Родня

Елена Демчинская
Никто не знает где и когда ему суждено родиться  хорошо когда у тебя есть мама и папа которые любят тебя  покупают одежду, игрушки , читают на ночь сказки. Как ни странно иногда  дети не ценят того что у них есть  думая что весь мир должен крутиться вокруг их желаний и капризов.
   У Иришки тоже была мама и девочка любила её прощая грубые окрики и побои. Просто мама очень часто была пьяной и за очередной пьяной пеленой забывала про Иришку  а если та попадалась ей на глаза вовсе могла поколотить , накричать , обозвать просто так. Ира жалела маму и старалась не попадаться ей на глаза давно облюбовав себе место в старом сарае и очень надеялась что когда- нибудь всё будет по другому. 
Калитка с шумом захлопнулась – это означало, что Ира осталась одна во дворе и доме. Как всегда ей хотелось есть , а в доме можно было найти что нибудь съестное , но помня о вчерашнем , когда мать вдрызг пьяная застала её там жующую кусок хлеба  девчушка потёрла синяк на руке и подумала:"У мамы рука тяжёлая , вдруг опять вернётся и голову оторвёт как обещала" .  Иришка вышла из сарая  и стала обследовать двор . Возле яблони у забора она нашла  четыре червивых яблочка и тут же их с жадностью съела.
Осеннее утро хоть и солнечное , но  холодный ветерок уже давал почувствовать  что тёплое летнее блаженство кончилось  . Иришкины босые , грязные ноги мёрзли по утрам и она то и дело поджимала их под себя натягивая на них старенькую изодранную кофточку. Ещё никогда за свои шесть лет она не выходила со двора  её мир заключал в себе лишь старый покосившийся дом в который её не перестали пускать с тех пор как умерла бабушка и куда она тайком пробиралась в поисках еды пока никого не было и запущенный двор с зарослями травы на огороде , двумя яблоневыми деревьями , а также маленького сарайчика где когда то хранили дрова и где Иришка теперь жила большую часть времени,  стараясь не попадаться на глаза маме и её очередным дружкам.
«Вот бы хлеба  кусочек   хоть бы и засохший  как вчера »- мечтала девочка  снова и снова обходя двор . Вот она остановилась у калитки и подумала: « Может там я найду еду . Только бы мамку не встретить , уж она точно прибьёт » Она подошла к забору и оглядела окрестности через щель .Когда в доме никого не было Ира часто смотрела на пустынную  деревенскую улицу . Один раз она увидела выходящую из дома напротив девушку с длинными волосами в светлых брюках , стройную и красивую . Воспоминания о ней и о бабушке грели Иришкину душу. Игрушек у девочки не было и она развлекала себя тем что придумывала разные истории , сказки о пауках и мокрицах  которые жили в сарае вместе с ней , о маме , о красавице за калиткой.
Убедившись , что на улице  никого нет Ира вскарабкалась на забор , открыла вертушку  калитки и немного постояв кинулась в сторону пригорка. Ощущение чего то необычного и манящего заставило забыть о рискованности путешествия и быстрые босые ноги понесли её вперёд  навстречу неизвестному миру.  Дом стоял на самой окраине и легко взобравшись на пригорок  Ира оглянулась назад , село в котором девочка прожила шесть лет  и которое увидела только сейчас раскинулось как на ладони . Вот и их двор с покосившимся домом , особенно выделяющийся своей ветхостью , словно разорённое гнездо. И тут Ира поняла , что никогда она не вернётся туда и хотя её сердечко сжималось при мысли о матери , единственном знакомом родном существе в её жизни , она всё же развернувшись весело побежала по пожухлой траве больше уже не оглядываясь.

Бескрайний  мир встретил девочку приветливо  вокруг было столько интересного что перехватив несколько яблочек и ягод в придорожной лесополосе Иришка даже забыла о том что хотела кушать , а от быстрой ходьбы стало тепло. Только- только осень сменила угасающее лето   ещё не успела она даже раззолотить деревья , ещё следы летнего разнотравья были видны в полях и на обочине дороги где шла девочка подсохшие травяные стебли иногда больно царапали детские ножки , но Иришка и не замечала этого.  Пригретые солнышком летали бабочки  доживая последние денёчки , щебетали какие то птахи  и девочке было легко и весело бежать по пустынной дороге , она не оглядывалась назад ей хотелось чтобы день этот не заканчивался , чтобы тёплое солнышко не садилось , а дорожка не кончалась . 
Но всё же неподвластное нашим желаниям светило стало заходить на покой  а дорожка уткнулась в соседнее село разветвляясь в разные стороны. Иришка чувствуя приближение холодного вечера выбрала почти незаметную дорожку и по ней добралась полуразрушенного храма особняком стоящего чуть в стороне от села. Устроившись поудобнее в углу разорённой церкви девочка с интересом стала оглядывать своё пристанище.»Кто же мог сломать такой красивый дом?»- подумала она. О былом величии напоминали высокие сводчатые потолки с кое где сохранившейся росписью , пол устланный битым кирпичом , бутылочными осколками и ещё незнамо чем кое где всё же сохранил своё плиточное покрытие. Стало холодно и страшно , девочка привычно натянула кофточку на коленки . Она разглядывала заброшенный храм  заходившее солнце сквозь оконный проём осветило облупленную стену напротив и Иришка почувствовала взгляд . На неё смотрели  полные грусти прекрасные глаза . В сохранившемся фрагменте росписи угадывалось женское лицо. Девочке показалось что глаза смотрят на неё с какой то нежностью и любовью , словно жалеют её. И теперь ей было совсем не страшно.
«Тётенька , я отдохну здесь немного и пойду дальше » - тихонько сказала девочка. «Вы наверное добрая , а мамка моя никогда на меня так не смотрит , но она тоже добрая. Мне теперь совсем не страшно тётенька , только кушать хочется и холодно.»  И захотелось Иришке рассказать всё этой таинственной женщине – "Тётенька , наверное ты королева , а это твой замок , его разрушили злые люди а тебя заколдовали. А у меня , тётенька , мамка есть только пьёт сильно , когда бабушка ещё не померла она ещё хорошая была , а теперь как бабушка померла так её наверное тоже заколдовали "Девочке казалось что её внимательно слушают , глаза ласково глядели на неё и ей захотелось рассказать про все свои обиды и горести . Солнце уже почти село , а ребёнок продолжал делиться  бедами  выпавшими на её долю.

