Микеланджело Буонарроти

Улексия Миссосупова
6 марта 1475 — 18 февраля 1564.
"В то время как деятельные и отменные умы, просвещенные знаменитейшим Джотто и его последователями, изо всех сил стремились даровать миру образцы доблести, коей благосклонность созвездий и соразмерное смешение влажных начал одарили их таланты, и в то время как они, полные желанием подражать величию природы превосходством искусства, дабы достичь, насколько было им возможно, высшего познания, именуемого многими "интеллигенцией" повсеместно, хотя и напрасно, этого добивались, тот, кто благосклоннейше правит небесами, обратил милосердно очи свои на землю и, увидев бесконечную пустоту стольких усилий, полную бесплодность самых жарких стремлений и тщеславие людского самомнения, отстоящего от истины дальше, чем мрак от света, порешил, дабы вывести нас из стольких заблуждений, ниспослать на землю такого гения, который всесторонне обладал бы мастерством в каждом искусстве и в любой области и который один, собственными усилиями показал бы, что совершенство в искусстве рисунка заключается в проведении линий и контуров и в наложении света и тени для придания рельефности живописным произведениям для правильного понимания работы скульптора и для создания жилья удобного и прочного, здорового, веселого, соразмерного и обогащенного разнообразными архитектурными украшениями; и помимо этого он пожелал снабдить его истинной моральной философией, украшенной нежной поэзией, дабы мир избрал его единственным в своем роде зерцалом, любуясь его жизнью, его творениями, святостью его поведения и всеми его человеческими поступками и дабы и мы именовали его чем-то скорее небесным, чем земным. А так как Создатель видел, что в проявлении подобных занятий и в искусствах, единственных в своем роде, а именно в живописи, скульптуре и архитектуре, тосканские таланты всегда среди других особенно отличались возвышенностью и величием, поскольку они весьма прилежали к трудам и к занятиям во всех этих областях превыше всех остальных итальянских народов, он пожелал даровать ему родиной Флоренцию, из всех городов достойнейшую, с тем чтобы она заслуженным образом достигла верха совершенства всех своих доблестей силами одного своего гражданина". (Вазари
В исключительно богатой индивидуальностями культуре Возрождения скульптору, живописцу, архитектору и поэту Микеланджело Буонарроти принадлежит особое место. Даже в сравнении со своими выдающимися современниками он подобен горной вершине среди пологих холмов. Лишь гений Леонардо да Винчи и Рафаэля не уступает ему в величественности и удивительной глубине замыслов, в совершенстве их воплощения и в художественной одаренности. Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово. Мощное, цельное, монументальное, оно несет на себе отпечаток яркой личности своего творца, отражает трудную, полную мучительных раздумий и драматических поворотов жизнь мастера. Дерзновенность замыслов и упорство в их осуществлении часто сменялись, а порой и сопровождались неуверенностью в собственных силах; периоды активнейшей творческой деятельности перемежались внутренними творческими кризисами. Он не раз бросал, не доведя до завершения, начатые работы.
Многие его планы и идеи так и остались нереализованными не потому, что не хватало сил, а скорее оттого, что Микеланджело всегда ставил перед собой сверхзадачи. Он постоянно стремился к воплощению в скульптурных и живописных образах содержания, которое почти невыразимо языком изобразительного искусства, и достигал при этом порой невозможного. Творчество Микеланджело Буонарроти не знало границ и пределов, для него не существовало традиционных правил и канонов.
Художник создал свой собственный, сложный и трагический мир и творил по его законам. Как никто другой, он умел сопротивляться натиску жизни, трудности и неудачи лишь вливали новую энергию в его творчество.

