1. Что есть вера?

Екатерина Истомина 2
         Телефонный разговор:

            - После третьего прочтения все сложилось: я поняла, кто такие евреи 
              и почему они стали избранным народом. Но возник еще вопрос.
            - Ничего не знаю лучше вопросов!!!
            - На земле столько людей жило. Неужели только Авраам верил в Бога?
            - Ко  времени Авраама люди много богов напридумывали. Дьявол с
              падшими ангелами активную пропаганду развернул среди живущих на
              земле. Но истинный Бог, сотворивший небо и землю, имел  Свой план
              развития человеческой истории. У Бога всегда и везде были верные
              люди.


                Вера в Единого Бога-Творца красной линией проходит через всю
Библию. В книгах Ветхого завета употребляется словосочетание
«призывать имя Бога».

«И скажете в тот день: славьте Господа и призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его».                Исайя, 12:4.

«Они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: «Господь – Бог мой!».                Захария, 13:9.

                В Новом Завете впервые слово  «вера»  появилось в Евангелии от Матфея, гл.9,стих 2.

«И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои».                Матфея,9:2.

                Но определение понятию ВЕРА дается только однажды:

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое».                Евреям, 11:1-3.

                В моем понимании, вера - это канал постоянной духовной связи человека с Богом, который Он установил с будущим человечеством через Адама. Вера является исконным состоянием духа человека, естественным  образом жизни, объединяющим людей, независимо от места их обитания, от смены эпох, культур, учений и идеалов.

«От одной крови Он произвел весь род человеческий, для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию. Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем».                Деяния, 17:27-28.

                Канал веры в Бога связывал поколения.  Кто-то по разным причинам отключался от линии, на время или навсегда. Кто-то оставался верным до конца. В разные времена количество «абонентов» было разным. О героях веры апостол Павел написал в одиннадцатой главе послания к Евреям.
 
                Только Бог знает Своих, верных. А человек часто заблуждается относительно своей веры. Тем более о вере других можем ли мы судить?
 
«Я смотрю не так, как смотрит человек; человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце».                1-е царств, 16:7.

«И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке».                Иоанна, 2:23-25.

                Канал духовной связи человека с Богом никогда не прерывался. Дьяволу-змею удалось обмануть Адама и Еву и повредить канал веры. Но Любящий Творец дал возможность исправить последствия человеческого греха жертвой невинного животного. Кровь его символизировала будущую искупительную жертву Иисуса Христа. Из кожи животного  Бог сделал одежды для осознавших свою наготу грешников, и установил впредь приносить жертву за грех пролитием крови первородного животного. Эта воля Божья должна была передаваться от отца к сыну во все поколения вплоть до Голгофского креста.

                Суть греха Адама – в непослушании Богу, в желании поступать по своим прихотям. Отрекаясь от Бога, человек, в конце концов, попадает во власть дьявола, и тогда начинает совершать зло в самых разных проявлениях. Так случилось с Каином, который по своеволию принес в дар Богу не от первородного стада, как Авель, а от плодов земли, ибо он был земледелец.
 
«И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.  И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».          Бытие, 4:6-8.

«И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя Сиф; потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя Енос; тогда начали призывать имя Господа».(через 235лет после грехопадения).      Бытие, 4:25-26. 

                В седьмом поколении после Еноса родился Ной.
                Все потомки Сифа отошли от Бога, кроме Ноя.
 
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле.  И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил. Ной же обрел благодать пред очами Господа. Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом».                Бытие, 6:5-9.

«И сказал Бог Ною и сыновьям его с ним: вот Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас. Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И не будет больше вода потопом на истребление всякой плоти. Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет.  От них распространились народы по земле после потопа». 
                Бытие, 9:8,9,13,18; 10:32.
 
                За грех, совершенный Хамом против отца, Ной проклял его сына, Ханаана, так как он не мог отменить благословение Божие, данное его сыновьям .

«И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему.
Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых (примет веру в Бога от потомков Сима); Ханаан же будет рабом ему».  Бытие, 9: 25-27.

                Завет Бога с Ноем через его старшего сына Сима передавался из поколения в поколение, и в девятом колене дошел до Аврама.  Аврам, живя в языческом окружении, сохранил связь с Богом, призывая имя Его.

«Верою Авраам повиновался идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
Верою обитал он в земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя»; ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование».                Евреям, 11:8-10; 17-19.

               Новый Завет  усовершенствовал канал связи человека с Богом: только через Иисуса Христа, Сына Божьего.
      
"Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. ...Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня. ...И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. ...Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам".           Иоанна, 14: 1,6,13,26.

"Воля Пославшего Меня Отца есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день". Иоанна, 6:40.

"Иисус говорит ему (Фоме): ты поверил, потому что увидел Меня:блаженны не видевшие и уверовавшие".           Иоанна,20:29.

"Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры; ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание ни необрезание, но вера, действующая любовью". Галатам,5:4-6.

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?  Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва. Видишь ли, что вера содействовала делам его (Авраама), и делами вера достигла совершенства».            Иакова, 2: 14, 19-22.

«Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего».
                Иоанна, 6: 64-65.
   
«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день; ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал мне заповедь, что сказать и что говорить; и Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная».
                Иоанна, 12: 48-50.

«Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера ваша. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом. Свидетельство состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную и сия жизнь в Сыне Его».                1-е Иоанна, 5: 4,10.