Планета бабочек

Александр Мецгер
               

В стране пузатиков, чтобы стать взрослым, нужно было пройти школу вежливости. Только после этого пузатик мог иметь свой  дом и собственную сороконожку.  До этого они жили в садике для малышей. Все маленькие пузатики с завистью посматривали на старших товарищей, которые гордо раскатывались на сороконожках.  Но для этого нужно было пройти десять классов обучения наук и вежливости. Пузатики по своей натуре были добрыми коротышками с небольшими брюшками. Они строили цветные домики, украшая их цветами. Каждый пузатик занимался любимым делом. На сороконожках они ездили друг к другу в гости, в лес собирать ягоды и на речку купаться. Также пузатики  перевозили цветные кубики из леса, из которых потом строили  жилища, а из лепестков цветов  шили нарядные одежды.             
Часто  имена они получали за совершаемые поступки. Так одного прозвали Попрыгунчик, из-за того, что он всё время торопился, и минуты не мог оставаться спокойным. Его друга - Носик, потому, что он был любопытный и всюду совал свой нос. А ещё с ними дружила девочка по имени Скромнуля. Она всего стеснялась и поэтому получила такое имя. Они втроём должны были пойти в первый класс. Старшие пузатики рассказывали им страшные истории про школу, и поэтому первоклашки со страхом ждали своего первого дня. Учителями в школе были крылатики, длинные, худые человечки с крыльями стрекоз.  Они считались строгими  учителями, и пузатики – первоклашки безумно их боялись.
Попрыгунчик, Носик и Скромнуля стояли перед дверью школы. Пузатики  впервые покинули садик для малышей и теперь должны были жить в школе – интернате, пока не закончат обучение.
- Я пойду первым, - проговорил Попрыгунчик и открыл дверь. Тут же раздался стук, и малыш вылетел обратно.
Почесав лоб, он спросил:
- Может, кто другой хочет попробовать, а то я уже получил линейкой по лбу?
Носик подошёл и, приоткрыв дверь, заглянул.
Дверь захлопнулась, чуть не прищемив нос малышу. Носик завизжал и отпрыгнул в сторону.
- Так мы никогда не попадём в школу,- вздохнул Попрыгунчик.
К двери подошла Скромнуля и постучала.
- Войдите,- послышался голос за дверью.
Скромнуля снова постучала и спросила: «Можно?»
- Заходите,- громче прозвучало приглашение.
Скромнуля снова постучала.
На этот раз дверь распахнулась, и на пороге появилась недовольная учительница.
- Заходите уже,- проговорила она,- один врывается без стука, другой заглядывает, а третья стучит и не заходит. Вы разве не знаете, что прежде, чем войти, нужно постучаться, дождаться, пока вас пригласят, и только  потом заходить?  Это был ваш первый урок.
Класс был большой и светлый. Учительница взмахнула крылышками и подлетела к доске.
- Здесь  вы будете заниматься,- сказала она и показала пузатикам на их парты.
- Когда вы заходите в класс, то в первую очередь, что должны сказать?- спросила учительница  у Попрыгунчика.
- Поблагодарить за то, что разрешили войти,- неуверенно проговорил Попрыгунчик.
- А ты, как считаешь?- повернулась она к Носику.
- Сказать, что вы сегодня замечательно выглядите,- бодро ответил малыш.
- Неправильно,- покачала головой учительница.
- Можно я,- краснея, прошептала Скромнуля,- нужно поздороваться.
- Молодец,- похвалила  учительница  девочку,- садитесь.
Пузатики сели за парты. Перед каждым лежала тетрадка, книжка с картинками и карандаш. Попрыгунчик схватил карандаш и стал рисовать в тетрадке. Носик стал разглядывать картинки в книжке, и только Скромнуля тихо сидела, поглядывая в окно.
- Первое правило на уроке,- строго проговорила учительница,- вы должны сидеть тихо и внимательно меня слушать. И только, когда я разрешу брать книжку, тетрадку или карандаш. Кто не будет выполнять этих правил, никогда не перейдёт во второй класс.
Услышав это предупреждение, Попрыгунчик и Носик прекратили  свои занятия и уставились на учительницу.
Много интересного они узнали в этот день. Оказывается, сначала надо пропустить вперёд девочку, если ты заходишь в помещение и, только потом, заходить самому. Потом у них был урок рисования. Из цветочной пыльцы они изготавливали краску, такую же, какой красят кубики для постройки домиков, и рисовали цветы.
После занятий малышам разрешили погулять.  Здесь они познакомились с другими школьниками. Некоторые уже заканчивали школу, другие только начинали  учиться. За ними приглядывали строгие учителя - крылатики.
