Умба и сто тысяч бутылок водки

Андрей Меньшутин
Везли мы в эту самую Умбу , которая находится аж за Полярным кругом – cто тысяч бутылок водки . Довезли конечно чуть меньше – но в пределах нормы на бой при погрузках-разгрузках и перевозках…
В наш Волго-Балт 146  влезло бы и несколько миллионов бутылок этой самой водки…но больше видать не было . Грузили нас этим богатством в Петрозаводске , соответственно и водка была местного розлива…Петрозаводского ЛВЗ .
Водка в принципе была , очень даже неплохая …многое правда зависело от смены. Местные профессионалы по синему чернильному штампу с обратной стороны этикетки определяли не открывая самой бутылки – качество ее содержимого !
В зависимости от номера смена – она была мягче или злее …сильнее градусом или немного слабее. Ну в нашем случае –речь шла больше о количестве . Грузили в первый или носовой трюм . Люк который вел с грузовой палубы в этот самый трюм опечатали . Дали в придачу пару экспедиторов –сопровождающих и вперед , по Онежскому озеру , Беломоро - Балтийскому каналу, ну а там и по Белому морю не так  уж и далеко до этой самой Умбы.
Экспедиторов я видел всего пару раз и по странному стечению обстоятельств –почти трезвыми. Рейсам с водкой на борту, наше родное  Беломорско - Онежское пароходство уделяло особое внимание. Были случаи когда такие пароходы не выходили на связь по нескольку суток. Радист обязан был давать точку с координатами парохода каждый день , но и он… иногда был не в силах это сделать !
Искать начинали не сразу – мало ли может чего сломалось или еще какие обстоятельства непреодолимой силы ?! Танцевали обычно от последнего выхода на сеанс связи и другим теплоходам находящимся примерно в том же районе –давали запрос : не встречали ли они этого самого пьяного парохода ?
Кто-нибудь из других наших теплоходов ,проходящих мимо стоявшего на якорях или вообще уткнувшегося носом в берег сухогруза …гудел долго и нудно и если никто не отвечал и не показывался на палубе - то спускали рабочий катер или мотобот , и отправлялись приводить коллег в чувство …
Мне все таки кажется – что это флотские байки …какая то часть экипажа может конечно напиться .Но как правило – это не больше одной трети экипажа. Вахта дело святое …так  что  и  вахтенные штурман с механиком и как минимум один матрос –всегда должны быть трезвыми.
Да и при проходе ББК – большую часть времени и капитан проводит или в рубке или на крыльях мостика . Старший  механик  - тоже всю машину чаще контролирует . Да и вообще …перед каналом – проверяют все и всех. Да и на озере и особенно в канале – судоходная инспекция зверствует …
Да и судя по нашему теплоходу и его экипажу …в пьяных рейсах вообще никто не пьет ! Кроме… самих сопровождающих груз .
Когда то давно и  по старому  штатному расписанию …на сухогрузах нашего типа экипаж был почти в двадцать человек ! Прогресс не остановишь да и совмещенку вводили-расширяли…так что осталось в судовой роли – пятнадцать человек .Правда эта самая судовая роль…иногда и на время увеличивалась раза в два – по независящим от пароходства причинам , ну об этом потом – если получится.
Пара кают – была иногда свободной …в них и поселили на время рейса – водочных экспедиторов .По правому борту – был один из входов в МО был как раз рядом с периодически пустующими каютами. Посмотрев для порядка – как там ведет себя КОАВ-200…я как раз шел по этому правому коридору на главной палубе к двери в машинное отделение .
Дверь из каюты экспедитора открылась и в коридорчик вышел …Он . Наверное так …тьфу-тьфу-тьфу … выглядит черт у дверей в преисподнюю . Во всяком случае –взгляд почти такой же . Я быстренько нырнул в тамбур МО – и шустрее обычного съехал на руках по поручням крутого трапа ,как и принято на флоте - не касаясь практически ступенек .
Трапы хоть и красились чуть ли не каждый год , но поручни были блестяще –отшлифованными руками до металлического блеска .Особенным писком считалось -пролететь весь трап только  едва  касаясь поручней и ни одной из более двадцати с чем то ступеней !
В прочем увидев такое – пролетишь и вообще без рук …
Ну а водку …пусть и из запломбированного трюма и опечатанного люка – на своем родном пароходе достать не проблема . Главное было собирать горлышки от бутылок и с непременно целыми на них крышечками .
Выпив очередной запас …кто-нибудь из более менее живых экспедиторов , с помощью боцмана добирался  до трюма с водкой – там уж боцман доставал сколько надо . Бутылки разбивали и через десяток слоев марли –процеживали водку в бидончик . Горлышки всегда были целыми и собирались для отчета и в качестве приложения к акту о сдаче груза.
Из всего нашего экипажа –пили эту водку и то редко и немного всего два человека. Просто, наверное – когда ее  много и она всегда рядом …не очень то и хочется ее пить!
Пришли  мы в эту самую Умбу – почти на пол суток раньше положенного .Наш – 146 Волго-Балт по каналу бегал практически быстрее всех в пароходстве …и минимум часов на десять-двенадцать перекрывал  время отводимое на прохождение  ББК .   
Причалом служил плавучий кран…после проверки пломб на трюмах и люках –водку выгружали  на что-то деревянное на берегу .Главными были две женщины приемщицы и десятка два –непонятных мужиков . Эти самые местные докеры –попытались спрятать целый подъем – ящиков в двадцать водки…за один из штабелей с дровами на берегу .Второй  штурман  заметил во время, и весь груз сдали без замечаний .
Норму по бою … мы “недовыполнили”  раза в два .