Святая Елизавета

Роберт Тальсон
1918 год.  В Московскую Марфа-Мариинскую обитель врываются представители новой власти. Люди, в шинелях не по размеру, ищут царское золото.
В обители – спартанская атмосфера, кровати с жесткими матрацами, а из украшений – разве что православные кресты.
Переворошив всё, проверка уходит, ругаясь и нервно закуривая.
Одна из сестер бежит в келью настоятельницы. Та перебирает четки перед аналоем.
- Великая матушка! Бог миловал, ушла  комиссия!
Матушка отрывает взгляд от потемневших икон и произносит:
- Видно, господь посчитал, что рано нам принимать свой мученический крест.
Великая матушка, княгиня Елизавета Федоровна, с упорством и спокойствием шла на свою Голгофу.

Елизавета Фёдоровна (супруга Великого Князя Сергея Александровича)

Принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса родилась 1 ноября 1864 года в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига Четвертого. Близкие ее называли Элла. Она была старшей сестрой будущей последней императрицы России – Александры Федоровны.
Детство сестер омрачилось смертью матери, великой герцогини Алисы. Маленькая Элла нашла утешение в религии.
- Расскажи, в честь кого меня назвали Елизаветой? – спросила она воспитательницу.
Та отвела девочку в библиотеку и раскрыла старинный шкаф, украшенный тонкой резьбой. Она достала тяжелую, ветхую книгу в изысканном переплете…
- Вот житие Елизаветы Венгерской, в честь нее и назвали Вас, принцесса… Она стала основательницей Вашего рода.
Элла с ногами забралась в мягкое кресло и увлеченно принялась читать.
Святую Елизавету Тюрингскую, или Венгерскую, называют родоначальницей профессии медсестры. В юном возрасте ее отдали замуж за Тюрингского правителя, грубого и жадного. Видя страдания народа, Елизавета всю свою жизнь посвятила благотворительности – на свои деньги организовывала больницы и даже еду со своего стола относила бедным.
По легенде, однажды Елизавета шла в самые нищие кварталы, неся в переднике хлеб. Ее догнал муж, который запрещал Елизавете помогать бедным, и велел показать, что она несет… Если бы он увидел в переднике хлеб с королевской кухни, то в припадке ярости убил бы свою жену. Но, когда Елизавета показала свою ношу – все ахнули! Передник был наполнен благоухающими розами… Этот сюжет нашел отражение в литературе и живописи.
Вскоре жадный супруг Елизаветы погиб на какой-то бессмысленной войне, и она, уйдя из дворца, осталась жить в построенной ею больнице. В свободное от работы время она собирала милостыню для нужд пациентов. Тяжелые условия быстро доконали ее – она умерла в двадцать четыре года.
Через сто лет Елизавету Венгерскую канонизировала католическая церковь.
- Элла! Вас приглашают к ужину! – эти слова оторвали принцессу от чтения. Богатый королевский стол не вызвал у нее аппетита, она грустно ковырялась в тарелке с вкуснейшими закусками… После прочтения биографии венгерской святой, она задумалась, сколько человек голодают, пока их богатая семья ужинает деликатесами.
Вечером Элла написала письмо в Россию своему лучшему другу – юному князю Сергею Александровичу. Ей давно нравился этот красивый высокий мальчик, и не столько внешне, сколько своими внутренним убеждениями. Сергей и Элла вели задушевную переписку, и теперь принцесса написала русскому князю, какое впечатление произвела на нее история святой Елизаветы.
Прошли годы, и отец Сергея, русский император, предложил отцу Эльзы выдать ее замуж за своего сына. Этот династический брак был нужен с политической точки зрения, но Эльза и Сергей были очень рады. Свадьба состоялась в Петербурге и Эльзу, по традиции получившую русское имя Елизавела Федоровна, объявили самой красивой невестой в истории дома Романовых.
Я на тебя гляжу, любуюсь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Так написал под впечатлением от красоты Елизаветы Федоровны великий князь Константин.
Совместная жизнь Сергея и Елизаветы с первого дня обросла сплетнями и домыслами, хотя молодые клялись друг другу в любви, и в письмах родным подчеркивали полное согласие в семье. Но шила в мешке не утаишь – весь Петербург узнал, что Сергей и Елизавета не имеют физической близости.
В 1891 году Сергей Александрович был назначен градоначальником в Москву. Он управлял городом весьма неоднозначно, отзывы современников категоричны – одни буквально воспевают его, как великого политика, другие видят только одни недостатки. Во многих дневниках современников говорится о гомосексуальности московского градоначальника, перечисляются историчечкие фигуры, с которыми он якобы вступал в связь… Никто уже теперь не узнает, были ли эти слухи хоть чем-то подкреплены? Но одно известно точно. Сергей Александрович был ярым антисемитом – он видел еврейский след в деле об убийстве Александра Второго. И в то время как в Петербурге уже строилась большая синагога, в Москву, по велению Сергея Александровича, евреям путь был воспрещен.
А вот к какой прослойке общества Сергей относился с уважениям, так это к студентам. Он увеличивал степендии и строил первые в Москве благоустроенные общежития. Его жена, Елизавета Федоровна, тоже не сидела без дела. Она развернула серьезную благотворительную деятельность, чтобы во всем походить на святую Елизавету Венгерскую. Она организовала Елизаветинское общество, помогавшее бедным матерям, не имевшим средства для содержания детей, а также общество, обучающее слепых. Ее деятельность распространялась не только на Москву, но и на многие губернии. Но в одном она расходилась с образом венгерской святой – у той было трое детей, а у Елизаветы Федоровны потомства не могло быть из-за странных отношений с мужем. Тогда Елизавета взяла на воспитание юных Марию и Дмитрия, детей брата Сергея Александровича, Павла,  и относилась к ним, как к собственным детям. Она говорила им:
 Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым. Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив.
 
