Розовый и дорогой Джайпур

Таня Московцева
…как никак  столица Раджастана.
  Ехала я в местном грязном автобусе  (шелуха от семечек и орехов выплевывалась  пассажирами  тут же, на пол),  двери практически не закрывались, на ступеньках «висел» кондуктор, останавливая автобус на свою потребу, где и как придется.  Публика,  сплошь  местная, но разношерстная и колоритная, не реагировала вообще (!), даже если мы стояли по полчаса.

Соседом моим был юный  математик, аспирант. Первую горсть  шелухи он бросил под ноги, вторую за окно, третью (смотря   вопросительными глазами на мои манипуляции с апельсиновыми корками) -  оставил при себе. Хотя ой как я чувствовала – это он делает из уважения ко мне.
  Разговорились. Его планы и рассудительность мне понравились:
 - Я мог бы уехать в Америку,  но зачем. Зарабатывать много и все это «много» проедать. Здесь я буду получать только 10 тысяч рупий,  но смогу помочь моей семье.  И перспектива мне нравится – преподавать и заниматься наукой. А как хочется видеть Индию  процветающей!
 Тут же вспомнила   невзрачную табличку: say, I love you, My India!… и Вине, который не горит желанием  уехать  за границу: здесь  интересней. С восторгом прочитал мне «лекцию» о том, что  у них все свое – от  машин  до лекарств.  Вот почему он с удовольствием принял приглашение заниматься научной деятельностью не в американской, а   совместной индийско-японской компьютерной   фирме.  Конечно,  очень много  молодых людей уезжает в Америку, но сколько  остается в своей стране!

  …Так, угощая друг друга  апельсинами, орешками, мы проболтали  всю дорогу, обменялись  телефонами, в Джайпуре  вместе взяли трехколесное такси, и он мне показал  современный новый город. А теперь представьте – розовый! То есть абсолютно! Есть у них там  такой  природный материал - розовый песчаник, из которого они уже  столетия «лепят» свой город.  Фантастически красивый! Пронзительный  Ярко-Розовый! Это нужно видеть! Я сделала глубокий вдох, а выдохнула, наверное, уже при выезде из Джайпура.
 
….Джайсинг, еще в Чуру, провожая меня,  очередной раз  пошутил:
 -У меня в Джайпуре есть племянник, Шелендер, а у него есть  гест хауз, прелестная жена и дочь, познакомишься.
Нашла я этот  «гест хауз»,  который оказался … роскошной гостиницей! Heritage hotel! Старинный особняк. Уютные  дворики  с экзотическими растениями и изысканной дорогой садовой мебелью; обилие цветов, невидимый  персонал,  отдельный номер, за 100 долларов!  Знаменитый индийский Чай  в номер в любое время, хоть 20 раз на дню. Бесплатно. Телевизор, телефон и даже обогреватель. (Это я оценила  ночью на миллион!) Сияющая  чистотой и белизной ванная с  немереным количеством полотенец, баночек с шампунями, кремами.
Наконец-то я увидела, где живет «интурист»!
 
Самого  хозяина не было в Джайпуре: он  устраивал свою дочь  в какой-то дорогой пансионат. После многочисленных переговоров  по телефону (и с Джайсингом и с Шелендером ), когда я заявила, что ни за что не поселюсь в этой гостинице, потому что у меня нет таких денег…. 
…Джайсинг кричал  в телефон:
 – тебе не надо ничего платить, как ты не понимаешь, это подарок. Племянника. Оставайся на месте.
И вот когда я уже «приняла» этот подарок, а   заодно  и  душ, и   потрясающий масала-чай, пообедала в местном ресторанчике (за 100 рупий, включая коньяк)…отправилась по вечернему городу на прогулку, настолько привыкнув  за 50-100 рупий пользоваться  в Дели  трехколесными рикшами, и  даже  не спросив   о стоимости, устроилась за спиной водителя.
Темнело, Смотреть, кроме огней, нечего и  я попросила его вернуться в гостиницу.
 - 400 рупий,  - сказал он мне.
- Что? За что? Мы катались едва минут 30, - Возмущаться своей   глупостью было тоже глупо. В следующий раз  надо спрашивать!

