Весна

Любимов
«Не в силе Бог, а в правде Бог», -
Александр Невский, новгородский князь

«…сильных истина зовет на подвиг, у слабых -
парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности»,-
Гетманова А. Д., автор учебника по логике.

Рассказ основан на реальных событиях.



   29 сентября 1957 года (воскресенье) - 16 часов 22 минуты по местному времени. Произошёл взрыв банки № 14 комплекса С-3. химкомбината «Маяк», расположенном в закрытом городе «Челябинск-40» (ныне г. Озерск). В 1958—1959 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному загрязнению, специальные механизированные отряды произвели ликвидацию и захоронение строений, продовольствия, фуража и имущества жителей. После аварии на всей территории ВУРСа (Восточно-Уральский радиоактивный след) ввели временный запрет на хозяйственное использование территории. Социально-экологические последствия аварии оказались очень серьезными. Тысячи людей были вынуждены покинуть места своего проживания, многие другие остались жить на загрязненной радионуклидами территории в условиях долговременного ограничения хозяйственной деятельности. Приспособление также значительно осложнялось тем, что в результате аварии радиоактивному загрязнению подверглись водоемы, пастбища, леса и пашни.  Обнищание населения совместно с  известным профилактическим радиозащитным действием этилового спирта на организм человека привели к повальному пьянству.

***

   1996 год, июнь. В поезде на верхней полке поезда спал журналист, корреспондент центрального канала. Он ехал в богом забытую дыру, город Кыштым. Этот уральский городок,  кроме не до конца ликвидированных последствий радиационного заражения сорокалетней давности, ничем не выделялся из общей типичной ситуации 90-х годов с разоренными предприятиями, безработными, трудоустроенными без зарплаты, бандитизмом и безнадегой. В общем, из приятного только водка, да и та суррогат. Но все лучше, чем командировка в Чечню, которой журналист благополучно избежал. В Кыштыме он должен был состряпать материал про сумасшедшую старуху, которая нашла на кладбище, якобы, инопланетянина. Кого бы она там не нашла у журналиста было задание сделать сенсацию.

***

   Месяцем раньше, одинокая пенсионерка Тамара Васильевна Просвирина, как всегда в это полуденное время, гуляла по кладбищу. Ее считали городской сумасшедшей. Она ходила между могил и тихо завидовала покойникам, не понимая, для чего она еще нужна Богу на этой земле. Она действительно была никому не нужна, из родных остались только сын и невестка. Но сын в тюрьме, а невестка заходила раз в две недели и обращалась с ней как с помешанной. Жизнь была прожита зря: ничего не сделала, добра не нажила, сына не воспитала. Жила, когда тяжело, когда полегче, но такого нечеловеческого отчаяния, какое она испытывала последние годы, не было никогда. Отчаяния от жестокой агрессивной бессмысленности всего вокруг и бесполезности собственной прожитой жизни. Тамара Васильевна ходила по кладбищу и собирала цветы с могил. Там где появлялись новые, она тихо наблюдала за людьми, которые приходили на кладбище не на похороны, а для того чтобы принести на могилу своих близких цветы, подправить оградку, либо просто посидеть рядом с когда-то живым родным человеком. Она про себя называла их «постоянными». Среди них были те, которые приходили, потому что так было заведено, были те, которых толкало чувство вины, но были и те, на лицах которых читалась невыразимая тоска.  Старушка подолгу всматривалась в лица на памятниках, пытаясь найти ответ, в чем секрет, почему они оказались лучше ее? Тамара Васильевна знала, что после ее смерти о ней никто не будет вспоминать, даже родной сын.
   Стояла нестерпимая духота, и старушка присела на скамейку в тени орешника. Какое-то время она неподвижно сидела, опустив голову, и наблюдала за муравьем, тащившем осиное крыло. За спиной пенсионерки уже минут пятнадцать доносились свистящие звуки.  Она ничего не слышала, мысли все время вертелись возле одного: "Кем были те люди в земле, могилы которых ухожены и через тридцать лет после смерти, чем они заслужили такую благодарность?". Внезапно раздался резкий шорох, старушка вздрогнула и обернулась. Лохматый черный пес что-то нашел в зарослях сирени, но кусты росли слишком густо и сразу добраться до находки он не смог.
   - Ах ты, подлюка!- пенсионерка подняла с земли камень и швырнула в собаку.
   Пес, взвизгнув, убежал, и только теперь Тамара Васильевна обратила внимание на странный свист и подошла к кустам.… В центре зарослей шевелил ручками и ножками… младенец? Старушка на корточках проползла в кусты. Если бы глаза Тамары Васильевны не были поражены катарактой и близорукостью, она бы рассмотрела неправильную форму черепа, непропорционально развитую его лобную часть, отсутствие половых органов и пупка. Да и психически нездоровый  мозг старушки особо не присматривался. Он не видел свистящего не поддающиеся научной классификации создания, а  видел глаза полные человеческим страданием, видел плачущего ребенка. Морщинистые руки подхватили младенца, глаза наполнились слезами, беззубый рот зашамкал, голосовые связки смыкались и размыкались - из груди вырывались всхлипывания:
   - Алешенька, с-с-сссыночек,  я назову тебя Алешенькой.
   Существо на руках тихонько посвистывало. Старушка шла быстрым шагом сквозь лес короткой дорогой домой. Гремел гром, сверкала первая майская молния, Тамара Васильевна торопилась накормить сыночка причитая:
   - Не бойся, Алешенька, это гром, просто гром.