Из леса, где располагался инкубатор, бодро шагали пузатики.  Видно, малыши  только что вылупились и их вели в детский садик.
- Когда они пойдут в первый класс,- заметил Носик,- мы уже окончим школу.
На следующий день пузатики, наученные горьким опытом, прежде чем войти, постучались в дверь. Учительница достала  школьную доску, и начался урок арифметики. Повернувшись к Попрыгунчику, она спросила:
- У тебя три яблока, а у твоих друзей нет, что ты станешь делать?
- Съем яблоки, чтобы и у меня не было,- ответил пузатик.
- А ты?- повернулась она к Носику.
- Дам Скромнуле,- ответил малыш,- а Попрыгунчик и сам себе сорвёт.
- А я поделюсь с друзьями,- краснея, ответила малышка.
Потом они прибавляли и отнимали яблоки.
- Прибавление мне нравится,- сказал Попрыгунчик после уроков,- а отнимание - это вредная наука.
Они стояли у строящегося домика. Одни взрослые пузатики перевозили цветные кубики на сороконожках, другие -   укладывали их. Когда стены были готовы -  поливали прозрачной жидкостью. Потом к работе приступали крылатики. Листьями они укрывали крышу и украшали цветами. Эти домики стояли с двух сторон длинной аллеи.
- Ах! Как красиво!- взмахнула руками Скромнуля.- Когда-нибудь и у меня будет такой же домик.
На четвёртый день малыши изучали буквы, и к концу урока они уже могли читать по слогам. Как раз пригодились книжки с картинками.
- Завтра будем учиться писать,- сообщила учительница.
- Зачем нам это надо?- удивился Попрыгунчик.
- Если бы все так считали, то не было бы и книжек, по которым ты учишься,- заметила учительница.
Гуляя по аллеи, друзья  с гордостью посматривали на тех малышей, которые ещё не ходили в школу. А мимо них пробегали сороконожки с пузатиками, перевозящие ягоды из леса в домики.
- Зачем они делают запасы?- удивился Попрыгунчик.
- Когда будет холодно и ягод не будет в лесу, где ты их возьмёшь?- заметил Носик.- Вот и пригодится запас.
- А ты откуда  знаешь?- удивился Попрыгунчик.
- А мне старшеклассник рассказал,- гордо заметил Носик,- они это в старших классах проходят.
На следующий день малыши старательно выводили карандашами буквы. И, конечно, красивей получалось у Скромнули.
- Вот чего я точно не буду делать,- заметил Попрыгунчик,- так это писать книжки.
Носик согласно кивнул головой. Все его пальцы и даже нос покраснели от напряжения. И всё же к концу урока они уже могли писать, чем незамедлительно и воспользовались. Малыши  стали писать друг другу записки, но учительница быстро навела порядок.
У каждого ученика в школе была крохотная комнатка, покрытая мягким мохом. Строго запрещалось выходить из спален после отбоя. Но разве мог запрет остановить любопытного Носика. Прокравшись по коридору в полной темноте, он стал искать выход. Наконец, малыш нашёл какую-то дверь и толкнул её. Это была огромная спальная комната учителей. При свете луны, падающего из окон, Носик увидел под потолком множество шестов, на которых сидели крылатики - учителя. Они спали. Один из крылатиков зашевелился, прошуршав крылышками, и Носик, испугавшись, что его обнаружат, вернулся в свою  комнатку.
Шестой день запомнился малышам тем, что они провели  его в лесу. Они смотрели, как взрослые пузатики в специальные формы заливают сок с деревьев. Потом в эти формы добавляют цветочную краску и отвердитель. Через несколько минут жидкость твердеет, и из форм достают готовые цветные кубики. Другие пузатики брали их и на сороконожках увозили  к строящемуся домику.
- Как интересно,- воскликнул Попрыгунчик,- я тоже хочу делать такие кубики.
- Окончишь школу и будешь выполнять ту работу, которая придётся тебе по душе,- заметила учительница.
Потом они смотрели, как из цветочной пыльцы изготавливали краски. А из цветочных лепестков пузатики кроили и шили нарядную одежду.
Седьмой урок был посвящён географии и истории. На доске была развешена карта с нарисованной на ней планетой. Планета была почти вся в зелёных красках, переплетённая ниточками рек, пятнами озёр и морей голубоватого цвета.
- Какая она маленькая!- воскликнул Носик,- как мы на ней помещаемся?