После долгих размышлений, Елизавета Федоровна приняла православие.
Ужасным моментом в жизни Москвы стала трагедия на Ходынском поле. Многие обвинили градоначальника – Сергея Александровича Романова - в смерти ни в чем не повинных людей, пришедших праздновать коронацию его брата, Николая.
Сергей Александрович вызывал ненависть у радикально настроенных москвичей. В 1905 году его убил террорист Каляев. Карета с Сергеем Александровичем разлетелась на мелкие куски. Елизавета Федоровна своими руками собрала останки мужа и распорядилась построить на месте его гибели массивный крест. Этот красивый обелиск однажды лично разломает Владимир Ленин на том легендарном Ленинском суботнике.
Елизавета посетила в тюрьме Каляева, сказав, что прощает его. Каляев страшно растрогался и молился за Елизавету всю оставшуюся жизнь.
Королева Греции, великая княгиня Ольга Константиновна написала о Елизавете так:
Это чудная, святая женщина — она — видно, достойна тяжёлого креста, поднимающего её всё выше и выше!
Пародоксально, но Елизавета просила Николая Второго помиловать убийцу своего мужа. Император однозначно отказал.
Елизавета постриглась в монахини, продала все драгоценности и построила Марфо-Мариинскую сестринскую  обитель, куда и перехала сама. Это был монастырь нового образца – девушки только в его стенах соблюдали монашеские принципы – потом, получив образование медсестры, они имели право вернуться к мирской жизни, устроиться на работу в больницу и даже выйти замуж. Деятельность обители невозможно переоценить – Елизавете Федоровне обязаны жизнью тысячи вылеченных под ее присмотром людей. Елизавета безо всякой охраны посещала самые криминальные районы Москвы и забирала к себе детей преступников и профессиональных нищих. Ее никто бы не посмел тронуть.
Елизавета отказалась от любых мирских удовольствий и спала на жесткой кровати не больше двух часов в сутки, ограничивала себя в еде и избегала каких-либо искушений. В народе ее обожали и называли Великой матушкой. Но после октябрьского переворота все встало с ног на голову – Елизавета и все жительницы обители находились под постоянной угрозой ареста. Родственники Елизаветы из Германии и Англии умоляли ее немедленно покинуть Россию. Елизавета Федоровна решила стоять до конца.
- Я разделю судьбу России! – отвечала она.
Пьяные, агрессивные, так называемые «латышские стрелки» арестовали Елизавету в середине 1918 года. Ее, вместе с ближайшей подругой Варварой и шестью великими князьями отправили в Сибирь.
Теперь их называют мучениками Алапаевской шахты. Елизавета настолько благотворно действовала на своих тюремщиков, что они становились добрее и мягче, и начальство увольняло их. Продержав несколько месяцев в жестоком заточении, Елизавету и всех остальных узников живыми скинули в глубочайшую заброшенную шахту.
Вскоре Белая армия выбила большевиков из Алапаевска, и первым делом офицеры достали из шахты тела мучеников.
Они увидели, что их раны были первязаны частями подрясника Елизаветы Федоровны. Умирая, она продолжала помогать ближним. Ее правая рука застыла в троеперстии. Теперь эта часть мощей Елизаветы хранится в серебрянном ковчеге, и ее перевозят из церкви в церковь для поклонения.
Говорят, мощи благоухают, как цветы.
Елизавета Федоровна канонизирована православной церковью в 1992 году как преподобномученица. Однажды решив посвятить жизнь служению господу и людям, она отдала себя христианскому подвигу без остатка.