***

   По промокшей от вчерашнего ливня земле шли трое. Один внимательно всматривался в землю вокруг себя, двое других озирались по сторонам. Смотрящий вниз был сны вождя. Среди взъерошенной следами бизоньего стада грязи он разглядел отпечаток ноги свиноматки. Свиньи прошли здесь после бизонов. Сын вождя присел на четвереньки, и осторожно переставляя руки ноги, стараясь не затоптать ни одного следа, двигался по спирали вокруг отпечатка свиного копыта. В нескольких шагах, южнее первого следа он обнаружил уже четко различимые следы поросят. Свиньи шли на юг. Сын вождя выпрямился и криком позвал остальных двух. Один послушно подошел, но второй, неслыханное дело, сам что-то нашел и делал вид, как будто не замечал сына вождя. Идти по следу могли только лучшие люди племени - следопытами их, с одобрения Разговаривающего-с-Духами назначал сам вождь. Другие двое должны были охранять следопыта от возможного нападения хищных зверей и от злых Духов. Злые Духи трусливы, прячутся от человеческого взора, и насылать страх, вселяясь в тела людей, могут только со спины. Когда следопыт знает, что сзади стоят верные товарищи, смотрящие-в-стороны, он может безбоязненно полностью отдать себя своему делу, не заботясь о Духах и зверях. Охраняющие следопыта, поэтому не должны отвлекаться на следы. Тот, смотрящий-в-сторону, кто не слышал сына вождя, нарушил установленный Великими Предками закон. Закон, заповеданный Теми Великанами, Кто привел народ в пещеру, Теми, Кто не убоявшись Повелителя Всего Сущего, попросили Его оставить свой Дом Им. Закон существовал уже многие поколения, и никто никогда не преступал его.
   Сын вождя,  яростно размахивая руками, бежал к преступившему закон. Первым нанес удар наотмашь смотрящий-в-стороны. Он знал, что осмелится напасть на сына вождя, не мог позволить себе никто в племени, и потому прямое нападение застанет того врасплох. Сын вождя коротко пронзительно вскрикнул: удар кулака по уху действительно его ошеломил. За первым ударом последовал второй, заставивший сына вождя потерять равновесие. Не давая врагу опомнится,  смотрящий-в-стороны одним прыжком догнал его падающее тело и впился  большими пальцами в глаза, выдавливая глазные яблоки. Затем, подобрал, камень лежащий рядом с корчившимся останками и двумя могучими ударами размозжил окровавленный череп, довершив начатое.
   Расправа была настолько внезапной и молниеносной, что третий из группы испытывал страх только теперь, когда остолбенело смотрел на труп сына вождя. Убийца медленно подошел к нему и жестом указал в сторону бизоньих следов. Он обратил внимание на неправильный след среди земли, истоптанной огромным стадом. Животное, оставившее его, несомненно, было ранено. Главный вопрос заключался в том, насколько серьезно ранение и как долго зверь сможет пастись вместе со стадом. В это время года бизоны  обычно надолго уходили, и если раненый зверь был способен еще долго идти, то выслеживать его не имело смысла. Находясь внутри стада, он будет неуязвим до тех пор, пока не отойдет на расстояние, которое племя не отважится преодолеть. Если он не ошибся, думал охотник, если  повезет и удастся выследить, а потом загнать раненого гиганта, то племя будет надолго обеспечено мясом. Его авторитет в племени возрастет и, расправившись со стареющим вождем, что несложно, он затем сам его возглавит.
   Бизона выследили. Животное отстало через день пути, на боку у него алели следы когтей. После того как к охотникам присоединились соплеменники,  преследование длилось недолго. Не потеряв ни одного охотника, племя загнало зверя в яму-ловушку,  вырытую еще предками.
   Теперь, по прошествии трех дней, охотник-убийца сидел в центре круга соплеменников и молча принимал лучшие куски из их рук. Большая часть племени, особенно молодые, заглядывали ему в глаза и угодливо улыбались. Игра была понятна каждому. Назревала смена власти. Дни нынешнего вождя были сочтены, он был уже стар и слаб. Тот, кто отдавал свои лучшие куски, тем самым показывал свою лояльность и оказывал поддержку кандидату. От нападения старого вождя защищало лишь то, что он был другом шамана и тот намеренно подчеркивал свою поддержку старому вождю.
   По законам племени справедливой смену власти должен был признать шаман. Если схватка нового кандидата и Отца Племени заканчивалась смертью последнего, а Разговаривающий-с-Духами не поддерживал законности претензий, то власть наследовалась старшим сыном вождя.
   У старого вождя был один сын. Был…. Таким образом, Разговаривающему-с-Духами останется лишь только автоматически передать власть победителю. Племя окажет поддержку. Но старый шаман вчера отозвал охотника в сторону и открыто дал понять, что смены власти он не потерпит. Ослушаться Разговаривающего-с-Духами охотник не мог. Когда-то тот был его учителем. Скоро старец уйдет на покой, если только вернется живым с Испытания и примет посвящение его ученик. Новый шаман, не имея еще большого влияния, вынужден будет признать нового вождя. Признает ли?
   С учеником шамана они были давними врагами.  Все началось еще в детстве. Сидящий в круге тогда был единственным учеником Разговаривающего-с-Духами. Он полюбил шамана как собственного отца. Это было неудивительно - Разговаривающий-с-Духами практически все свое время возился с мальчиком,  защищал от других мальчишек, рассказывал о жизни, о Духах, о месте человека, о Повелителе Всего Сущего. Брал его с собой и своими друзьями-охотниками в лес, рассказывал про магические травы, учил распознавать их среди обычных сорняков, учил Песне Духов. Говорил, что когда-то, когда он вырастет, то пройдет Испытание, станет сам шаманом и будет истолковывать Волю Духов людям.
   - А как я буду понимать, чего Духи хотят от людей?
   - Я научу тебя распознавать знаки, которые они будут тебе посылать.
   - А почему Духи будут мне посылать знаки?
   - Духи посылают знаки всем людям, но только ученик шамана, после того, как пройдет Испытание, способен правильно их истолковать. Это как следы добычи на земле. Сначала охотник должен  их заметить, а потом не сбиться с пути, не потерять их. Чтобы заметить следы у следопыта, должны быть зоркие глаза, чтобы не потерять их он должен быть очень внимательным и умным. Поэтому следопытами становятся всегда лучшие люди, лучшие, конечно, после шамана и вождя. Вождь должен командовать людьми во время охоты. А после охоты надо поделить добычу так, чтобы никого не обидеть, чтобы каждому досталось по заслугам.  Но люди обычно преувеличивают свои заслуги и преуменьшают заслуги других. Духи видят все и знают все. Они сообщают свою волю и Разговаривающий-с-Духами должен объяснить Волю Духов вождю. Духи также могут помочь людям во время охоты, если их правильно попросить, а попросить их может только человек, понимающий знаки, и могущий сам оставить знаки Духам. Ведь точно также как птицы не понимают языка человека, а человек не понимает языка птиц; чело-век не понимает язык Духов, а Духи не понимают язык человека. Поэтому Духам и человеку приходится общаться при помощи знаков. Вождь, чтобы правильно командовать во время охоты,  должен быть лучшим охотником, а чтобы командовать на войне должен быть лучшим воином. Разговаривающий-с-Духами должен быть охотником и воином, чтобы пройти Испытание. Человек рождается неспособным видеть знаки и научить его этому  невозможно. Только в полном одиночестве человек способен почувствовать Их.
   Все закончилось, когда родился Избранный. Тогда, много лет назад, земля задрожала, с потолка пещеры посыпался песок,  а на следующий день родился ребенок. Разговаривающий-с-Духами, как только ребенок научился ходить, забрал его к себе на воспитание. Позднее, когда люди поняли, что соседнее враждебное племя куда-то исчезло, он окончательно уверился, что не ошибся в выборе ученика. По традиции шаман племени должен был выбрать и воспитывать троих учеников - не каждый был способен пройти Испытание. Разговаривающий-с-Духами знал: просто так ничего не происходит, Духи из-брали себе слугу, и теперь ничто не помешает мальчику вырасти в мужчину способного вынести любое испытание, а то, что он не вынесет они не пошлют. Поэтому третьего ученика шаман так и не взял, а первому посоветовал стать простым охотником. Потом, повзрослевшие и возмужавшие старший ученик шамана, ставший охотником и Избранный, боролись за одну девушку. Девушка выбрала охотника. Они были счастливы, и ждали очереди родить малыша. Исчезновение врагов сначала обернулось огромным счастьем – еды стало больше, добычу не надо было делить с врагами,  мужчины не умирали больше на войне, женщин не похищали. Люди радовались, рожали и воспитывали детей, занимались повседневными делами, но потом стали замечать, что места в пещере не хватает. Разговаривающий-с-Духами заявил, что отныне только по его разрешению семьи смогут заводить детей.
   Когда, наконец, подошла очередь охотника и его жены, у них родился младенец с перепонками между пальчиками. Учитель счел, это проявлением Воли Духов и совсем обезумел. Он объявил племени, что Духи горной реки отметили этого малыша, Они хотят получить себе в жертву этого ребенка. И отметили Они его не случайно во время приближающейся инициации ученика. Совершить обряд должен новый шаман. «Он еще и убьет дитя?!.., но прежде пусть пройдет Испытание».
   Ученик шамана должен был целый месяц жить один на один с природой. Выходил в лес он нагим, в первозданном виде. Ему не разрешалось брать с собой ни оружия, ни еды, ни воды.  Помимо этого нынешнему ученику Разговаривающий-с-Духами, веря в его избранность, поручил выяснить, что случилось с врагами. Племя врагов находилось на расстоянии месячного перехода. Идти было нужно через Великий Лес. «Такое не под силу одному человеку. Он умрет, а если и вернется, то обессиленный. Убить его будет не сложнее, чем прихлопнуть таракана. Главное первым его встретить. Но до конца Испытания еще далеко. Есть проблемы более насущные», - охотник боялся Отца Племени.  Поэтому он ждал,  и зорко следил за действиями вождя. Что тот решится на открытое убийство, охотник не опасался - Духи и соплеменники слишком благоволили ему, он боялся неожиданной подлости.