      Было уже совсем темно когда завозившаяся по хозяйству Татьяна Николаевна пошла за козой , та была привязана  на лугу за селом. «Вот окаянная , оторвалась  » - сказала она уже подходя к месту где оставила козу утром. «Где теперь её искать?» - она огляделась кругом – козы не было. « «Может туда  забрела?» - Татьяна Николаевна направилась к одиноко стоящему храму , надеясь что заблудшее животное забралось туда.
Подойдя совсем близко она услышала какое то бормотание , перекрестилась , холодок страха шевельнулся в душе , но всё же она подошла поближе и прислушалась.
«… вот так она меня и побила , ни за что . Но ты тётенька не думай , она хорошая , хоть и бьёт меня. У меня ведь кроме неё никого нет»  Какое то время она стояла и слушала незамысловатую детскую исповедь , вслушиваясь в горькие слова. Женщина осторожно  зашла в храм , в углу поджав к себе ноги , обхватив их руками сидела взъерошенная девчушка лет пяти – шести. 
-Ты откуда здесь? - Татьяна Николаевна подошла к ней поближе и присела на корточки.
-Ой, ещё одна тётенька – девчушка вроде как и обрадовалась.
- Вроде как не из нашего села – женщина вглядывалась в девочку – У нас таких не припомню. Что ты тут делаешь одна?
- Я оттуда пришла –  показала девочка рукой – Кушать очень хочется , тётенька.
- Пойдём со мной , там разберёмся. Только Маньку , козу мою сыщем. – оставить ребёнка одного Татьяна Николаевна никак не могла.
Уже дома женщина разглядела худющую грязную девчонку  .Глядя как та с аппетитом уплетает щи  Татьяне вдруг померещилось что то знакомое, угадываемое  во взгляде ребёнка  . Как поняла она из сбивчивого рассказа девочки , она была из соседнего села , фамилии не знала, бабушка недавно умерла а мать пьёт. Догадка обожгла женщину… Несколько лет назад сын из города приезжал на каникулы , месяца на два , так вот люди говорили забеременела девчонка  от него из соседнего села .Всё дело кончилось тем что сын уехал и уже вот седьмой год как глаз не кажет.Да шалопутная девка то  и ещё неизвестно от кого родила , много парней у неё перебывало.
Иришка допила через край тарелки оставшиеся на дне щи , выпила кружку молока и с удовольствием залезла в корыто с тёплой нагретой Татьяной водой. Когда женщина стала мыть  девчушку, сердце её сжалось , синяки и ссадины щедро украшали худющее грязное тельце малышки.
- Ириш , что ж синяков так много?
- А это тётя Таня меня мамка наказала.
_ Да за что же так?
- Не знаю , кушать хотелось.

Девочка прожила у Татьяны Николаевны неделю. И женщина  теперь с ужасом думала о расставании . Бойкая  девчушка быстро освоилась , немного отъелась , не сразу но всё же удалось вывести вшей из белокурых густых волос малышки. Теперь глядя на неё , особенно когда Иришка смотрела мультики по телевизору с восторженной детской непосредственностью  Татьяна поняла взгляд серых глазок сразу же показавшийся ей знакомым напоминал ей мужа , да и сына , в детстве он также смотрел на неё и улыбка девочки да и всё теперь казалось ей родным. «Моя , моя кровь , внучка.»- думала Татьяна и слёзы наворачивались на глаза.
Она сходила в соседнее село к одной знакомой через неё выведала всё о Иришкиной матери , глянула на кособокую  хибару . О пропажи ребёнка в селе никто не знал , да и кто мог знать , со двора ребёнок не выходил уже года два , соседи уж и забыли о существовании девчушки , так же как и пьющая мать обременённая этой обузой.

Татьяна Николаевна  сходила в Сельсовет  . А вечером  обняв малышку спросила : « Иришка, а хочешь ты домой к мамке?» 
- Я у тебя хочу жить , тёть Тань. – девочка ткнулась носом ей в плечо.
- Зови меня бабушкой. –Татьяна Николаевна погладила Иришку по голове и крепко прижала её к себе.
Утром они поехали в город.