БЫЛ или не был?

Галина Айзенштадт
   Из цикла "Библейский сезам"

   Несколько лет назад один египетский журналист предложил вчинить Израилю иск. За то, что при Исходе из Египта евреи обобрали египтян. Точнее, - египтянок. Как явствует из Библии, каждая израильтянка выпросила у египтянки серебряные и золотые изделия.
   К инициативе египетского журналиста никто, разумеется,  не отнесся серьезно. Она, конечно, удивила, но вызвала улыбку. А вместе с тем, утвердительно ответила на вопрос, а был ли Исход? Ведь египтяне всегда это отрицали и отрицают. В египетской истории следы пребывания евреев в стране тщательно стерты. Один из американских историков утверждает, что египтяне для этого даже укоротили свою историю на одну тысячу лет.
   Так ли это на самом деле, доказать трудно. Хотя мы из нашего советского опыта знаем, что фальсификация исторических событий возможна, и не раз проделывалась советскими историками в угоду конъюнктуре, текущим политическим реалиям.
   Что касается Исхода евреев из Египта, то большинство историков убеждено, что он действительно был, а возглавивший его Моисей -конкретной исторической фигурой. Хотя и по поводу него возникали (а, может, и продолжаются?) споры. В них принял участие даже...Зигмунд Фрейд, написав работу "Моисей и монотеизм"!
   По Фрейду, Моисей был египтянином, и его имя следует "расшифровывать", исходя из египетского, а не еврейского языка. То есть, не "извлеченный из воды", как трактуют евреи, а "дитя", "ребенок" (египетское "Мос").
   По мнению Фрейда, полное имя Моисея по-египетски звучало так:"Амон - мос" или "Пта= -мос". Вначале шло имя бога, а потом ребенка. Но со временем имя укоротили до "Мос", оскольку так проще было употреблять его в быту.
   Фрейд считал Моисея египетским аристократом. Но тогда почему столь знатный и важный человек стал вождем евреев? Ответ Фрейда на этот вопрос был таким. Моисей жил в эпоху фараона Эхнатона (13-й или 14-1 век до н.э), который исповедовал идею монотеизма и даже попытался осуществить ее практически, ликвидировав институт жрецов и уничтожив изваяния богов, которых в Египте было множество. Он заставлял поклоняться только одному богу - Атону, богу Солнца.
   Религиозная реформа Эхнатона потерпела поражение, однако Моисей, который по мнению Фрейда был соратником фараона, решил продолжить ее, но не в Египте, где это было невозможно, а в другом месте и с другим народом. Так он обратил взгляд на евреев, которые жили в земле Гошен, на границе Египта с Ханааном, и в любой момент могли легко покинуть страну, надо было лишь  убедить их в этом.
   Из Библии мы знаем, что Моисей был косноязычен. И это обстоятельство Фрейд трактует по-своему. Он считает, что Моисей просто не владел еврейским языком, и ему нужен был переводчик. Им и стал Аарон, которому в Библии дан "статус" брата.
   Размышления Фрейда весьма интригующи, даже если их категорически не принимать, или принимать отчасти. Некое рациональное зерно в них есть. Нельзя, к примеру, не согласиться с тем, что Моисей был египтянином. Но это вовсе не означает, что он не был евреем по происхождению. Если он и в самом деле был воспитан при дворе фараона, то от его еврейства действительно ничего не осталось, даже владения родным языком. И в этом смысле он действительно был "стопроцентным" египтянином. Но если бы Моисей не был евреем, прислушались бы к нему евреи?
   Впрочем, правильнее было бы сказать, Моисей вынудил их пойти за ним. Он способствовал ухудшению их положения. Понимаю, что эта моя точка зрения расходится с официальной. Официальная - в том, что после смерти Иосифа пришел другой фараон, который не знал его дел и заслуг, и евреев стали угнетать, превращать в рабов, а онт, естественно, не хотели с этим мириться, и потому и был совершен Исход из Египта - из рабства к свободе.
   Безусловно, после смерти Иосифа евреям в Египте стало жить труднее. Иосиф Флавий договорился до того, что евреев якобы заставляли менять русла водных потоков и строить... пирамиды. Более рациональные историки приходят к выводу, что положение евреев ухудшилось потому, что на их землях началось строительство, если пользоваться современной терминологией, военных баз. А евреи в Египте, как известно, занимались в основном скотоводством. И их возможности при политике новых фараонов стали сужаться, что, естественно, вызывало у них недовольство.
