Размышления

Евгений Вахромеев
О МАСТЕРСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ

«Ход конём может решить исход партии.
Ход конём – ход единственной фигуры»…

/гроссмейстер/




Моё отношение к собственному творчеству, которое не имеет должного профессионализма, тем не менее, не ослабевает. Но сказать по правде, самокритичности мне не занимать… И с некоторыми моментами мне приходится считаться, если я, пусть даже и не самостоятельно, начинаю находить ошибки.
И всё же хочу признаться, что когда появляется стремление исполнить что-то, как говориться, от души, чтобы что-то было очень необычным, таким сокровенным (лично для меня), вот тогда и появляется желание, любыми путями техники и мастерства, добиться этой цели.
И это, прежде всего, относится к моим необузданным побуждениям что-то красиво вырезать, нарисовать, помузицировать, или же проявить свой вокал …
А ведь именно та жажда страсти, что становится неуправляемой, и является главной помехой в умении исполнить задуманное. А тем более, если это может стать кому-то интересным.
И только какие-то робкие необоснованные ссылки на свою неподготовленность, и на свой непрофессионализм, да и на определённую неграмотность, зачастую вынуждают меня отказаться от задуманного.
Может быть, это и есть несправедливость по отношению к самому себе, к своим способностям?
Помню, как-то в детстве, я пытался смастерить себе из дерева коня, в виде шахматной фигурки. Но после тщетных и мучительных попыток вырезать что-то похожее обычным кухонным ножом, смастерить это так и не удалось. Ибо не проявилось ни одной вырезанной деталью, то, что хоть чем-то напоминало бы деревянную лошадку. Даже с коньком-горбунком сравнить было нельзя… И в глубоком отчаянии, я забросил своё детское творение в огонь печи...
Но за мной, а точнее за моим творчеством, незаметно для меня наблюдал мой дед, Василий Иванович. Ну, вылитый Чапаев… Такие же длинные, пышные, закрученные усы. Простое русское, обветренное скуластое лицо, густые седые волосы, весь такой приземистый и широкоплечий, и с постоянной колючей усмешкой в колючих глазах. От него постоянно исходил резкий запах махорки, который в детстве меня почему-то дразнил и привлекал… Что, до сих пор у меня ассоциируется с добрым и весёлым нравом острослова, каким я и запомнил моего деда.
Был он, по отзывам многих его клиентов, хорошим сапожником. Да он и сам говорил о себе: «Я инженер в своём деле!».
А у меня сохранилась твёрдая память о нём, что он был великолепный мастер своего дела! Настоящий инженер сапожник… Он из «ничего» мог смастерить красивую обувку.
А как он мастерил деревянные гвозди, напоминающие маленькие заточенные спички. Это было настоящее искусство. И я их умудрялся брать тайком у него из коробочки, что из под халвы.
Я с гордостью перебирал их в своих карманах, где они порой доходили до объёма горсти, отчего получал наслаждение, испытывая настоящую детскую радость. За которую приходилось отвечать и получать от деда взбучку…
А ещё дед делал суровые нитки, т.н. дратву, просмолённую в смеси вара и парафина. И они так же привлекали меня своим смоляным терпким запахом и удивительной прочностью, которую я по-своему испытывал…
Вот так, наблюдая за моей работой по резьбе, мой дед ни разу не подсказал мне, как правильно вырезать коня из куска доски. И только после того, как я выбросил своё изделие в печку, он заговорил со мной, по привычке улыбаясь, глядя прямо мне в глаза, закручивая, свой длинный ус, и сверля меня своим колючим взглядом.
«А знаешь, парень, как добиться мастерства настоящего ремесленника? – кашлянув в крупный кулак, он положил свою «самокрутку» и шило на табурет, который сам же и смастерил, (и по его убеждению способный выдержать даже слона). И активно жестикулируя мозолистыми руками, продолжил свой нравоучительный рассказ.
- Знай, что каждый человек после всяких поисков приходит-таки к своему ремеслу. Да, вот так вот, каждый и приходит.
