Здравствуйте, я ваша тётя... Дядя!

Виталий Хен
В начале девяностых, я, как и многие в то время занялся бизнесом. Мне было необходимо не просто заработать, а заработать очень много – мне нужны были средства на строительство своего собственного завода по новой технологии. Естественно, заработать можно разными способами, и неправедными, в том числе. Благо, что учителей и наставников было вокруг хоть пруд пруди, как говорится, а имевшийся в то время экономический хаос и бешенная инфляция, позволяла заработать на разного рода сделках.
Я строил свою схему полтора года, и организовал поставку продукции из Узбекистана в Россию. Там я совершал бартерную сделку, отгонял полученный товар в Казахстан, а оттуда – новую продукцию – в Узбекистан… В итоге, когда эта схема начала работать, она давала мне 500% прибыли, что компенсировало рост инфляции. Но, в самом начале работы этой схемы произошёл такой казус.
Было начало лета 1992 года. Я завершал договорную часть переговоров в Узбекистане, как вдруг оказался перед сложной и неразрешимой задачей: нужны были ж/д реквизиты для поставки узбекской продукции в Москву, а их у меня не было, и я не мог разрешить этот вопрос! В этот год в России, на европейский манер, взяли за правило отдыхать в лето. И по приезду в Москву, я с удивлением обнаружил, что никого не могу найти – все знакомые руководители дружно рванули отдыхать за рубеж. Не мог я найти и незнакомых руководителей – Москва замерла в этих летних каникулах!
В глухой тоске от этого факта я коротал дни в гостиничном номере, ожидая, когда кто-нибудь вернётся на рабочее место, как однажды у меня в номере прозвучал телефонный звонок. Вкрадчивый голос с узбекским акцентом спросил меня.
- А в чём дело?- Поинтересовался.
И тот же вкрадчивый голос поведал мне историю, от которой у меня прошёлся мороз по всему телу. Оказывается, в Узбекистане мои поставщики не дожидаясь от меня московских ж/д реквизитов, отправили несколько вагонов с продукцией по первому попавшемуся адресу, намереваясь сообщить об этом мне после отгрузки. Но, как это уж бывает в нашей сумасшедшей жизни – элементарно забыли это сделать!
И вот, на ж/д тупик г. Москвы поступает груз стоимостью в несколько сот тысяч долларов США, на неизвестного владельца! Причём с указанным почтовым адресом крупной товарно-фондовой биржи Москвы. В гостиничном номере в Узбекистане я забыл визитную карточку руководителя этой самой биржи. И как нашли, придурки?
Хозяева тупика сбились с ног, выясняя, кто я такой и разыскивали меня по всему необъятному СССР (а я, мотаясь по всему Советскому Союзу, во всех городах оставлял контактные телефоны всех городов, где я мог быть!). И, в конце концов, они нашли меня в гостиничном номере г. Москвы. В то время пока я носился по Москве в поисках партнёров, мой груз уже несколько дней стоял на рельсах в тупике!
А московская прокуратура готовилась возбудить уголовное дело о задержке по отгрузке товара и не возврате железнодорожной тары – нескольких вагонов! Прокуратура забросала товарно-фондовую биржу угрожающими письмами, но там не только не знали о том, как меня найти, но и не понимали, какое они имеют отношение к этим вагонам и почему прокуратура требует с них штраф в сумасшедшей сумме?
В общем, когда я обо всё этом узнал, то волосы зашевелились на моей голове, и я, в состоянии тихой ярости, позвонил в Узбекистан.
- …вай-вай ! Прости, пожалуйста, совсем из головы вылетело! Ну, понимаешь, гости тут каждый день… То одно, то другое… Реши как-нибудь эту проблему, а мы потом сочтёмся!...
Обычная, наша совковая безалаберность! Безалаберность, разгильдяйство с бесшабашностью, привитой и плотно прижившейся во всех народах бывшего СССР, и которой есть устоявшееся международное определение – наши! Это всё по-нашему, по-русски, по-советски! И как с такой безалаберностью мы ещё победили в войне с немцами? Или потому и победили и немцев, и французов, и поляков, и шведов, и монголов погнали со своей земли?
И в Нью Йорке, на Брайтоне наши с комфортом расположились, погнав несчастных негров с их родных нищих кварталов, чего в Америке отродясь никто не проворачивал! (Выживать нищих, да и ещё «чёрных» из нищих кварталов?!). И здесь, в своём родном Брайтоне, чопорные и чрезмерно самодовольные в своём мировом превосходстве американцы, впервые услышали наш боевой клич: «Бей, не наших!»
И на этот наш призыв: «Наших бьют!», на их американские кварталы, выбегали все наши, и стар и млад: бывшие учёные и поэты, художники и писатели, торгаши и прочие эмигранты-диссиденты семидесятых - русские и евреи, армяне и грузины, казахи и узбеки. И, выкрикнув: «Бей, не наших!», начинали молотить всем, чем ни попадя всех не наших. А, погнав ошарашенных коренных нищих, превратили этот бедный и криминальный район, в махрово-процветающий оазис наших в самом центре, в самом сердце Соединённых Штатов. Оазис, всё с той же безалаберностью и всё с тем же разгильдяйством!
