История в русском языке. XIII. Собаки и коровы

Ним Кров
Собаки и коровы.

   Вслед за охотниками водораздел перешли пастухи «ЧЕРАВЕЧИ». Жизнь горцев-овцеводов по обе стороны водораздела мало чем отличалась. Они так же строили «ГОРОДА», жили «РОДАМИ» и пасли овец. Чем больше были стада овец, тем сильнее они притягивали различных хищников. В зависимости от высоты гор по следу овец шли барсы, тигры, львы, волки, шакалы и многие другие животные.
 
 С севера от водораздела овцеводы также как и на юге строили каменные жилища и загоны для скота. Пасти овец людям помогали собаки. Многие считают, что собака является первым животным, которого одомашнил человек. Вот только для чего она охотнику? Чтобы охотиться? Как и на кого можно было охотиться человеку с собакой?

 Древние люди занимались охотой, прежде всего из-за пищи. На каких зверей им могла бы помочь охотиться собака в джунглях или в горах? На оленя, на антилопу или может быть на горного барана?

 У человека не было огнестрельного оружия. Чтобы убить жертву, охотник должен как можно ближе к ней подойти. В той ситуации собака могла быть только помехой. Да и захочет ли отдавать охотник хищнику добытый тяжёлым трудом кусок мяса? А если нет, тогда какой смысл собаке быть рядом с человеком?

 Сколько собак может накормить маленькая семья кочующих охотников? Одну? Но собаки живут стаями. Зачем голодной собаке в одиночку бегать за жадным охотником, когда в стае она может с большим успехом добывать себе пищу.

 Да и как древний охотник мог предположить, что при должном уходе и селекции, через много тысяч лет собака может стать надёжным помощником человеку. А с шакалом или волком, даже рождённым и выросшим в неволе, не сможет охотиться и современный многоопытный и грамотный охотник.

  Можно содержать огромную свору и гонять по лесу оленей, зайцев и кабанов. Но для этого нужно быть королём и иметь в своём распоряжении отряды псарей и егерей. Такая охота не может служить  источником пропитания.

 Можно охотиться с собаками на каких-то редких зверей ради ценной шкуры. Но - это другая охота и другое оружие. Не для охоты разводят собак и северные народы.

  Для охотника собака являлась основным врагом и конкурентом. Так продолжалось до тех пор, пока не появилась загонная охота. Но и здесь человек не сразу подружился с собакой. Собака мешала людям выследить добычу, отпугивала зверя от подготовленных ловушек.

 Человека и предка собаки соединила общая добыча и единая среда обитания. Эти факторы их отталкивали друг от друга, но и сближали. Люди гнали баранов к пропасти, животные падали, погибали. Что-то забирали охотники. Некоторая часть добычи доставалась хищникам и падальщикам, в том числе и предкам собак.

 Если люди убивали не сразу всю добычу, а долго жили возле ловушек-загонов, то остатки пищи со стола охранников тоже попадали собакам.

 Возле «ГОРОДОВ» образовались устойчивые стаи диких собак или волков. Они охраняли свою территорию и прогоняли других хищников. При переходе охотников «ЧЕРОВ» от одной ловушки к другой, вслед за «РОДОМ»  переходила стая.  Это не осталось незаметным для людей. Животных переходящих от одной ловушки к другой люди называли «СО-БА-КА» («вода - баран – зверь», «текущие за баранами звери»).

 Сначала они жили параллельно: собаки сами по себе, люди сами по себе. Постепенно человек начинал понимать, что от «СОБАК» больше пользы, чем вреда. Охотники не возражали, когда излишки пищи доставались их хищным спутникам. Если находили логово с приплодом, то щенков приносили на забаву детям. «СОБАКИ» росли в окружении людей и овец. Вырастая, они не боялись человека, и в случае опасности, просили у него защиту. Так, благодаря взаимной поддержке, подружились некогда злейшие враги.

  Вслед за овцами и собаками в каменных «ГОРОДАХ» стали появляться и другие животные. Многие «ЧЕРЫ» ради развлечения или ради дополнения к основной пище продолжали охотиться на различных зверей и птиц. Детенышей убитых животных приносили в «ГОРОД» (за каменную стену). Некоторые из них вырастали, приживались и паслись в одном стаде с овцами. К этому времени значение слова «ВЕ» (овца) значительно расширилось и стало обозначать не только потомков горных баранов, но и любую другую прирученную живность.

Чтобы сказать, что речь идёт о домашних животных, то к их названию часто добавляли корень "ВЕ" (овца).  Так появились новые слова: «С-ВИнья» (пасётся с овцами), «ГОРО-ВЕ», «КОРОВА» («ГОРО-ВЕ» - рогатая овца, большая овца). Когда появились стада только из коров, слово «БЫК» («большой зверь», «баран», «вожак стада») приобрело значение – «вожак у коров».
 
«ГОРОДА» продолжали пополняться живностью. Наступила очередь птиц. «ПЕ-ТУ-Х» («ПЕ-ТУ-КО» - «птица чужой зверь»).  Может быть, что кур «ЧЕРЫ» привезли из дальних стран.

 «ГУ-СИ» - «горки на воде». «УТКИ», «ГУ-Т-КИ» - «горки - другие животные» (противопоставили гусям).