В начале своего творческого пути (1490—1505) Микеланджело выступает прежде всего как скульптор. Он мыслит как скульптор, даже выполняя живописные работы. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур, скульптурное решение группы. С «Мадонны Дони» начинается интерес Микеланджело Буонарроти к живописи. Он впервые осознает, что живопись может не только повторить скульптуру, но и передать такие сложные положения тел, такую пластику, которые недоступны и самой скульптуре. Отсюда начинается путь к росписи гигантского потолка Сикстинской капеллы.
Микельанджело
Улекса фон Лу
Мрамор податлив, пластичен, но сил
надо вливать в него - океаны,
а Микеланджело в мрамор вложил
тела летучесть и мысли пространность.

В каждой фигуре - канцона, сонет,
страсть человеческая и мученье,
бьются в объемах, сливаясь, тьма-свет,
в мраморе пишется с тенью боренье.

Богу подобен, силен Человек,
но как легко вдруг поплыть по теченью!
Против теченья полет его, бег -
поиск гармонии для сотворений!

Несомненно, вершиной раннего творчества Микеланджело была статуя Давида, юного пастуха, победившего (согласно библейской истории) великана Голиафа. Для жителей Флоренции того времени Давид стал символом их республики, успешно побеждавшей врагов и отстаивающей свою свободу. Микеланджело всей душой впитал в себя эту флорентийскую жажду гражданской свободы. В идеальном образе готового сражаться и победить юного героя он воплотил свое представление о республиканской Флоренции. Недаром эта статуя была поставлена перед входом в здание, где собиралось правление республики. Микеланджело изображает Давида обнаженным, исходя из античных идеалов красоты человека, претворяя в мраморе античные представления о соответствии физической красоты и мощи силе духа. Как надежный страж стоит его Давид на одной из центральных площадей города.http://life-glamour.com/Mikelandzhelo.html
Микеланджело был одним из величайших скульпторов, величайших живописцев и величайших архитекторов своего времени; нет другого подобного ему человека, оставившего столь богатое наследие последующим поколениям. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фреской «Сотворение Адама», статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме.

1. Гений родился в Италии. Рождение и формирование характера молодого Микеланджело - скульптора во всем, борьба с отцовской волей. 1475-1488.

2. Юность. Годы учебы. Учеба в мастерской Гирландайо, в садах Медичи и во дворце Лоренцо Великолепного, первые работы, статуи болонской церкви Сан Доменико. 1488-1495.

3. Рим. «Пьета», «Опьяненный Вакх». 1496-1501.

4. Флоренция. «Давид», статуи святых Сиенского собора, статуя Апостола Матфея, «Мадонна Брюгге», «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти», картон «Битва при Кашине». Живопись Микеланджело - «Мадонна Донни». 1501-1505.

5. Рим. Гробница папы Юлия II. Проект и заготовка мрамора, ссора с папой Юлием II и бегство во Флоренцию. Примирение в Болонье. 1505-1507.

6. Рим. Фрески плафона Сикстинской капеллы. План росписей, сцены из Книги Бытия, пророки, сивиллы, «Чудесные избавления иудеев», предки Христа. 1508-1512.

Статуи для гробницы папы Юлия II: «Моисей», «Умирающий раб» и «Восставший раб». 1513-1516.

7. Флоренция. Гробницы Медичи: статуи Лоренцо и Джулиано Медичи, «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», «Мадонна Медичи», «Скорчившийся мальчик». Статуя «Христос, несущий крест». Архитектурные работы: фасад церкви Сан Лоренцо, окна Палаццо Медичи, библиотека Лауренциана. Осада Флоренции. 1516-1534.

8. Рим. Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд». Современники художника и потомки о фреске. «Одевание» фигур. Фрески виллы Паолина. Бюст Брута. Виттория Колонна, муза скульптора. Поэзия Микеланджело. 1534-1564.

Завершение гробницы Юлия II. Лия и Рахиль. 1545.

Поздние «Оплакивания»: «Пьета с Никодимом», «Пьета Ронданини». 1547-1564.

Архитектурные проекты Микеланджело. Собор Св. Петра. Ансамбль Капитолия. 1538-1564.

«Последний день жизни, первый день покоя!». 18 февраля 1564.

По материалам сайта - http://www.mikelangelo.ru/