Как приятно вспомнить малейшие черты безвозвратного ушедшего прошлого, перенестись на время в детство, отрочество, юность, снова стать беззаботным мальчишкой!
Я думаю, это же чувство возникает у каждого моего современника, который читает эти строки.
Дорогие образы детства…
Наши воспоминания – это маленькая тропинка, по которой мы можем вернуться мысленно в Город Детства, снова пройтись по его дорожкам, встретиться с родителями, дорогими нам людьми, встретиться снова с друзьями, посетить заветные места, от большинства которых остались одни лишь воспоминания….
Я хочу рассказать о ершовском Клубе железнодорожников, или, как его теперь называют, городском доме культуры.
Собственно, я даже не знаю, как его точно называли раньше – бывало, и Домом культуры железнодорожников. Ведь есть в Москве ЦДКЖ – центральный дом культуры железнодорожников, упоминаемый в бессмертных «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова.
А писать о нем и не рассказать о железнодорожном парке имени А.С. Пушкина – так он полностью когда-то назывался - невозможно. Тем более, и парк и клуб располагались рядом, и были едины в административном смысле.
На протяжении многих лет это место было связано самым различным образом с нашей семьей.
Начать с того, что мы жили рядом с парком – на улице Пушкина. Только теперь пришло в голову, что здесь такое совпадение – и парк имени Пушкина и улица носит название нашего великого поэта.
В клубе долго работала моя мама, поэтому и мы, члены её семьи, были тут «своими», туда мы всей семьей бесплатно ходили в кино, потом, я, уже самостоятельно, с друзьями. С ними же ходили на танцы. Принято было посещать наш парк летом и в обычные дни вечерами, после работы, и в праздничные дни. Тогда парк действительно был местом отдыха жителей городка.
Но начнем по порядку. Все даты в произведении даны по памяти. К сожалению, труды по истории Ершова практически отсутствуют, кроме книги В. Валеева и С. Кузнецова «Город Ершов», Саратов, ПКИ, 1984 год.
Ссылки в Интернете по «Старому Ершову» обычно отсылают к моему «Старому Ершову…" http://www.proza.ru/2008/05/22/347 и «Отцовской линии» http://www.proza.ru/2009/04/08/714, которые опубликованы в журнале "ВОЛГА,21 ВЕК".
Парк появился раньше, чем клуб. По крайней мере, уже в году 1952, а может, и раньше, там были высажены рядами в произвольном порядке небольшие деревца вяза, татарского клена, ясеня, кустики желтой акации, жимолости – вот, пожалуй, и все породы, которые присутствовали в парке. Причем, кустарниками обсаживались аллеи.
Немного, но только эти растения могли расти в нашем резко континентальном климате с довольно низкими температурами зимой и очень жарким летним периодом, почти в 4 месяца, без особого ухода.
Никто и не верил, что на бывшей болотистой базарной площади, как вспоминала моя бабушка, Евгения Петровна, могло что-то вырасти.
Но, когда за дело берется такая мощная, тогда градообразующая организация, как отделение Приволжской железной дороги многое, кажущееся нереальным, воплощается в жизнь. Сыграл свою роль и Дорпрофсож во главе с его тогдашним председателем Ильинским, приятелем отца и матери, который поднял железнодорожников на воскресники по посадке деревьев.
Наверняка, в посадке деревьев участвовал участок лесозащитных насаждений отделения дороги, он, вероятно, и поставлял саженцы деревьев. В те годы их могла дать только железная дорога.
Как меняются времена, прежняя инфраструктура Дороги очень сильно сократилась. Как говорят, «с колеса» сбросили все непрофильные активы» - т.е. жилье, школы, детские сады, учреждения культуры и т.д. Да, теперь уже Приволжскую железную дорогу трудно назвать градообразующей. Она и зарегистрирована в Москве, где и платит все налоги, на радость жителям государства Московия.
Фото автора 1958 года.
Продолжение следует http://www.proza.ru/2011/03/09/248