Ольга Георгиевна

Анна Малык Маг
       В начальных классах нас вела чопорная, на мой взгляд, не совсем молодая учительница Ольга Георгиевна Звягина, жена директора средней школы №15. Его звали Геннадием Николаевичем. Он читал в старших классах географию и на урок приходил только с журналом. Но о нем, возможно, когда-нибудь я расскажу. А сегодня - о своем классе.

       Прошло достаточно много лет. Все повзрослели вместе со мной. Каждый выбрал свой путь в жизни. Но я и сегодня вспоминаю многих, еще не научившихся тогда самостоятельно смотреть за собой, одноклассников. Кого-то приводила бабушка в школу, кого-то мама... Я в школу ходила одна, так как она находилась рядом с моим домом, через дорогу.  Я жила в небольшом районном центре; он находился в пограничной зоне и там был сформирован пограничный отряд - настоящий городок. Это в Туркмении.

       В классе были дети разных национальностей. Не хватило бы на руке пальцев, чтобы сказать: сколько языков могло звучать тогда!.. Но нас объединял русский язык и детская дружба. Хотя бывали и в младших классах такие споры и разборки - мало не покажется!..
И вот однажды...  Зимой, когда в классе было холодно, и от нашего дыхания появились испарины на стенах, а дети один за другим стали заболевать, Ольга Георгиевна разрешила не снимать верхнюю одежду. Мы все, как колобки, потяжелели от фуфаек, теплых пальто, курточек, шуб (хотя шубы носили только две девочки). Писать было неудобно. На перемене мало кто выходил в школьный двор. Зима была очень холодной в этот год. Это вот в Туркмении?.. Холодно было почти всем. А может быть так голодно, потому и холодно. Хлеб - по карточкам, а к нему какой-нибудь пустой суп.
 
   Но вот кто-то кого-то случайно зацепил!.. Кто-то отлетел к стене и на ней образовался непонятный рисунок. Мне он напомнил медведя. Оставалось добавить несколько штрихов, потом еще-еще... И стена превратилась в настоящую опушку. Ее расписывали всем классом. Просто картина "Шишкина" - руками одноклассников, и она понравилась, как  коллективное творчество.
       Но когда Ольга Георгиевна вошла в класс и увидела эту "мазню" - обомлела!..
       - Кто? Кто расписал стену? Живо-живо, без стеснения, выходите к доске и становитесь в шеренгу. Додумались!.. Это же надо такое учудить?.. Одного художника я,кажется, знаю, - посмотрев на меня и приглашая к доске, она продолжила, - это ты, Рудакова?..
       Я молча вышла к доске, надеясь, что из солидарности выйдет еще кто-нибудь, но тщетно. Все, уткнувшись лицом в парту, сидели молча. А Ольга Георгиевна распалялась все больше и больше: она багровела и от своей суровости стала совсем некрасивой.
       - Рудакова, кто еще с тобой рисовал? Скажи, не то придется вызывать родителей... С мамой твоей мне легче всего говорить, - вот она пусть и придет завтра.
       Так никто больше не поддержал меня. Я стояла до конца урока у доски. А когда все уроки были окончены, я осталась в классе и расписала уже все стены. Все равно в субботу и воскресенье мне придется с мамой тут белить. Я это знала наверняка.

       Мама ужаснулась росписям, но не могла поверить, что все это - творчество моих рук.Я молчала и никак не могла понять: за что вызвали мою маму в школу? На стенах - такое чудесное полотно! Такой красивый лес, опушка и сколько всяких зверушек! Но я про себя перечисляла всех своих друзей, руки которых касались запотевших стен.
Мамочка, конечно, принесла известь, добавила в нее синьку и побелила, а я помогала ей, как могла.

       В в воскресенье, вечером, ко мне домой, с повинной, пришли три "самых активных художника". Их родители узнали только в этот день о случившемся в классе и потребовали,чтобы мои "друзья" извинились за свое молчание; но и мое, которое мамочке влетело в "копеечку".

       Так начиналось мое детство. Я хорошо усваивала урок за уроком. А Ольга Георгиевна стала приглядываться ко мне и время от времени понимала, что меня не сбить с толку, так как во мне проявлялся характер. Она чувствовала мое сопротивление. Но как-то, вызвав меня к доске, задала вопрос:
       - Мы сегодня говорим о героях, а ты молчишь. Они у тебя есть?
       - Конечно. Можно, я прочту стихотворение? И вы поймете: кто для меня - герой и прочитала отрывок из поэмы Маргариты Алигер "Зоя". Класс слушал меня. А Ольга Георгиевна почему-то вышла в коридор. Но вот она снова в классе.
       - Садись, Рудакова. Отлично. Ты очень хорошо и эмоционально прочитала стихи. Потом ко мне подошла Тоня Рустамова и сказала: "Давай дружить?"

Но об этом уже в другой истории.
                М.А.Г. 2011г.