***

   Избранный сидел у небольшого костра, опершись спиной на скалу, и размышлял. Скала была высокой, поэтому нападения сзади он мог не опасаться. Солнце слепило глаза, и Избранный сидел, прищурившись, из раны на плече все еще текла кровь. Луна уже почти прошла полный цикл после начала Испытания, и ему следовало возвращаться домой в пещеру.  Ученик шамана  месяц назад гордый и упитанный, сейчас, отощавший от постоянного голода и недосыпания, с ввалившимися щеками, затравленным взглядом представлял собой жалкое зрелище. До родной пещеры было еще месяц пути, нужно было торопиться, но он не мог решиться. Все время Испытания Избранный старался привыкнуть к мысли, что по возвращении ему помимо обряда инициации предстояло совершить страшное дело. Духи в лице старого шамана приказали ему утопить младенца.
   Испытание ученик Разговаривающего-с-Духами почти прошел. Вчера, осторожно разыскивая следы врагов, он наткнулся на провал в земле величиной с человеческую ступню. Избранный заглянул внутрь: в глубине, отражая солнечный свет, блестела вода! Позднее, когда поблизости Избранный обнаружил вход в пещеру врагов, то понял, что это было отверстие  в своде пещеры.
   Следов врагов не было даже возле входа. Неподалеку от него он влез на дерево и, притаившись, ждал появления страшных нелюдей. Как  они выглядят, он смутно представлял себе, основываясь на рассказах учителя. Это должны быть существа похожие на людей, но покрытые с ног до головы рыжими волосами со скошенными лбами и коренастыми фигурами. Учитель всегда  описывал их внешность с гримасой отвращения и презрения. Обычно родное племя Избранного на рассвете выходило на промысел. Часть мужчин разделялась на группы по три человека, и отправлялась на охоту. Часть оставалась охранять вход в пещеру, часть вместе с женщинами и более-менее взрослыми детьми отправлялись за грибами кореньями и ягодами. Охота считалась самым почетным занятием. Права охотится, были достойны только сильнейшие и умнейшие.
   Утром из пещеры врагов никто не показался. Вокруг не было и следов их присутствия. Не было ни объедков, ни свежих костровищ, ни троп. Ничего, что говорило бы о присутствии чужого племени. Нелюди, по всей видимости, покинули пещеру. Но Избранный был предостережен о возможной нечеловеческой хитрости этих созданий и решил не покидать засаду до рассвета, следующего дня.
   Дерево, на котором расположился ученик шамана, росло на склоне горы. Сквозь его ветви открывался вид необыкновенной красоты. Зелень леса окутывала все пространство до самого горизонта, и только подобно улыбке на суровом лице бородатого мужа, сияло радостью Великое Озеро. Ученик Разговаривающего-с-Духами, сытый и только что напившийся из не-большого ручья текущего вдоль склона, ликовал. Он был первый и единственный человек, добравшийся до логова врагов. Он смотрел глазами парящего Орла на Великое Озеро и Гостеприимную Гору, приютившую его племя. Он прошел Испытание, а значит находился в гармонии с Духами Всего Сущего.
   Замечтавшись, Избранный не заметил,  как к пещере подошел медведь. Это был матерый исполин, одетый в шкуру цвета угля и вооруженный гигантскими когтями и зубами. Когда Избранный повернулся в его сторону, медведь сидел на задних лапах возле входа в логово врагов и нюхал воздух. Его чуткий нос улавливал незнакомый запах. Избранный замер. По преданию, которое зазубривал наизусть каждый ученик шамана, Медведь не был обычным животным подобно кабану или волку. Медведь был Повелителем Всего Сущего. Ему подчинялись даже Духи неба. Сам Отец Неба Орел приносил Медведю дань. Встреча с Повелителем Духов означала либо добрый знак, либо неминуемую смерть, человеку увидевшему его. Сердце бешено колотилось.  Избранный боялся, что Владыка Духов услышит его биение и в тот же миг бросится на человека, посмевшего нарушить Его покой. Но зверь упал на все четыре лапы и неторопливо, как и подобает властелину, скрылся в глубине пещеры.
Ученик не спускался с дерева до самой полуночи - в это время по преданию Повелитель Всего Сущего никогда не покидал своего дома, и поэтому наступала пора, когда ничего не боясь, бесчисленные волчьи стаи  могли поднимать свой жуткий вой. Только в час самой яркой за всю ночь луны он спустился на землю и, осторожными движениями разминая затекшие мышцы, крадучись, удалялся прочь от Дома Повелителя. А потом, отойдя на почтительное расстояние, пустился бегом и бежал, до самого рассвета, не разбирая дороги, напрямик продираясь сквозь заросли. Сейчас, когда он вспоминал ту безумную гонку, ему становилось стыдно. Такое поведение недостойно Разговаривающего-с-Духами. И Повелитель Всего Сущего, несомненно, сидя у себя в Доме, потешается над своим нерадивым слугой. Но ничего, он загладит свою вину. Не давало покоя только одно. Как могли Духи требовать смерти ребенка? Как могли отнимать у матери ее дитя? Не для этого ли Повелитель Всего Сущего жил в лесу и старался присматривать за тем чтобы все соблюдали Закон и подобное не творилось? Учителем завладели злые Духи, или они с самого начала не были дружественными? Что делать? Старик непреклонен. Причинить боль, воспитавшему его человеку он не мог. Больше всего хотелось просто лечь и умереть.  Что ж, так тому и быть. Странная мысль: «Умереть, значит дать убить ребенка, а значит все равно быть соучастником убийства. Разницы между прямым проведением обряда и бездействием нет. Все зависит только от меня». Человек вскочил - так проста, лаконична и вместе с тем необычна  была эта мысль. Он чувствовал, как горят уши. В голове  проносились образы: глаза женщины, которую он любил, полные отчаянием, старый шаман, ставший ему отцом, мать и родной отец, друзья, враг и его мило улыбающийся ребенок, Повелитель Духов. Сколько у него есть времени? Обряд не должен был совершиться, пока Избранный не вернется, а старый шаман верил: вернутся Избранный Духами должен в любом случае. Он будет ждать. Сколько ждать? Сколько времени пройдет пока старик  не, решит, что Духи избрали ученика для другого дела, а обряд должен совершить он – старый шаман? В любом случае медлить нельзя.
   Рождался безумный план.