- Планета большая,- стала объяснять учительница,- просто мы её уменьшили во много раз. Зелёным цветом показаны леса и поля, а голубым - моря и реки. На ней живут такие же пузатики и крылатики, как и мы с вами. Только есть такие пузатики, которые не строят цветных домиков и не учатся в школе. Мы их называем дикими. Некоторые не умеют ни писать, ни читать. А есть такие, которые  разучились даже разговаривать.
- Какой ужас!- воскликнула Скромнуля.
- Потому, что они не ходили в школу?- переспросил Носик.
- Конечно,- подтвердила учительница,- а ещё потому, что были ленивыми и не хотели ничего делать.
- Как хорошо, что мы не такие,- вздохнула Скромнуля.
- Но есть и такие пузатики,- продолжила учительница,- которые заставляют на себя работать других. Обычно это сильные пузатики. Им строят огромные дома, приносят  лучшие плоды и ягоды. А сами живут в маленьких невзрачных домиках и едят испорченную пищу. Зимой  многие из них погибают. Остальное я вам расскажу на следующем уроке.
Задумчивые малыши вышли из класса.
- Как мне их жалко,- тяжело вздохнув, проговорила Скромнуля.
- Я бы  задал взбучку этим эксплуататорам,- пригрозил Попрыгунчик.
Мир по-новому открылся для малышей. Они смотрели, как в небе грациозно парят летуны. Их прозрачные крылышки блестели на солнце, переливаясь серебряными искорками.
Как обычно, урок начался с главного - вежливости. Малыши учились правильно себя вести в присутствии взрослых. Они узнали, что нельзя перебивать старших, когда те  разговаривают. Потом учительница продолжила вчерашний прерванный урок:
- Я  вам рассказала, как некоторые особи пытаются жить за счёт других. Вот, чтобы не быть такими, как они, и не превратиться в безмозглых насекомых, мы должны передавать свои знания следующему поколению. Вы и есть следующее поколение. Когда придёт зима, вы будете питаться своими запасами и обрастёте панцирем. Весной вы проснётесь и сломаете свой кокон.
- А, что будет потом? - затаив дыхание, спросили малыши.
- На сегодня хватит,- заявила учительница и вышла из класса.
- На самом интересном месте остановилась,- недовольно проговорил Носик.
Малыши с нетерпением ждали приближения девятого дня своих занятий. Они с напряжением вглядывались в дверь, ожидая прихода учительницы.
Но и на этот раз урок сначала посвятили вежливости и только потом учительница продолжила:
- Когда наступает весна - расцветают цветы, на деревьях появляются листочки, в домиках пузатиков лопаются коконы, и на свет появляются прекрасные крылатики.
- Ах!- в один голос вскрикнули малыши.
- Значит, мы весной станем крылатиками?- спросила Скромнуля.
- Да!- впервые улыбнулась учительница.- А вы наши дети. Поэтому мы и передаём свои знания вам, как это делали наши родители.
- А где сейчас ваши родители?- спросил Носик.
- Жизнь бабочки очень коротка,- вздохнула учительница,- но зато как она прекрасна!  Когда весной цветут сады, и  ты со своим другом кружишься среди этого аромата,  то жизнь, тогда,  кажется  большой и прекрасной. Каждый такой миг гораздо длиннее многих лет пустого существования.
Малыши, затаив дыхание, с волнением слушали  учительницу, боясь пошевелиться. Теперь они знали: для чего живут.
Десятый день занятий начался с поздравлений. Учительница радостно сообщила, что малыши окончили школу и стали полноправными пузатиками. С этого дня они могут выбрать себе дело по вкусу.  Теперь им помогут построить домики и сделать запасы на зиму.
- А сегодня,- проговорила учительница,- вы можете задавать мне любые вопросы.
Малыши задумались. Первая подняла руку Скромнуля:
- Куда же деваются домики, что  строили пузатики, которые потом превратились в крылатиков.
- Всё очень просто,- объяснила учительница,- за зиму домики становятся хрупкими, и их съедают сороконожки.  Поэтому они всегда живут вместе с пузатиками. Домики для них - это самое лучшее лакомство.
- Но  ведь школа -  интернат остаётся не съеденным,- заметил Носик.
- А школа, садик и инкубатор сплетены из веточек и обмазаны глиной. Каждый год мы проверяем их и ремонтируем,- объяснила учительница.
- Значит, на следующий год мы станем учителями?- спросил Носик.
- Кто-то учителем, кто-то будет помогать строить домики,- объяснила учительница.
Друзья  вышли из школы, и их окружили взрослые пузатики и крылатики.
- Начнём делать домик?- спросил один из них.
Пузатики  утвердительно замахали головами. К ним подбежали сороконожки и остановились в ожидании.
Для выпускников школы начиналась новая интересная жизнь.