  В Джайпуре мне предстояло выполнить задание 16летней племянницы Джайсинга:
- Таня, вот тебе  адрес, ты должна (!)  найти мою школу, посмотреть ее и познакомься с учителями  и директором.
Должна, так должна. Пообещала.  А как не воспользоваться такой обязанностью. В  этом городе не было знакомых (почти вся джайпурская родня Джайсинга  собралась  в  Чуру на   свадьбу), и ничто меня здесь не держало, кроме долга и захватывающе розовых стен старого города, в отличие от нового Джайпура, -  розово-седых, пропитанных  многовековой   индийской пылью и историей.      
                               
Помня «столичные цены», по историческому центру я  путешествовала на велорикше, предварительно сторговавшись.  Впечатление  было  аховым:  под зонтиком,  с видеокамерой, обзор на 360 градусов, не тратя силы и время, возможность увидеть все!
 Перед глазами -  мускулистые ноги и взмыленная   спина  «водителя».  В первые минуты чувствовала себя эксплуататоршей. Местная публика  охотно выбирает   этот  вид транспорта.  Самый дешевый.  «Белые»  практически  не пользуются велорикшами: «доконали» их, наверное,  Хельсинские соглашения и чувство вины.
Меня  интересовал только образ города.  В музеи старалась не ходить вообще. Там, как и в России, для иностранцев  цены просто экзотические, которые отбивают всю охоту у бедного туриста  знакомиться с местной культурой
 Главная  достопримечательность Джайпура –  многоэтажный, буквально   ажурный  дворец Хава Махал. Смотришь и не понимаешь, где же его стены и как он умудрился простоять  несколько веков, и даже ветром не сдуло. 
 Рядом  огромный рынок, красочный, многоликий, веселый. Здесь сама жизнь. Здесь  музей.   Два часа – просто мгновение.  Место удивительное, потому что  ты вдруг чувствуешь так непривычную в Индии заинтересованность в тебе.  Можно послушать музыкантов, посмотреть представления,   заморские товары, поболтать с продавцами,  посидеть в многочисленных кафе… и унести товара на тысячи и тысячи индийских рупий.

Есть еще одна так называемая достопримечательность – древняя  солнечная обсерватория. Я готова была заплатить любые деньги, чтобы  посмотреть на это. A теперь представьте: под ногами песок и мелкий гравий, выровненные как каток. А вокруг, на огромной территории, разбросаны   геометрические, четкие разно-фигурные  гладко-кирпичные  сооружения, доходящие иногда до уровня современных  десяти  этажей.  Даже и не это главное. Ты вдруг чувствуешь другое измерение. Игра светотени фантастическая. Такое ощущение, что этот  образованный князь Джай Сингх, который и был астрономом-строителем,  «подсмотрел» все это на другой планете.
До сих пор ученые не могут понять, как он умудрился с такой  математической и космической точностью создать в 18 веке  научный   шедевр, который, кстати, до сих пор используется по назначению.

  Знаменитую школу (Мaharani Gayatri Devi Girls School,закрытый пансионат для девочек, построенный еще английской леди в 19 веке)  я искала с приключениями. Наняв трехколесного  рикшу, вскоре поняла: либо он не знает, где это, либо решил меня «покатать».  В общем, я  с ним разругалась  (буквально), притормозила его. Вдруг  передо  мной останавливается  солидный  прохожий с  грозным (дело привычное) видом:  -  что случилось? 
 Пришлось  рассказать: мол, морочит  меня водитель, где же  эта школа. Помогите.
 И тут я пожалела о содеянном. Боже, ну  и досталось этому водителю:  солидный господин кричал на него  на всю улицу,  очень долго, очень громко  .. ,  водитель   начал  было, дрожа , оправдываться, но его грубо, очень грубо остановили. Весь «диалог»  пришлось прослушать  на хинди.
Затем прохожий степенно   повернулся ко мне и    не менее грозно сказал: садись, он тебя отвезет.
 Как мышка сиганула обратно в машину и  даже не посмела спросить, а где  гарантия, что этот пройдоха послушается, уже  свободный от надзора  моего добровольного  «инспектора».
 Однако через 5 минут я была на месте.