***

   Тамара Васильевна была на вершине счастья, Бог ответил на ее молитвы. Под старость лет она обрела смысл жизни. У нее появился сыночек -  крохотный, зависящий только от нее малыш.  Она кормила его с чайной ложечки сахарным сиропом, когда в комнату вошла сноха.
   - Что ты делаешь?
   - Кормлю сыночка, его Алешенькой зовут.
   - Опять ты чудишь, проворчала женщина, - вот я тебе продукты принесла.
   Снохе было не видно. Тамара Васильевна незаметно накрыла лицо сыночка простыней. Она помнила как, кажется, в 1960 году из военного городка приезжали ученые, обследовали людей и выспрашивали, не рождались ли необычные дети. Тамара Васильевна не доверяла им. Всю жизнь ее окружала атмосфера секретности и паранойи, культивирующейся властями и поддерживающейся народом. Рядом с родным поселком пенсионерки был расположен военный город, где производили ядерное топливо. Потом, после взрыва там был создан, институт по изучению влияния радиации на организм чело-века. «Если они узнают про Алешеньку, то непременно заберут его», - думала старушка
   Невестка Тамары Васильевны выложила продукты на стол и вышла, аккуратно прикрыв за собой дверь. Она знала, что когда у свекрови обострение ее лучше не беспокоить и сразу же вызвать бригаду санитаров.

***

   Прошло уже больше четырех месяцев, после того как племя забило бизона. Избранного все не было. Старик-шаман нервно ходил из угла в угол в своей части пещеры, огороженной животными шкурами. Он был не в силах принять мысль о том, что всю жизнь ошибался. Избранный должен был вернуться уже два месяца назад. Разговаривающий-с-Духами прекрасно помнил свое Испытание. Помнил, как он считал каждый день и как вошел в родную пещеру при первых лучах солнца последнего дня Испытания.  Невозможно было представить, что-то кроме смерти, что могло заставить Избранного задерживаться на два месяца. Принять такой исход мозг старика отказывался. Если ученик был мертв, то он ошибся, и вся жизнь прошла впустую.  «А если… О, Повелитель Духов! Неужели я сам убил своего ученика, отправив его в логово врагов?». Следовало смириться с этой мыслью и думать, как жить дальше, потеряв все. Но старый шаман оттягивал время, несмотря на косые взгляды соплеменников. Единственным разумным поступком было бы проведение обряда жертвоприношения Отмеченного Духами и передача своего дела старшему ученику. Испытание, конечно, тот пройдет. Пройдет не как шаман, а как опытный охотник. А пока ученик будет в лесу, Разговаривающий-с-Духами должен будет принести в жертву его сына. Шамана ничто не может заставить отказаться от своего слова. Старик знал, что старший ученик поймет и простит его. Или может быть не все еще потеряно, может духи специально задержали Избранного, чтобы в последний раз проверить веру старого шамана?   
   Разговаривающий-с-Духами принял решение тянуть время и отвлекать соплеменников, направляя их мысли к возложению вины неудачи в охоте на старшего ученика.  Не на ошибку его, старого умудренного годами предан-ной службы Разговаривающего-с-Духами,  а на гнев Духов за бесчестный поединок старшего ученика. Старик ходил по краю пропасти и прекрасно это понимал - еще день-два и затаенная злоба соплеменников найдет выход. Он полностью поручил свою судьбу и судьбу племени Воле Духов.

