АСС Евгений, - московский архитектор

Юрий Прокуратов
АСС Евгений (1946,Москва), председатель Союза московских архитекторов.

* * *

Главная культурная проблема - непреодоленный провинциализм. Русская архитектура абсолютно
маргинальна в мировом контексте. У нее нет идейной базы - у нас почти восемьдесят лет не существовало
архитектурной мысли, интеллектуального поля, генерирующего идеи.

Если спросить западного архитектора, проектировал ли он когда-нибудь квартиры, 99% опрошенных
ответит, что никогда. Это узкая ниша, в которой задействовано очень мало людей. А здесь этим
занимается 90% выпускников МАрхИ.

Я всегда поражаюсь, читая, что, например, в этом сезоне модно бежевое и зеленое. Мода на стили
– это коммерческий трюк.

Архитектор не может навязать миру свою волю, эту волю навязывают миру большие корпорации.
Архитектор не может исправить человечество. Что архитектор может сделать, так это предусмотреть
пути эвакуации для той части общества, которой надоело, что ее сознанием манипулируют.

Если говорить о том, как российская архитектура выглядит со стороны, то есть как она конвертируется
в мире, то она не является сегодня международным конвертируемым товаром.

Архитектор правит бал тогда, когда у него полностью развязаны руки - это во-первых. Во-вторых,
когда ему есть с кем танцевать на этом балу.

Критика профессионалов профессионалами всегда подозрительная вещь.

Групповые суждения известно, что это далеко не всегда лучшие суждения, это некоторая иллюзия.

Если мы говорим об архитектуре как об искусстве... оставляя за архитектором право быть художником,
то художник, в конце концов, сам решает, что такое хорошо, а что такое плохо.

Жилье - самая неудобная типология для выпендрежа.

Стараясь достичь в архитектуре поэзии и теплоты, я пользуюсь своего рода стихотворной техникой,
подбирая очень немногочисленные, но очень точные слова и соединяя их в очень точном порядке.

Самое сильное влияние на мое творчество оказал алкоголь.

* * *
«Швейцарская школа» (фрагмент)

В архитектуре нет, и не может быть ничего случайного, фальшивого надуманного, сделанного просто
«для красоты». Красота – это внутреннее свойство вещи. Красоты нельзя ни добавить, ни убавить,
она принадлежит объекту как нерасторжимому целому… Для швейцарцев красота и простота оказываются
почти синонимами. Однако простота предпочтительнее. В устах швейцарского архитектора слово
«красиво» будет звучать скорее иронически, чем восторженно. Красивый – это что-то из области
китча, из журнала «Красивый дом и сад»…. В этой архитектуре здравый смысл становится искусством.
Именно это и вызывает скуку у русского архитектора, ведь он убежден, что искусство начинается
за гранью здравого смысла.