Часть 4 Странная смерть

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2011/03/08/928

Учиться он собрался в Париже. Но прежде осуществил ещё одно путешествие по России.

Гроте купил лодку, нанял двух гребцов и пустился в плавание по Волге до Астрахани. Там он подарил лодку своим попутчикам, щедро с ними расплатился и дальше путешествовал один.

Из Астрахани добрался сначала на Дон, ознакомился с жизнью казаков, потом на Азовское море, в Крым и, наконец, через Одессу и Киев вернулся в Петербург.

 Путешествие было очень интересным, масса впечатлений и новых знакомств, но для одиночного путника довольно рискованным. Грабежами и убийствами  на Руси и тогда было не удивить.

Хватало и разбойников, и бродяг, и беглого люда, которые без колебаний могли за копейку перерезать горло. Но обошлось. Возможно благодаря атлетическому сложению путешественника, напасть на которого рискнул бы не каждый.

В октябре 1857 года  Эдуард Гроте уехал в Париж.

Два года изучал он курс естественных наук в Парижском университете. Там ему пришла мысль совершить большое путешествие с социально-этнографической целью по странам Европы и по России в вагонах третьего класса, в которых ездил простой народ.

Но предварительно, тоже с научной целью, он поехал в Швейцарию в городок Церматт. Именно в этих местах и произошла страшная трагедия, лишившая Россию отважного моряка и подающего большие надежды учёного.

12 августа 1859 года Гроте вышел из Раффельбергской гостиницы в сопровождении двух нанятых им проводников. К вечеру путники пришли в деревушку Матмарк. В ней заночевали, а утром продолжили путь.

Позже хозяин дома, в котором они останавливались, рассказал брату Гроте, что Эдуард произвёл на него впечатление очень уверенного в своих силах человека, пренебрежительно относившегося к опасностям в горах.

 Можно поверить тому, что он излучал уверенность в себе, но вот пренебрежительное отношение к опасности вызывает сомнение. Моряк был храбр, однако служба научила его осмотрительности, да и опыт у него был немалый путешествия зимой в горных местностях Сибири.

Гроте со своими спутниками направился в долину Церматт самой короткой, но и самой опасной дорогой – через глетчер Финделен. Дальше можно полагаться только на слова проводников.

Они утверждали, что Гроте шёл посередине связки. Когда переходили расщелину, и Эдуард оказался над ней, неожиданно сразу с двух сторон (!?) лопнула верёвка, которой они были связаны, и Гроте рухнул вниз. 

Он застрял во льду на глубине около двадцати метров. Голова оказалась ниже ног, шевелить он мог только правой рукой. Один проводник остался на месте, а второй пошёл за верёвкой.

Когда он появился спустя четыре часа, выяснилось, что верёвка короткая. Пришлось снова идти за помощью и новыми верёвками. Прошло ещё восемь часов. Помощь появилась около полуночи.

За это время Гроте переместился на несколько метров ниже. Когда его, наконец, извлекли из расщелины, несчастный не подавал признаков жизни.

Приехал из Лондона вызванный телеграммой брат Эдуарда Гроте. Началось следствие, которое ничего не прояснило. Кто-то говорил, что верёвка была подрезана с двух сторон, но она загадочно исчезла. Даже если это было и так, кто и зачем сделал эту подлость, осталось невыясненным.

Когда прощались с погибшим, друзья вспоминали, как, пользуясь своими энциклопедическими знаниями, он, не боясь заразиться, лечил матросов, больных холерой, выхаживал товарищей от цинги, как выкупал у помещиков крепостных, даря им свободу, как давал деньги на обучение и воспитание детей бедняков.

Моряки, служившие вместе с Эдуардом Гроте на «Байкале», отдавая должное своему товарищу, назвали его именем мыс в Охотском море, но мало, кто знает в наше время об этом достойном памяти человеке.

   Конец