***

   Тамара Васильевна сидела на кровати, пела колыбельную и укачивала сверток. Когда вошли санитары, она бережно положила сверток на кровать рядом с собой и подняла глаза.
   - Тамара Васильевна, мы приехали, чтобы забрать вас в больницу.
   - А надолго?
   - Мы не знаем, как врач скажет.
   - Надолго мне нельзя, мне не с кем оставить сыночка. Алешенька, миленький мой, не сможет без меня
   - А как же ваша сноха? Оставьте его на нее.
   - Сноха уехала. Нескоро приедет.
   - Но тогда  мы ненадолго. Только покажем вас врачу, он вас посмотрит, и мы привезем вас обратно. В руку Тамары Васильевны вонзился шприц с успокоительным. Запеленатый ребенок остался в комнате один.
 

***

   Группа из трех человек шла по кабаньей тропе. Охотника, убившего его сына, Отец Племени назначил  следопытом. Группа под руководством следопыта прочесывала лес в поиске хоть какой-нибудь живности. Племя изголодалось по мясу. От почета соплеменников ни осталось и следа. Духи отвернулись от племени. И виновен в этом, несомненно, именно бесчестный убийца праведного сына праведного вождя. Самое страшное для старшего ученика шамана было то, что он знал: мысли эти внушал людям его бывший учитель -  Разговаривающий-с-Духами. Старик все не расставался с верой об Избранности проклятого гаденыша. Вот это действительно был удар исподтишка. Он ждал удара отовсюду, но только не с этой стороны. Времени оставалось мало. Надежды следопыта не оправдались. Учитель в очередной раз предал его. Сначала вздумал принести в жертву его сына, теперь пришла очередь самого старшего ученика. Оставался единственный выход – побег. Надо забрать жену и ребенка и увести в лес. Скорее всего, в лесу они погибнут. Но в пещере ждет смерть неотвратимая. Когда учитель еще учил его, он хватал на лету каждое его слово. А позже, на охоте представлял свои действия, если вдруг с товарищами что-то случится и он останется один на один с Духами леса. Один он выживет, но сможет ли прокормить и защитить жену с ребенком?
   Охотник заметил следы. Следы вели в сторону от тропы. Поросенок. Следопыт быстро окинул взглядом спутников. Они ничего не замечали. Оба смотрящих-в-сторону были молоды. Отец племени специально назначил его главой группы молокососов, чтобы в случае неудачи вся вина висела цели-ком на следопыте. А удача, как видно, отвернулась надолго.  Все равно надо отвлечь. Старший ученик резким движением вскинул лук. Стрела взвилась и упруго метнулась в середину чаши. Разведчики на мгновение повернулись в ее сторону. Этого мгновения хватило охотнику, чтобы ногой придавить куст и прикрыть следы.
   - Белка. Промахнулся. Стойте здесь. Принесу стрелу.  Ждите.
   Охотник скрылся в чаще и стал обходить разведчиков. Следы вели на юг, нужно было зайти молодым за спину. Времени было мало, но Духи снова благоволили ему. Свинью он нашел на расстоянии достаточным для того, чтобы с тропы не было ничего не видно не слышно, а возвращаться было недалеко. Следопыт одним мощным отработанным движением вскинул пращу. Удар, раскроивший поросенку череп, был настолько сильным, что того отбросило на два локтя.  Добычу охотник спрятал здесь же под валуном.  Проблема с едой на первое время решена. Укрытие найдут. Духи снова с ним!

***

   Человек крался навстречу страху, волоча за собой неподвижное тело козленка. Темные Духи ночи окружали со всех сторон. Впереди был Дом Повелителя Всего Сущего. Легенда, которую шаманы передавали своим ученикам слово в слово, рассказывала о том как много поколений назад Великие Предки убедили Повелителя Всего Сущего покинуть пещеру, ставшую домом многим поколениям его соплеменников. Человек помнил, как сидя на волчьей шкуре в покоях своего Учителя он заучивал ее слова. «…И стали тогда они хором кричать, восхваляя Повелителя и Дом Его, и Владения Его. И кричали они изо всех сил своих, дабы услышал Он их. И кричали они не словами человеческого языка, а кричали они криком без слов, дабы понял Он их, ибо непонятен Ему язык человека, а понятен Ему Духов язык. И вышел Он из Дома Своего, и принял Он жертву. И многие тогда воссоединились с Духами по воле Его. А затем ушел он к другому Дому, ибо много Домов у Него, и оставил этот Свой Дом племени людскому…»
   Избранный попросит Повелителя Духов оставить Дом людям. Приведет сюда часть племени. Желающих будет много.  Племя ютилось в небольшой пещере, места в ней было только на три с лишним сотни человек, и племя вынуждено было поддерживать эту численность. Заводить детей и вступать в браки разрешалось только с разрешения шамана. Не для того ли Духи отметили малыша перепонками на ладошках, не для того ли они навели ученика на дыру в потолке пещеры врагов, через которую было видно воду? Не знак ли это? Но отправить племя в такой поход мог только шаман, принявший посвящение и годами службы показавший свою преданность племени и Духам. Сделать это  мог только учитель. Уговорить его невозможно.  Другое дело, если человек сам, один попросит Повелителя Всего Сущего. Тогда останется только увести часть племени с собой. Заставить людей сняться с насиженного места и отправится практически на верную смерть невозможно. Но если останется только занять свободную пещеру, то большинство молодежи отправится за Избранным. И все проблемы будут решены. Человек помирится с врагом, сделав его вождем нового племени, решит проблему большинства молодых семей, ребенок останется жив и любимая….,  он полюбит другую.            
   Человек понимал, что задуманное им в одиночку не выполнить. Поэтому, разрешил он,  надо попросить Духов оказать ему поддержку - громко спеть Песню Духов в провал крыше пещеры, чтобы разбудить Их. В родной пещере повышать голос было строго запрещено. Нарушивший завет карался смертью, но сейчас был другой случай - Духи сами хотели помочь.
   Жертву человек оставил перед входом в пещеру. Сначала он нашел растение, сок которого вместе с ядом Змея парализовал жертву. Мясо животного, пораженного таким ядом, становилось несъедобным для человека, но его свежая кровь была угодна Духам. Человек поймал Змея и добыл его яд. Затем  выследил и убил свинью, чтобы из ее жил сделать тетиву. Самоделковый лук, конечно, не мог сравниться по силе с теми, что носили охотники. Но ему и не нужна была большая убойная сила. Достаточно было оцарапать животное, чтобы дать яду завершить остальное. «Повелитель обязательно примет жертву».
   Добравшись до провала, человек  дожидался рассвета. Оставалось совсем недолго. И вот тьма отступила. Еще немного и солнце выйдет из-за горизонта… Мгновения казались вечностью… Солнце! Из груди рвался крик. Боль матери, рев зверя, стон мольбы, радостный возглас - человек вкладывал в этот крик все известные ему мотивы. И Духи проснулись! Земля затряслась. Ужасный грохот -  земля проваливалась.  Человек подобно испуганной змее спешно отползал.
   Землетрясение двадцатилетней давности вызвало обвал внутри пещеры, который погреб под собой племя врагов. Но установившееся равновесие было шатким. Звук отражался от стен и потолка пещеры, резонировал, словно ища слабые места. И нашел: обвал начался с небольшой трещины в потолке, эта трещина повлекла собой другие - цепная реакция была запущена.
   Медведь проснулся при первых нотах человеческого голоса. Безусловный рефлекс, вложенный в него миллионами лет эволюции, заставил зверя одним движением вскочить на лапы и бежать, вкладывая в бег все силы. Память генов говорила: резкий звук, может значить обвал, а обвал значит смерть. Медведь несся огромными скачками по коридорам пещеры, он уже видел свет. Три прыжка и воля. В последний момент огромная глыба отделилась от потолка и настигла животное у самого выхода. Вся задняя часть зверя оказалась придавленной трехтонным куском базальта. Животное взревело, словно отвечая на крик человека и грохот обвала.
   После того как все стихло, человек еще долго не мог прийти в себя. Он лежал на животе у края провала не меньше пятидесяти локтей в обхвате, по щекам его текла кровь. В глубине сияло небесной голубизной подземное озерцо. Мягкий утренний свет играл оттенками на водной глади. Частички песка, опускаясь на поверхность воды, плескались в солнечных лучах.  Человек был оглушен, но слушать и не хотелось. Ничего прекрасней не было и быть не могло. Огромным усилием воли он принудил себя встать. Необходимо закончить обряд пока злые Духи не ворвались в новый дом.
   У входа в пещеру человек увидел после самого прекрасного самое страшное: Повелитель Всего Сущего лежал придавленный камнем и беспомощно разевал пасть. Этого не могло быть ни при каких условиях, это было невозможно. Владыка Духов умирал? Человек в поисках ответа  заглянул в глаза своему божеству и увидел в них боль и… СТРАХ.  Глаза Повелителя Всего Сущего были подобны глазам жертвенного козленка. Он боялся человека!