Знай, не мастерство идёт к мастеру, а мастер добивается своего мастерства. Мастер! Понял? Вот так значит, пирожник становится - пирожником, а сапожник - сапожником. Как и я, понял?
Это неправда, когда говорят, что если захотеть можно стать кем угодно: артистом ли, военным ли, учёным, да мало ли ещё кем. Но ты будешь тем, кем по-настоящему ты захочешь стать. И тогда ты станешь как мастер своего дела. Понял, как настоящий специалист с заглавной буквы. Вот так-то!
Ещё говорят, там, видите ли: «как сложатся обстоятельства». Да какие там обстоятельства? А ежели, что и возникнет (как обстоятельства) и вдруг он станет кем-то другим, то видимо этот человек и шел сам к этим обстоятельствам, и именно к тому, что он сумел обрести для себя. А сетовать на неудавшийся случай глупо, парень. Потому как ежели и есть настоящее желание, значит сумеешь стать тем, кем тебе предназначено. А иначе быть не может. Вот так, вот…
Вот смотри сюда: говорят, что где-то живёт человек инвалид, который без обеих рук. Так вот этот самый человек, что он инвалид и говорить не хочу, пусть даже без рук, ногами строгает такие деревянные ложки, которые иной и руками смастерить не сможет… Видать не плохие ложки у него получаются, коли об этом говорят.
А всё почему? Да потому, что он был рождён стать именно таким, и ни каким другим. И он им стал! Он стал таким ремесленником, он стал настоящим мастером. У него и цель была стать им, даже не имея обеих рук. Вот так-то, вот...
Это только лодыри, разгильдяи, алкаши, да совсем немощные бездельники ничего сделать не могут. А ведь и они что-то умеют, хотя и по-своему. Да вот скрутила каждого своя «болячка», будь она неладна… Да и говорить-то о них тут не хочется, больные, они и есть больные… И нечего о них тебе говорить…
Так что, там, где у тебя больше терпения, там и будет больше умения. А значит, там и получится из тебя мастеровой. Но ты, парень учти, в любом деле кроме старания, имей и терпение тоже. «Без труда не вынешь рыбку из пруда». А как же?
Будь, парень в делах страстен, но терпелив.
Вот ты там пишешь стишки всякие, да побасёночки… Нет, я не против, сочиняй пожалуйста, ежели они у тебя получаются. Но уж коли, не выходят они у тебя, то и бумагу марать незачем.
Пойми же сынок, ведь и с «козой» твоей деревянной (так окрестил он моего недоделанного коня) так же. Которой ты, вижу и место в печке уготовил».
Мне тогда не столько обидно было за свою лошадку, которую дед «козой» окрестил, сколько за стихи и песни, которые нравились не только мне, но и моим товарищам по школе. И даже была одна походная песня, которую мы пели, чуть ли не всем классом…
Но «пожурив» меня, дед не стал обращать на мою реакцию, он высказал всё… Потому он так же спокойно принялся за свою работу, подшивая чьи-то старые истоптанные сапоги, продолжая попыхивать своей замусоленной цигаркой, скрученной в виде «козьей ножки».
Сейчас, размышляя о прошлой дедовой философии, меня не перестаёт поражать его хваткая прозорливость, с мудрым подходом к профессионализму. Дед часто мне говорил, что он окончил три класса церковно-приходской школы. Но в его речах, часто произносимых не без критики по отношению воспитания молодёжи, как впрочем, и к самому образованию подростков, было много простой и полезной мудрости.
«Вот ты скажи, парень, а много ли вас в школе заставляют делать что-то полезное своими руками, окромя, конечно, вашей там философии и патриотизма? Ну, хотя бы одну табуретку-то вы смогли там всем классом смастерить?»
Сейчас мне понятен его сарказм в адрес наших занятий по труду. Где эти уроки были чисто формальными, словно необходимые «галочки» в наших дневниках, о чём он метко замечал. Но где мы как мальчишки должны были научиться столярничать, а девчонки уметь шить и вязать, да вышивать крестиком.
Так думал тогда мой дед …
