меня работы много. Иди, скажи Василь Василичу, мол не желаю, буду и дальше бумажки перебирать –Валерка хлопнул приятеля по плечу, и выскочил на улицу.
Серёга пожал плечами, и потопал к кабинету дяди Паши.
Дяде Паше, было уже далеко за пятьдесят. Маленький худенький, небольшого роста мужичок, уже давно работал в районной прокуратуре простым следаком, и имел звание советника юстиции.
На  карьерном росте дяди Паши сказался его неуживчивый характер. Не умел он лизать начальству зад, как делали это многие другие работники. По этой самой причине и готовился уйти на заслуженную пенсию, простым следователем. Но дело своё он знал добре, и каждое порученное ему раскрытие преступления, доводил до логического конца. Ни какие уговоры, увещевания и приказы не могли заставить настырного следака, закрыть дело или перевести стрелки с виновного на невиновного. Дядя Паша был непреклонен, даже топанье начальственной ножки не возымело на него действия. В такой ситуации, его просто отстраняли от дела и передавали  другому следователю, а дяде Паше подсовывали какой –нибудь  висяк.
Вот и в этот раз, выйдя в воскресенье на дежурство, дядя Паша столкнулся в коридоре с отдежурившим следаком.
-Как дела, чего вчера особенного произошло? Жмуров много? – пошутил дядя Паша.
-А тебе кто уже насвистел?
-Никто, не насвистел, просто спросил. Чего в точку попал, на тебя дело повесят?
-Нет там не убийство, труп не криминальный, сам замёрз.
-А где это произошло? Такой случай вроде уже был, тогда тоже решили что мужик сам замёрз –полез в пузырёк дядя Паша. Но Следак не стал больше разговаривать, он махнул рукой и продолжил свой путь по коридору. Но дядя Паша на этом не успокоился, он заглянул в дежурку и,  прочитав вчерашнюю сводку,  наткнулся на знакомый сюжет.
-Что –то похожее я уже встречал, года три тому назад –и дотошный  следователь, стал просматривать старые дела. Провозившись, всё дежурство с пыльными папками дядя Паша так и не сумел отыскать ту единственную, с трупом замершего на переезде мужика.
-Надо на Серёжку этот поиск переложить, он пол месяца в старых делах ковыряется, завтра же пусть этим займётся.
Утром в понедельник, дядя Паша, имел серьёзный разговор с прокурором Василь Васильичем, и добился своего. Дело о замёрзшем бездомном, передали ему, в помощники себе дядя Паша, попросил стажёра С. Молева.
Молев постучал в дверь с надписью следователь П. Егоров.
-Заходи, заходи, чего колотишься! –раздалось из кабинета.  Молев, ещё до этого, ни разу не бывавший в кабинете дяди Паши, приоткрыл дверь.
-Чего мнёшься, как не родной, заходи, в конце –то концов! У меня для тебя, работа  есть срочная. Голос дяди Паши прозвучал, как –то по свойски по -домашнему. Как будто  с Серёгой разговаривал не начальник, которому он обязан, подчинятся, а его родной отец, или дядя, в крайнем случае.
-Тебя под моё начало перевели, так что вот тебе первое и срочное задание –погнал дядя Паша с места, в карьер. Серёга присел к заваленному бумагами столу.
-Я весь во внимании –подыграл он следаку.
-Раз во внимании тогда слушай сюда молодой. Ты в субботу ездил на труп?
-Ездил.
-Вот и хорошо, что ездил, значит, всё сам видел, и первое впечатление уже об этом деле, для себя составил. Я, тоже прочитав в воскресенье  сводку, не поверил, что мужик просто взял и замёрз. Тем более мне уже попадалось такое в сводках, года три тому назад, там тоже нашли на переезде, замёрзший труп мужчины. И самое важное именно у этой же деревни Шерстнево, так вроде? Если мне память не изменяет.
-Так, так –закивал головой Серёга.  А про себя подумал:
-Проверяет старый.
-Раз так, тогда вот тебе первое задание, подними все старые дела и найди то с похожим трупом, ясно? Да и вот ещё что сначала, загляни к экспертам, чего они там накопали, если есть что, принеси, если нет, пусть поторапливаются.