***

   Старший ученик шамана вместе со своей группой вернулся ни с чем. Они не принесли даже белки. Их группа была последней.  Другим Духи тоже ничего не послали. По обычаю племени вернувшиеся охотники вместе с остальными соплеменниками собирались на закате у костра возле входа в пещеру и обсуждали события дня. Говорили по очереди, выходя в центр круга, вожаки групп. Когда наступила очередь старшего ученика шамана, лица соплеменников были уже мрачнее некуда.
   - Следов достойной добычи мы найти не смогли.
   - Неправда! - нарушая вековой обычай с места, перебивая старшего, подал голос один из сегодняшних спутников следопыта, - ты лжешь, ты заметил следы поросенка, ты отвел нас от них, а потом сам пошел по ним, а когда вернулся, на ноге у тебя была кровь. Не твоя кровь! Она и сейчас у тебя на правой ноге!
   Глаза всего племени уставились на ноги охотника. У ближайших к нему не оставалось сомнений: следопыт совершил самый страшный из всех возможных грехов – утаил добычу. Случилось то, чего боялся Разговаривающий-с-Духами:
   - Наказать! Убить! Убить! Убить! -  орала толпа.
   Охотник нашел глазами жену:
   - Беги! Беги! Вернешься потом! Беги!
   Это были его последние слова. Толпа вошла в экстаз. Рвалась плоть. Хрустели кости.
   Женщина, повинуясь мужу и материнскому инстинкту, бежала. Сзади был еще слышен рев толпы, когда она заметила погоню. К ней неотвратимо приближался мужчина. Спасения нет. Он заметил ее и непременно догонит. Женщина осторожно положила сына на землю и приготовилась кинуться и выцарапать глаза догоняющему.
   Мужчина перешел на шаг.
   - Это я, Избранный. Я прошел Испытание. Я все видел. Я все знаю. Я защищу тебя.

***

   Тамара Васильевна промокла до костей. Она бежала к шоссе. Алешенька. Не уберегла. Вчера приезжали японцы, расспрашивали про него. Говорили, что Алешенька прилетел с другой планеты. Они разожгли все то, что врачи старались погасить медикаментозной терапией. Как она могла позволить увести себя в больницу? Как она могла оставить малыша одного в мире, где некому было его накормить, и он умер от голода? Не уберегла. Упустила последний шанс. Бог последний раз испытал ее. Не прошла проверки. Не защитила сыночка. Ее место в аду.
С этими мыслями Тамара Васильевна выбежала на дорогу под колеса грузовика.

***

   Человек торопил женщину. Их обязательно выследят. Опытные охотники выследят и загонят их как свиней. Разговаривающий-с-Духами устроит за женщиной и ее ребенком погоню утром при свете солнца, когда Повелитель Всего Сущего прогонит злых Духов ночи. А сейчас шаман изо всех сил будет успокаивать толпу. Учитель рассказывал как страшна, одержимая злыми Духами толпа. Если он окончательно потеряет власть над ней, то управлять людьми начнут злые Духи, а их мысли невозможно предугадать. Учитель также рассказывал, что злые Духи в теле человека долго находится не могут. Поэтому надо выиграть время - дождаться пока тело человека отторгнет злых. Надо уйти как можно дальше.
   Они шли всю ночь, и только на рассвете человек позволил остановиться. Пока обессиленная женщина кормила ребенка, человек отошел назад и стал добывать смолу из сосны.  Смола нужна была, чтобы приклеить на дерево кусок шкуры с когтями, снятый с правой лапы медведя. Он снял его для того, чтобы рассказать  Разговаривающему-с-Духами и племени истолкованную им волю Повелителя Всего Сущего. Он мечтал, как войдет в пещеру в ореоле золотого утреннего света с гордо поднятой головой и поведает племени. Поведает о том, как Повелитель Духов прогнал врагов, поведает о том как Духи нашептали ему волю Повелителя Всего Сущего. Как он с помощью духов убедил Повелителя оставить Дом людям. О том, как Повелитель оставил ему свои когти в качестве талисмана удачи. Затем ученик уведет часть племени с собой, а ребенка возьмет себе в ученики.
   Человек вспоминал, как хотел переночевать вдали от пещеры, но не выдержал, подошел к людям, притаился и слушал их разговор. Согласно обряду, ученик шамана, прошедший Испытание должен был появиться в пещере обязательно на рассвете. Если бы не дурацкий обряд. Все разрушил дурацкий обряд. Духи насмехались над ним. Или он не прошел их последнее испытание, не рассчитал время пути? Но разве не Они задержали его, разве не Они послали ему знак в виде мертвого зайца, который испокон веку считался дурным знаком? Разве не был он послушен Им все эти годы? А есть ли вообще эти духи? Если Повелитель Их оказался зверем из плоти и крови, были ли вообще эти духи?
   Человек закончил приклеивать лапу и разодрал себе рану на плече. На стволе рядом с куском шкуры он кровью нанес знаки: «враги», «граница», «смерть». Человек улыбнулся. Разговаривающий-с-Духами пусть что хочет, то и воображает, как хочет, так и забивает головы людям, но ни один охотник не переступит границу и в здравом уме не двинется дальше нее на северо-запад.

