Паллиативная наука вместо фундаментальной

Леонид Черненко
Суперструны, М теория или постижимая реальность

Здесь рассмотрим возможность объяснить всё, объяснения всего, как на это претендуют некоторые современные естественно научные представления. В частности, М теория, которую развивают такие авторы, как Смолин Ли, пытается синтезировать знание общее для мегавселенной разума, в которой наша физическая Вселенная как островок некоторой из возможностей. Смолин Ли видимо надеется математически «строго» обосновать М теорию, которая бы составила как бы Новую Библию, завершив исторический путь Библии данной начиная с Моисея на скрижалях.

Следует сказать, что Новая Библия была бы Книгой книг атеизма. Это верно, так как атеизм нуждается в канонах не менее, чем религиозная вера опирающаяся на Библию. Ещё И.Кант в «Критике Чистого Разума» развивал мысль о том, что тезис о Боге и антитезис одинаково доказуемы. Он понимал при этом доказуемость математическую, как доказательство теоремы. М теория даёт пищу для математических упражнений, даёт математике импульс для развития, и, как теоретическая физика проверялась экспериментом, так математика проверяется М теорией. В каком-то смысле М теория стала лидером естественно научного мировоззрения, как недавно была экспериментальная физика частиц. Мы можем сказать здесь, что мысль И.Канта прослеживается и ныне.

Однако надо сказать, что И.Кант был несколько не точен. Он излишне полагался на строгость математики. Д.Гильберт и другие развенчали в чистой математике (метаматематике) идею строгости математических доказательств. После этого мир пришёл к основному критерию истинности доказательства, как критерию практическому. Правда здесь ещё не разобрались полностью в доказуемости (познаваемости) мира. И.Канта с легкой руки философов признали агностиком, что скорее всего должно быть отнесено к некоторым кантианцам. В.И.Ленин особенно постарался, не читая трудов И.Канта, закрепить этикетку агностика на И.Канте, что важно отметить для русскоязычных читателей.

Итак мы утверждаем, что М теория излишне самоуверенная наука в отношение к познавательной силе. Конечное слово всё же за экспериментом. Постижима ли реальность, о которой печётся М теория? Она даёт нам принципы, которые подлежат экспериментальной проверке. Так принцип суперсимметрии, открытый в суперструнах, сегодня проверяется на Большом Адронном Коллайдере в поиске хиггс-бозонов. Смолин Ли усматривает в этих проверках элементы риска, который неоправдан. Однако машина работает и её решающее доказательство, как реализация риска, может быть последним доказательством человечества, пришедшим к глобальной катастрофе.

Таким образом, тождество теизма и атеизма в пределе может оказаться доказанным, и в этом мы остаёмся на позициях постижимости реальности. Пределы здесь смело вычерчиваются М теорией. Иное означало бы завет – не навредить, т.е. паллиативная наука вместо фундаментальной.