Бухтарминские вечера. Часть 4

Владимир Семёнов
                Лирическое отступление. Продолжение.
Итак, мы вышли после десяти утра. Поднялись по хребту. И пошли по хребту далее.
Шли долго, с остановками. Видели много красот, много фотографировались. Ели хлеб и запивали водой. Видели необычную штуковину. На первый взгляд – ракета. Длинная, узкая, похожа на ракеты войск ПВО. У нас глаза загорелись: вот она, ракета с базы! Но, потом мы присмотрелись повнимательнее: ракета оказалась склёпанной из ржавой жести, причём скреплялись составляющие её элементы гвоздями. Заглянув внутрь, мы обнаружили деревянные части. Да и стабилизаторы подозрительно небольшого размера. Вывод напрашивался сам собой – ракета ненастоящая. Скорее всего, она служила большой игрушкой или же, судя по её положению на склоне сопки, выполняла функцию водопровода. В чём я не уверен. Спустя часов пять, мы подошли к границам бывшей базы. Вначале на пригорке нам попалась штуковина в виде гранаты. Но это строительный отвес. А вскоре, показался ржавый остов грузовика. А за ним остатки ограждения из поваленных бетонных столбов и ржавой колючей проволоки. Мы пришли на базу. М-да, пожалуй, наиболее ярко характеризовать то, что открылось нашему взору, может крылатая фраза из кинофильма «Джентльмены удачи»: «Всё уже украдено! До нас!» Место красивое, живописные скалки с растущими на них сосновыми рощицами. Молодцы военные, знали, где обстроиться. Ровная территория.
О присутствии зданий напоминают разбросанные тут и там фундаменты, красный ковёр битого кирпича, ржавые трубы и т.д. нужно сказать, что фундаменты делали надёжно: брали местный камень и заливали его по сторонам и сверху бетоном. Подвалы сохранились неплохо. А что им будет? Они углублены на пару метров в землю. Спускались в некоторые подвальные помещения. Но поиски прошли с тем же, результатом. Вылезли на поверхность, пошли дальше. Обнаружена передняя панель радиоприёмника. Взяли, повертели её в руках. М-да, когда-то, здесь звучали голоса, позывные, переговоры. Идём дальше…
Обнаружен металлический баллон с толстыми стенками. Он небольшой, чуть более полуметра в длину, но весьма тяжёл. Для чего он использовался? Либо холодильник, либо миниатюрная газовая плитка. Взять бы, с собой этот трофей! Но, уж больно тяжёл, тащить его в такую даль вовсе не охота. Конечно, такому бесценному объекту на нашей базе, обязательно нашлось бы, применение! Но тащить не будем!
 С некоторым разочарованием оставляем необычную находку и идём дальше…
 Обнаружен тюбик зубной пасты, пустой металлический. Ага, всё ясно! Металлический, значит ещё далёких времён, когда важное средство гигиены выпускалось в металлических тюбиках. А, вот и название….
По-моему, «Свобода». Или «Поморин». Точно не скажу, сейчас. Этот трофей нам без надобности. Идём дальше…
Обнаружена помятая консервная банка, из-под кильки или сельди. На ней написано: «Дальневостокрыбпром», цена 1 руб. 61 коп. Хоть в музей сдавай!
 Оставляем реликвию канувшей в лету эпохи на месте. Продолжаем движение…
У очередного фундамента видим большие заросли дикого лука. Вот это подарок! Нам давно пора обедать!
Набираем лука, запихиваем его в наши небольшие рюкзаки. Тут же, недалеко, на соседнем фундаменте разрослись несколько деревьев черёмухи. Значит, база законсервирована давно, раз успели вырасти деревья высотой под три метра. Едим черёмуху, чмокая от удовольствия. Идём дальше…
 Доходим до более интересных объектов. До больших подвальных помещений. То, что было до этого – простые подвалы, образованные фундаментами жилых домов. А тут дело другое, похоже на помещения для спецфункций. Входы заросшие высокой травой, едут сразу вниз под землю. Иногда ступени полуразрушены, приходиться прыгать. Подвалы большие, стены сплошь из бетона. На полу камни, мусор, гравий, ржавое железо. Таких помещений несколько, в одном из них обнаруживаем квадратные «ванны», так я их окрестил. Похоже на отстойник на предприятиях. В них тоже пусто, стены некоторых ванн покрыты сине-зелёным налётом.