***

   Уже больше трех лет они жили одни без племени. Человек лежал на спине у кромки воды подземного озера и сквозь провал в крыше дома любовался звездным небом. Рядом, обняв детей, спала любимая жена. В последнее время человек много думал. Он полюбил ночь. Ночью он мог спокойно размышлять, не опасаясь, что, задумавшись, не заметит опасности. Здесь внутри, человек был спокоен: вход в пещеру был на ночь завален камнями от зверей. Запах мертвечины, напоминающий о простой звериной сущности повелителя перестал беспокоить. Человек научился ладить как с добрыми, так и со злыми духами - теперь он был их хозяин. Секрет был в том, чтобы злых не боятся. Ведь, как рассказывали охотники, при встрече с волком ни в коем случае нельзя показывать свой страх - если зверь поймет, что  охотник его боится, то в то же мгновение кинется.  Добрые духи питались любовью. Человек выстроил новую стройную систему взаимоотношений с миром и самим собой. Не давала покой только одна мысль: «Повелитель умер, и я тоже умру. И тогда жена с детьми останутся одни и против зверей и против злых духов».
   Год назад он принес в дом раненую козу. Его жена привязалась к ней и не дала ее забить . Когда женщина проснулась и накормила дочь, он привел козу и, протянув рубило, сказал:
   - Я хочу, чтобы ты убила ее.
   - Кажется, мы уже давно договорились, что оставим ее.
   - Я сказал, бей!
   Женщина отстранилась. С удивлением и страхом она смотрела на мужа. Впервые в жизни он кричал на нее. Перед глазами пронеслась страшная картина: первый муж, терзаемый обезумевшими людьми. После событий трехлетней давности ее часто мучил этот кошмар, и  человек прекрасно это знал. Нередко, ночами, когда она вскакивала в холодном поту, он успокаивал ее. Женщина пустила в ход все, что могла от крика до слез, но муж не унимался и, крича, пихал ей инструмент.
   - Но почему? Зачем ты требуешь, чтобы убила именно я? Ты больше не любишь меня?
   Человек, как неудавшийся шаман, хорошо умел управлять умами людей - он резко перешел на тихий спокойный полушепот:
   - Я приведу нам другую, беременную. Я приму у нее роды, и мы будем растить ее козлят. И когда меня не станет, у тебя и детей будет мясо. Я должен быть уверен, что ты сможешь убить.
   Жена выхватила у него рубило и стала наносить орущему животному удар за ударом. Когда все закончилось, она прогнала его. Это был их первая ссора. После нее человек целый день носился с изобретенным им оружием по горным склонам. Оружие представляло собой два булыжника, соединенных между собой полоской кожи. С его помощью он хотел запутать ноги животного.  Человек почти год думал, о том, как поймать ловкую козу,  не поранив ее. Способ которым он поймал жертву Повелителю Всего Сущего не годился - мясо будущих козлят могло быть тоже испорчено ядом. Однажды, когда по обыкновению, он сидел дома и в задумчивости наматывал на руку пращу, его осенило. А почему бы не зашить в карман пращи камни с обоих сторон, и кидать не камни из пращи, а саму пращу?
   Вернувшись домой ни с чем, человек увидел как  его жена закапывала земляные плоды обратно в землю. Помешалась? Человек присматривался, но глаза жены были опущены, она продолжала копаться в земле, не обращая ни на что внимания. Только не это. Он убил Повелителя Духов. Он прошел испытание. Он выживал без племени. Он может выдержать все, но только не это.
   - Что ты делаешь?
   Жена подняла, голову… На человека смотрели прежние любимые чистые ясные глаза:
   - Через год они прорастут здесь, рядом с нашим домом. И наши дети смогут всегда найти себе пищу. Тогда, когда нас не станет.
  По щеке мужчины покатилась слеза:
   - Прости, прости меня, совершенство!
 

***

   Журналист спустился с подножки поезда и, позевывая, пошел к ларьку за сигаретами. Курить хотелось жутко. Сигареты закончились еще вчера вечером, а  «стрелять» он считал унизительным. Голова казалась набитой ватой, раздражало все, в груди было ощущение пустоты,  дыхание периодически учащалось.
   - «L&M» синий, пожалуйста.
   - Синего нет.
   - Давайте красный.
   - Четыре тыщи.
   Закуривая, журналист думал с чего начать. Следует ли идти к следователю или стоит сначала посетить старуху: она, как ему сообщили, сейчас была в психушке. Бабка  - это детали, главное в этой истории не она, а высушенный труп маленького уродца, который, якобы, сейчас находится у следователя местного ОВД. Его необходимо заснять в первую очередь. Но для начала надо встретиться со съемочной группой, приехавшей раньше и разместившейся в местной гостинице. Некоторое время после принятого решения журналист еще стоял, ожидая пока пройдет головокружение, вызванное первой за день сигаретой.