   Но обратите внимание. В Библии они высказываю недовольство не фараону и не фараоном, а Моисею и Аарону. Когда те в очередной раз вышли от фараона, евреи сказали им:"Взглянет Бог на вас и осудит - за то, что сделали вы нас омерзительными в глазах фараона и в глазах его слуг, за то, что меч вы вложили в их руки, чтобы убить нас!".
   Дело в том, что фараон был недоволен тем, что евреи слушают "подстрекателей" Моисея и Аарона, отвлекаясь от работы. И чтобы прекратить это, он велел возложить на них дополнительное трудовое бремя, которое оказалось непосильным для них и вынудило в конечном итоге откликнуться на призыв Моисея совершить Исход.
   О жизни евреев в Египте мы практически ничего не знаем, кроме тех сведений, которые нам сообщает Библия. А они крайне скупы. Например, ничего не сказано о верованиях евреев в течении тех четырехсот тридцати лет, что они пребывали в Египте. Видимо, этот "проюел" неслучаен. Скорее всего, они ничем не отличались от верований египтян. В древнем Египте существовали десятки богов, и в каждой местности имелись и свои, местные, так что поклоняться было кому.
   Поэтому неудивительно, что когда Моисей, получая Божьи заповеди, задержался на горе Синай, народ, вышедший из Египта, потребовал от Аарона сделать ему привычного для него бога из серебра. И Аарон без колебаний, ибо явно сам разделял эту веру, исполнил эту просьбу, а народ, получив своего бога - литого кумира, сказал, что это он вывел его из Египта, и устроил развеселое празднество.
   Позже, оправдываясь перед Моисеем, Аарон сетовал на то, что народ заставил его пойти на этот шаг. Но ведь он даже не пытался его отговаривать, именно потому, что сам разделял его верования. До рождения новой религии, которая станет называться иудаизмом, было еще ой как далеко. И часто насаждалась она самыми жестокими методами. Фрейд считал, что Бог израильский, от имени которого говорил Моисей, был вспыльчивым, жестоким и мстительным. Более того, он  был склонен допустить, что этим богом был сам Моисей, и всеми качествами, приписываемыми богу, был наделен он сам.
   У Елены Рерих подход к личности Моисея был более положительным.Она считала, что "все намеки на жестокость и мстительность установленных им законов неосновательны". Она даже утверждала, что они "во многих отношениях справедливее и милосерднее законов, ныне существующих". Свою точку зрения она объясняла так:"Назовете ли вы уничтожение диких зверей, угрожающих пожрать всех домашних животных, жестокостью, мстительностью, непримиримостью и т.д.? А среди выведенных из Египта немало было таких...Вождю нужно было спасти от них лучший элемент, который мог бы стать семенем будущего народа израильского".
   О несуществующем историческом персонаже так не скажешь ( и, кстати, Елена Рерих считала Моисея евреем, а не египтянином). Тем трагичнее представляется судьба реального, во плоти, вождя Моисея. Совершенно невразумительна причина, по которой Бог не разрешил Моисею войти в землю Ханаанскую. Фрейд полагал , разделяя мнение многих других исследователей, что к этому времени Моисея или не было уже в живых (убили во время бунта во главе с левитом Кореем), или он сам покинул свой народ.
   И действительно, ряд деталей явно указывают на физическое отсутствие Моисея перед завершением пребывания евреев в пустыне. В частности, когда Мариам, сестра Моисея, и Аарон упрекают его в том, что он женился на эфиопке, и бог заступается за него, сказано, что Моисей был "кротчайшим человеком. Но не мог Моисей характеризовать сам себя!
   Не по той ли причине неизвестно и где могила Моисея? Или похоронили втайне, или умер вдали от своего жестоковыйного народа. Христиане считают, что Моисей был взят на небо. Вместе с пророком Илией он является Иисусу Христу, чтобы укрепить его дух перед предстоящими ему испытаниями.
   Иудаизм считает Моисея (Моше) величайшим пророком, а некоторые мудрецы и законоучителя -предтечей Мессии (Машиаха). Рамбам (Маймонид - Моше бен Маймон), врач, ученый философ, на чьей могиле в Тверии (Тибериаде) начертано:"От Моше до Моше не было равного Моше", писал:"Машиах - величайший пророк, превосходящий всех пророков, за исключением Моше рабэйну, да осенит его мир".