Что здесь хранилось??!!
 Вообще, старые заброшенные военные объекты представляют собой целый букет загадок. Вся аппаратура, все важные агрегаты давно вывезены и остаются, лишь бетонные, кирпичные, металлические остовы. И часто, нелегко догадаться, а для всё это?
Кстати, на улице тепло, июльское тепло, а в подвалах холодно. Вылезаем и продолжаем путешествие по базе…
 Доходит до более-менее сохранившегося помещения. Ну, тут всё понятно. Это насосная станция, тепловая централь или что-то в этом роде. На стенах даже есть надписи с техническими характеристиками. А в одной из комнат находим настоящий, целый агрегат! Он представляет собой сплетение множества труб разного диаметра и под разными углам. Взбираемся на него, любуемся, прыгаем. Надёжно сварены, не шелохнуться трубы!
Идём на выход…
 Недалеко, в стороне от станции, видим, пустую кабину от «Урала». Скорее остов, потому как: фар нет, стекла нет, радиатора нет, мотора, конечно, нет, приборов нет, сидений нет. Чисто! Только руль!
 По очереди забираемся, сидим за рулём, веселимся.
На левой дверце кабины, с наружной стороны написано:
 «Приказ. Пассажиров не брать».
Вылезаем из кабины и понимаем, что уже всё интересное обследовано и нам хочется вернуться на базу, к воде, к столовой, к кроватям, к бане. Выходим за ограждения и устраиваем привал. Доедаем хлеб, закусываем его полевым луком, запиваем водой. Рядом с нами высокая коническая гора, покрытая лесом. Внизу, у её подножия журчит ручей, но его не видно, только слышно. Небольшое ущелье покрыто лесом. Я предложил спуститься и набрать воды, но особой поддержки не встретил. Оно и понятно, хоть и недалеко, но стены крутые, заросшие и лезть туда, а затем подниматься обратно долго, не охота. Мы решаем возвращаться на базу уже другим путём. Мимо конической горы, леском, прямо на побережье. Встали и пошли. Надо сказать, что обратный путь был легче и приятнее. Сосны, прохлада (относительная, конечно), живописные скалы.
На обратном пути особых приключений не было. Вышли из леса, и двумя группами пошли к берегу. Я с Васей иду холмами, а Саша, Лёша, Настя идут низом, точнее оврагом. По оврагу течёт ручей, и весь овраг зарос кустами и деревцами. У них течёт ручей, им прохладнее. Но идти труднее, им приходиться продираться сквозь заросли.
А мы идём верхом, то вверх, то вниз. Правда, Василий любитель насекомых. Он часто любит их ловить, рассматривать, изучать. Вот и на этот раз, он частенько останавливается, чтобы повнимательнее рассмотреть очередное летающее или ползающее создание.
Я иду впереди, периодически оглядываюсь, чтобы убедиться, что с Василием всё в порядке. Стою на каменной осыпи, до вершины холма ещё прилично. Оно не то, чтобы много, но после восьми часов путешествия, каждая кочка кажется преградой, да к тому же, осыпь. Оборачиваюсь:
-Вася, ты идёшь?!
В это время Вася наклонился над чем-то. Спустя пару секунд произносит:
-Ой, паучок! Как интересно!
И в этом весь Василий!!!
-Вася, сколько можно ждать?! Ты идёшь? Или как?!
Вася неохотно оставляет своё  занятие и спешит за мной. Ещё немного, ещё чуть-чуть!...
 Обе наши группы встречаются у подножия холмов. Самые трудные участки пути позади. Впереди относительно ровное пространство, покрытое невысокой травой, красивыми каменными плитами. Я каждый раз восхищаюсь ими! Длинные по два-три метра, широкие в полтора-два метра, они ровные, удобные. Настоящие лежаки для пляжа! Люблю каменистые пляжи, особенно с подобным рельефом. Благо на Бухтарме полно таких мест! Можно пришвартовать лодку и лечь на тёплый камень. Возвращаюсь к настоящему, идём по равнине. Уже вприпрыжку. Минуем небольшие лесочки, всё ближе и ближе к базе. Пришли, вот она родная!
На часах начало восьмого часа. Вечера.
В общем и целом, всё наше путешествие во временном измерении, составило восемь-девять часов. Прекрасно! Очень полезно, интересно, приятно. Быстро ужинаем и в воду! Какое блаженство!!!...
                Конец четвёртой части.