Послесловие

Уважаемый читатель, Вас наверное смущает некоторая недосказанность, недостаточность описаний. Я намеренно не описывал внешность Тамары Васильевны, умолчал о некоторых событиях, так как считаю, что даже самый гениальный писатель неспособен описать жизнь лучше, чем она есть. Я не считаю себя гениальным писателем. Рассматривайте сюжет про Алешеньку в качестве театральной программы. Основное действо, по моему авторскому замыслу, разворачивается в двух видеоматериалах.
Прошу Вас, найти в Интернете и посмотреть видеоматериалы: профессия репортер «Кыштымский карлик» (НТВ), профессия репортер «Кыштымский карлик» (рен ТВ). Прошу Вас посмотреть оба фильма – это разные произведения.


Примечания (некоторые интересные научные факты и термины)


   Ионизация, создаваемая радиационным излучением в клетках человеческого организма, приводит к образованию свободных радикалов. Свободные радикалы вызывают разрушения целостности цепочек макромолекул (белков и нуклеиновых кислот), что может привести как к массовой гибели клеток, так и канцерогенезу и мутагенезу. Наиболее подвержены воздействию ионизирующего излучения активно делящиеся (эпителиальные, стволовые, эмбриональные, также половые) клетки. После действия излучения на организм в зависимости от дозы могут возникнуть детерминированные и стохастические радиобиологические эффекты
В отличие от детерминированных, стохастические эффекты не имеют чёткого дозового порога проявления. С увеличением дозы облучения возрастает лишь частота проявления этих эффектов. Проявиться они могут как спустя много лет после облучения (злокачественные новообразования), так и в последующих поколениях (мутации).

   Мутация (лат. mutatio - изменение) - стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки или организма) изменение генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды.

   Генотип - совокупность генов данного организма.

   Ген - структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие определенного признака или свойства. Совокупность генов родители передают потомкам во время размножения. В настоящее время, в молекулярной биологии установлено, что гены — это участки ДНК, не-сущие какую-либо целостную информацию - о строении одной молекулы белка или одной молекулы РНК. Эти и другие функциональные молекулы определяют развитие, рост и функционирование организма.

   Мутации делятся на спонтанные и индуцированные. Спонтанные мутации возникают самопроизвольно на протяжении всей жизни организма в нормальных для него условиях окружающей среды с частотой около 10 ; 9 — 10 ; 12 на нуклеотид за клеточную генерацию.
Индуцированными мутациями называют наследуемые изменения генома, возникающие в результате тех или иных мутагенных воздействий в искусственных (экспериментальных) условиях или при неблагоприятных воздействиях окружающей среды.

   К факторам индуцированных мутаций относятся:
• химические мутагены - вещества, вызывающие мутации к ним относятся также большинство наркотических веществ.
• физические мутагены - ионизирующие излучения, в том числе естественного радиационного фона, ультрафиолетовое излучение, высокая температура и др.,
• биологические мутагены - например, ретровирусы, ретротранспозоны.

   Онтогенез (от греч.существо и происхождение, рождение) - индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти.

   Онтогенез делится на два периода:
1. эмбриональный - от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;
2. постэмбриональный - от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

   Тератогенное действие (от греч. «чудовище, урод, уродство») - нарушение эмбрионального развития под воздействием тератогенных факторов - некоторых физических (в том числе радиации), химических (наркотических веществ,  в том числе алкоголя) и биологических агентов (например, вирусов) с возникновением морфологических аномалий и пороков развития.  К химическим факторам относятся также никотин и многие продукты горения табачного листа.
   Данные о действии ионизирующих излучений на эмбрион и плод чело-века получены в результате изучения последствий лучевой терапии (при облучении области живота беременных женщин) и исследований детей, подвергшихся внутриутробному облучению в Хиросиме и Нагасаки. Общий вы-вод этих наблюдений однозначен  - радиочувствительность плода высокая, и она тем выше, чем плод моложе. У выживших детей повреждающее действие радиации проявляется в виде различных уродств, задержки физического и умственного развития или их сочетаний. Наиболее частые уродства - микроцефалия, гидроцефалия, аномалии развития органов и т. д.
   Шизофрения (от др.греч.  раскалываю и ум, рассудок) - полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, связанное с дезинтеграцией процессов мышления и эмоциональных реакций. Шизофренические расстройства в целом характеризуются фундаментальными и характерными расстройствами мышления и восприятия, а также неадекватным или сниженным аффектом. Наиболее частыми проявлениями болезни являются слуховые галлюцинации, параноидный или фантастический бред либо дезорганизованность речи и мышления на фоне значительной социальной дисфункции, нарушении работоспособности.

   Аффект (лат. Affectus - страсть, душевное волнение) - эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Аффекты отличают от эмоций, чувств и настроений.
Аффект, как и любой другой эмоциональный процесс, представляет собой психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности, и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации. Его уникальными характеристиками являются кратковременность и высокая интенсивность, в сочетании с выраженными проявлениями в поведении и работе внутренних органов. У животных возникновение аффектов связано с факторами, непосредственно затрагивающими поддержание физического существования, связанными с биологическими потребностями и инстинктами. Содержание и характер аффектов человека претерпевает значительное изменение под влиянием общества, и они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций. Аффект всегда возникает в ответ на уже сложившуюся ситуацию, мобилизуя организм и организуя поведение так, чтобы обеспечить быструю реакцию на неё.

   Социальный дефект - снижение функционирования человека в основных областях человеческой деятельности: работа, друзья, семья, секс, воспитание детей, отношения с родителями. Социальный дефект имеет место при хронических психических заболеваниях, таких как шизофрения. Психотерапевтическое и медикаментозное лечение нацелены на повышение социального функционирования.
Высокие показатели социального функционирования характеризуются:
• постоянной работой;
• наличием близких друзей;
• проживанием вместе с семьёй и крепкими семейными отношениями;
• регулярным сексом с постоянным партнёром;
• участием в воспитании детей;
• доброжелательными контактами с родителями.
Значительным социальным дефектом является:
• отсутствие работы или случайные заработки;
• отсутствие друзей;
• отсутствие семьи или проживание в одиночестве;
• отсутствие секса или ограниченность случайными половыми связями;
• непринятие участия в воспитании детей;
• враждебные отношения с родителями.

   Бред (лат. Delirium) - совокупность идей и представлений, умозаключение, возникшее не посредством обработки поступивших сведений и не корректируемое поступающими сведениями (при этом не важно, соответствует ли бредовое умозаключение действительности или нет).

   Глава «Примечания» и первый абзац написаны при использовании сайта http://ru.wikipedia.org.