Выйдя из кабинета, Серёга первым делом направился в морг, где располагались криминалисты. Обойдя областную больницу, Молев подошел к двери обитой железом, на которой крупными буквами было написано МОРГ.
Серёга распахнул дверь и отскочил в сторону, из –за двери на него пахнуло такой вонью, что он чуть не упал в снег. Зажав волю в кулак, Молев вошёл в здание. Спустившись вниз по бетонной лестнице, стажёр оказался в длинном коридоре, тускло освещённом редкими лампочками. Пройдя по коридору метров пятьдесят, Серёга наткнулся на дверь с надписью (Мед. экспертиза).
-Ага, мне сюда – и стажёр открыл дверь. Можно.
-Заходи раз пришёл, чего хочешь? –спросил чернявый мужик в сером халате заляпанном кровью.
-Я из районной прокуратуры, к вам в субботу поступил труп замёршего мужчины, что можете сказать? –Серёга в подтверждении своих слов протянул, временное удостоверение.
Мужик, бегло посмотрев на удостоверение, перевёл взгляд на Серёгу и промычал:
-А ни чего не скажу, я его не смотрел, спроси у Петровича, он знает. Отдав стажёру бумажку, мужик повернулся к нему тылом и занялся своим делом, мытьём пробирок.
-А где Петрович?
-Там дальше по коридору, там написано…. –мужик замолчал не договорив.
-Чего там написано? –возмутился Серёга, и схватил мужика за грудки грязного халата.
-Костик ну, ты чего слепых на столбы наводишь! Неужели сложно правду сказать –раздался пьяный голос из –под стола. Вслед за голосом на свет появилась волосатая рука, которая, ухватившись за ножку соседнего стола, вытянула на свет всё остальное.
Всем остальным оказался, бородатый мужик, невысокого роста, и в таком же заляпанном кровью сером халате. Выбравшись из –под стола, он крякнул, потёр руки о грязный халат, и произнёс.
-Слушай парень, мы ещё не смотрели твоего жмура, так что не обессудь, приходи завтра. Пока могу сказать только одно, умер мужик раньше, чем замёрз, если это тебе конечно поможет. Да и вот ещё что, у него на брюках с внутренней стороны, вытравлено хлоркой имя и фамилия. Пошли, посмотришь сам –предложил Петрович и покачиваясь из стороны в сторону, двинулся к двери. Серёга последовал за ним, они пошли по коридору в обратную сторону, повернули за угол и оказались в таком же длинном коридоре, из которого пришли. Вонь, которая ударила Молеву в нос, когда он открыл дверь усилилась и стала нестерпимой.
-Куда это он меня повёл?
-Чего не дышится? –захихикал Петрович. А ты прикрой сопатку рукавом, и дыши ртом, не так вонять будет.
-Надо противогазы, гостям выдавать, а не дурацкие советы давать пошли быстрее, а то меня вырвет, от этой вони.
-Терпи казак атаманом станешь, сейчас ещё хуже будет –открывая стеклянную дверь, предупредил Петрович. Они вошли в помещение, где на железных стеллажах, полу, на каталках, всюду лежали покойники. Некоторые из тел были покрыты зелёным мхом.
-А это что такое? –ткнув пальцем, в зеленый мох, спросил стажёр.
-Это, это плесень такая, от времени появляется, некоторые здесь по несколько лет лежат. Вот и ваш может такой же плесенью покрыться, если родственников не найдёте.
Санитар зазвенел ключами и открыл небольшую тоненькую дверь. В комнате заваленой шмотками, он быстро отыскал старые, засаленные клешенные брюки, и бросил их Серёге.
-На забирай, только расписочку накатай по быстрому, что бы я отчитаться мог перед родственниками. Серёга вывернул пояс, на внутренней стороне, было выжжено хлоркой, Зорин К.К.
-А где сам, усопший лежит? –поинтересовался Молев.
-Там где то –махнул рукой, в сторону покойников санитар.  Завтра им займутся у нас тоже много работы, так что не обессудь.
-Я видел как ты работаешь под столом –засмеялся Серёга. Ладно, выведи меня от сюда поскорей а то я совсем отравился этой вонью, сейчас вырвет. Стажёр свернул брюки и последовал за Петровичем. Выйдя на свежий воздух, Молев прокашлялся, закурил и зашагал в прокуратуру.