Но видимо другие интересы привлекали тогда молодёжь, и такова была наша заинтересованность в получении какой-нибудь рабочей профессии. Я, как и многие мои сверстники, мечтали только о «престижной» профессии, но никак не о рабочей.
Так что не напрасны, оказались тогда дедовы укоры по отношению к моим предвзятым мечтам.
«Ну что же ты, будущий инженер, не соображаешь как простую телегу исправить… А всё потому, что рабочего пота постеснялся, понюхать его не хочешь…».
Ведь не случайно мы тогда считали, что наиболее важной и выгодной профессиональной ориентацией должна быть если не наука, то как минимум, инженерная или конструкторская деятельность.
Я, как и многие мои друзья, выбирая свою профессию, порешил именно на этом, . Где, как мне тогда казалось, требовалась конструктивная инженерная мысль. Хотя сейчас понимаю, что бы быть настоящим инженером (как говорил мой дед) то каждый настоящий мастер своего дела, непременно должен иметь инженерную мысль.
И сейчас, спустя много лет, я смотрю на многие вещи, где прикладывается настоящая рука мастера, будь то художника, скульптора, или какого-то другого мастера в народном промысле, мне становится искренне досадно за свою непрактичность и какую-то недальновидность.
Ведь я до сих пор искренне стремлюсь к искусству, которое вызывает у меня не только восхищение, но и с каждым разом возрастающий интерес. Особенно к такому творчеству, как живопись и резьба по дереву.
И всё же, некое чувство невозвратной утраты времени, заставляет меня взглянуть на эти вещи, как-то иначе. Только пока не по деловому, а как дилетант, который хочет занять своё свободное время, поддаваясь модному веянию (обязательного наличия «хобби»).
Хотя это нерусское слово вынуждает меня отнестись к подобному творчеству как-то несерьёзно, не по-деловому. И мне кажется, что всё то, что включает в себя это слово, решает только одну проблему, проблему свободного времени.
Хотя, кто-то подобное увлечение может считать как-то иначе.
И сейчас, как мне кажется, в чём-то мой дед был прав. Ведь действительно есть искусство труда, и его нужно познавать с малолетства. Причем, этот предмет было бы неплохо ввести в программу школы. Для поддержания необходимого стимула в выборе любой творческой профессии. Где будет не только изучаться, но и практиковаться одна из важнейших сторон русского народного творчества в любом жизненно важном ремесле.
И неплохо бы тем самым поддержать престиж искусства, как предмет, или хотя бы, как жанр познавания мира. Который отражается на концепциях эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения. Которое всегда будет считаться нашим будущим.
Несомненно, что понадобятся разумные программы и конкретные разработки по отдельной тематике. И я действительно так мыслю, что можно решить труднейшие проблемы творческого воспитания молодёжи, с их эстетическим формированием, что так необходимо для настоящего духовного развития подростков.
И у меня нет сомнений, что для воспитания детей необходимо не только слово, но всё же, и художественное изобразительное творчество, чему ранее на Руси уделялось немалое внимание. Где также искусно можно использовать и творческий труд.
И тем самым можно преодолеть те стереотипы, и те трудности, которые до сих пор в образовании представляют немало проблем в духовном формировании подрастающего поколения.
Наверное, я непосильно трудную тему затронул в своих размышлениях, но не оправдавшиеся амбиции, если так можно сказать, в отношении моего пристрастия к искусству, всё же вынудили меня затронуть эту тему.
И я много бы отдал за то, чтобы эстетическое воспитание подростков, где им прививалась бы любовь и должное отношение к труду, было бы через тот добрый интерес к народному художественному творчеству. Что, на мой взгляд, будет способствовать гармоничному развитию молодого поколения, как будущего строителя нового общества.
Может быть это громко сказано, но иначе я думать не могу…

Всем Мир и Счастье!