Ч. 3 Лиз Христиани Слушали, затаив дыхание

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2011/03/08/909

Так Лиз Христиани отправилась к восточным берегам России в составе маленького отряда генерал-губернатора. С собой взяли минимум необходимых вещей. Это было условием, распространявшееся на всех участников экспедиции.

 Исключение составила лишь драгоценная виолончель работы Страдивари, принадлежавшая Христиани. Лиз понимала, сколь опасно было брать в дорогу инструмент, но расстаться с ним, даже ненадолго, было выше ее сил. Виолончель, действительно, была необыкновенной. Ее изготовил Антонио Страдивари в 1700 году.

Такая виолончель и в те годы стоила целое состояние. Ее изготовление относится к так называемому золотому периоду творчества великого мастера, тогда он создал самые совершенные инструменты, в которых наиболее приблизился к природному тембру человеческого голоса.

Этого не удавалось никому из мастеров ни до, ни после него.
Христиани виолончель была дорога к тому же, как память.

Мендельсон происходил из богатой банкирской семьи и немало зарабатывал сам концертной, преподавательской и композиторской деятельностью. Только он мог сделать столь бесценный подарок талантливой виолончелистке.

Каждый сохранившийся инструмент работы Страдивари известен, как и его история. На ней играл знаменитый виолончелист Жан Пьер Дюпо (кстати, инструмент, которым  владел Мстислав Растропович, также принадлежал одному из братьев-виолончелистов Дюпо).

 Жан Пьер умер в 1818 году. Вполне возможно, что виолончель купил отец Мендельсона. Cледующим владельцем «страдивария» после Дюпо в справочных изданиях значится Христиани.

По приказанию Муравьева, прекрасно разбиравшегося в том, что такое «страдиварий», для виолончели сделали специальный ящик, обитый железом. Одному из своих ближайших помощников, чиновнику Бернгардту Струве, он поручил лично отвечать за драгоценный инструмент, не доверяя никому.

О трудностях того знаменательного путешествия по сибирскому бездорожью мы рассказали в очерке, посвященном Екатерине Муравьевой-Амурской. Они красочно и с юмором описаны в письмах Христиани, опубликованных в журнале «Tour du monde» за 1863 год.

Спутникам Христиани, без сомнения, повезло, и генерал не раз благодарил судьбу, приведшую ее в глушь Восточной Сибири. «Француженка m-lle Элиза Христиани, молодая, недурная собой, с чрезвычайно интеллигентным выражением глаз, бойкая, подвижная», - так характеризовал ее один из путешественников.

 Несмотря на все лишения путешествий по болотам, горам, лесам, опасные переправы через бурные реки и переходы по едва заметным тропинкам вдоль скал, дожди, холод, гнус, доводивший животных и людей до безумия, неимоверную усталость, - обе француженки сохраняли присутствие духа.

На привалах, когда позволяла обстановка, Лиз доставала свой «страдиварий» и божественные звуки разносились там, где и человеческий голос звучал не часто. Даже грубые невежественные казаки, сопровождавшие Муравьева, ничего ранее, кроме гармошки не слышавшие, молча, затаив дыхание, слушали виолончель.


Продолжение http://www.proza.ru/2011/03/08/914