  Пропуском, «визитной карточкой» в строго закрытую  школу мне служили слова: одна ваша ученица попросила навестить вас!
На вопрос  -  кто вам нужен?  -   я пожимала плечами: кто-нибудь, кто может  уделить мне время.
В общем, прошла  через 3 пункта контроля, везде оставляла паспорт, расписывалась в каких-то журналах. И удивительно  -  дошла до директора школы. 
  Строгая деловая   пожилая дама  - principal , в окружении солидных учителей,  иностранных  гостей -   все-таки смогла  уделить  мне время, но когда поняла, что  я просто любительница-путешественница, передала меня  своей помощнице, и вот с ней, учителем истории, я обошла всю школу…
  Это очень большая редкость – специальная школа для девочек. В Индии давно нет раздельного обучения. Но эта школа в память об основательнице хранит  английские традиции. Правда само здание старинное, мрачное, с темными кабинетами,  да и школьная форма  с  доминирующим коричневым цветом  не  создает  легкости.
Судя по всему, в каждом штате своя униформа, потому что разъезжая по Индии я видела и сине-белые и  красно-зеленые, очень яркие и радостные  краски в формах учеников. Сама же форма для девочек – это неизменные  шальвар-съюты – юбочка, или сарафан, длинные  брючки, кофточка. В общем, индийская классика. 

Уже к вечеру второго дня   я встретилась со своим благодетелем – Шалендером. Меня пригласили на их  жилую половину.  Апартаменты выглядели богато, обставлены по-барски, и сам хозяин, в роскошном халате,  широким  и  покровительственным  жестом  указывая на поднос с чаем,  встретил меня на пару со своей женой,   пухленькой и миловидной женщиной. 
 Мы поговорили о любви и дружбе  между Россией и Индией, а также легко и весело «ни о чем», но я была в принципе незваной гостьей, поэтому они разбежались по своим делам.

  Кстати, я уже не один раз замечала, что индийцы общаются с тобой ровно столько времени, сколько  они считают нужным, и это объясняется не их этикетом, а лишь внутренней целесообразностью. Такое ощущение, что  они как бы сами, не зависимо от твоих желаний,  устанавливают границы и во времени и в пространстве, за которые  тебя не  пропускают. Можно, конечно, настаивать на продолжении, но ты встретишь  в лучшем случае  вежливую пустоту… 

… А я осталась с  дочкой хозяина  особняка.  Прелестное 7летнее дитя, так похожая  на мою крестницу (и  внешне и манерой разговаривать, только  с другим цветом кожи). Она вела себя  со мной как со  своей подружкой, я с трудом успевала за ее беглым английским, показывала ей  фотографии, и она меня попросила выслать именно те, где  горы и Ганга:
- Ох, я так люблю горы… но ты знаешь Таня, я  их никогда  не видела и не знаю, когда папа меня туда отвезет…я еще маленькая и ведь мне нужно учиться… я буду очень занята, мой английский ты видишь не совсем хорош,  а в той школе все предметы на английском, а мне надо учиться только на отлично…а сейчас слуга отвезет меня к бабушке, потому что …. (и так далее) 
Эта живая, бойкая, избалованная  девочка, может быть, день зачатия помнит неточно, но  как будущая «богиня семьи»  очень точно  «помнит»  свою роль до мельчайших деталей  … с доисторических времен.

Принять  еще один подарок за 100 долларов, то есть провести еще одну ночь в гостинице, я  постеснялась. И сославшись на график путешествия,  решила ехать дальше.
В гостинице  познакомилась с метрдотелем  Хариомом. Он так и сказал:
-  вы можете звать меня Харри или Ом,  у меня маленький  транспортный бизнес и, пожалуйста,  не выдавайте  меня хозяевам,  но все ваши друзья могут пользоваться моими услугами.
  Очень любезный человек,  очень застенчивый и очень «маленький» (кажется Гоголь жил не только в России)… но  без  помощи  его рикши я не смогла бы найти  не только автобусную  станцию, но даже автобус в той кромешной тьме…