И никто в мире никогда не поймёт, в чём секрет такой солидарности. И никто и никогда не поймёт причину нашей выживаемости в таком разгильдяйстве и безалаберности! Потому как, чтобы понять этот секрет, эту загадку нашей совковой действительности, надо научиться решать последствия этой безалаберности.
И я стал решать последствия забывчивости узбекских друзей. А для решения вопроса срочно требуется ну, хотя бы 10 тысяч долларов США. В наличии таких денег не было – всё в товаре. И ситуация сложилась такая, как будто ты в сейфе оставил миллион, и потерял ключи. А сейф твой описали за долг в сто долларов, и увозят в качестве залога. И, если, мол, во время не рассчитаешься, то сейф пойдёт на металлолом, на переплавку…
Катастрофа! Надо срочно найти денег! Я лихорадочно вновь и вновь перелистывал блокнот и названивал по всем своим москвичам – но, тщетно! Никого нет, и будут не скоро! Как вдруг, на одном листке обнаружил очень давнюю, судя по затёртости, запись с московским телефоном с симпатичным и редким русским девичьим именем – Ива!
Кто это? В романтические приключения вроде не ударялся, но ведь телефон с именем то записал! Может быть, если позвоню и поговорю – вспомню? А что я теряю? И я, помучившись в воспоминаниях, позвонил. Там ответили, и по фоновому шуму на том конце телефонного провода, я понял, что это обычное общежитие. Плохо!
- Общежитие! Вам кого?- Спросила вахтёрша.
- Иву можно?- С надеждой спросил я, и услышал, как моя просьба эхом понеслась по коридору общежития разноголосьем жильцов, что живо напомнило фрагмент из фильма «Москва слезам не верит».
Этот факт навёл меня на мрачные размышления, который прервал спокойный голос в трубке:
- Слушаю Вас! Кто это?
- Привет! Как жизнь? Как дела?- Бодро начал я (…Поговорю - вспомню! ...Может быть!)
- Нормально! Так всё-таки с кем я говорю?- Так же спокойным голосом ответили на другом конце провода.
- Да ты что, не узнаёшь, что ли? – Развязно продолжил я.
- Мужчина! Или представьтесь, или я кладу трубку!- Безаппеляционно произнёс спокойный голос.
Смутно соображаю: «А если я с ней знаком в каком-то отрицательном свете, то имя моё может вызвать ещё более отрицательную реакцию. Но мне срочно нужны деньги, и если есть запись в блокноте, то это не просто так было. Надо встречаться!».
- Короче, так, Ива! Есть срочная необходимость встретиться! Дело горит!
- Так мы знакомы?- Задал вопрос голос в трубке.
- Конечно!- Твёрдо и уверенно ответил я.– А иначе чего бы это я тебе звонил?
- Так Вы не хотите назвать своё имя?
- Имя! Имя!- С досадой и строго ответил я.- Да ты навряд ли меня помнишь по имени! Твой телефон ребята дали, когда мы тебя подвозили!- Сымпровизировал я.
- А какие ребята?
- Слушай! У меня дела горят! Ты что тут мне за допрос устроила? А ребята – это Игорь с Ахмедом (в таком случае, лучше вот так – вразброс, русское с азиатско-кавказским!). Они сейчас в Африку на сафари умотали!- Ляпнул я первое попавшееся в голову.
- Игорь? Ахмед? Африка? Странно! Ну ладно подъезжайте, поговорим, и какие такие ребята выясним,- сказала она.
- А куда подъехать-то?- Задал естественный вопрос я.
- Если вы меня подвозили, то должны помнить,- настороженно ответила она.
- Слушай! Я тебе что, Штирлиц, что ли, всё запоминать? Ехали, довезли. Где, куда, откуда – я что, должен помнить?- Повышенным тоном «наехал» я.
Голос в трубке задумчиво вздохнул, и, поколебавшись, она объяснила, как к ней проехать. Через час я прибыл на место, и увидел самое худшее подтверждение моим догадкам – рядовая студенческая общага. И я здесь не был! Это место мне абсолютно не знакомо! Ну, ладно! Может быть - увижу, и вспомню? Я вошёл в общежитие, спросил её, и стал ожидать. Через некоторое время дежурный студент пригласил меня в комнату, которое было оборудовано под некое подобие кабинета. Ин-те-рес-но! Так всё-таки, это какая-то бизнес-леди?
 Чуть погодя в комнату вошла молодая симпатичная особа, весьма молодого возраста, где-то двадцати двух-двадцати трёх лет, и совершенно мне незнакомая! Кто ты, милая моя? И откуда у меня твой телефон? Девушка пристально и внимательно рассматривала меня и тоже молчала. Видимо она думала о том же самом, о чём размышлял и я, в тот момент. Дальше «городить огород» не имело никакого смысла – я её увидел, и это для меня ничего не решало, и не спасало в моей проблеме.
- Так я слушаю Вас,- произнесла она.- Так какие ребята дали Вам мой телефон? И кто это Игорь и Ахмед?
Я раздумывал недолго, и, вынув свой блокнот, показал на сделанную мною, не мною запись:
- Видите?- Уже вежливо и не развязно я обратился к ней.- Есть запись, значит, мы знакомы. Может быть заочно, но - знакомы. А у меня безвыходная ситуация, и на данный момент в Москве Вы единственная, кто ответил на мой телефонный звонок, потому что все остальные отсутствуют, ввиду летних отпусков. А у меня аховая ситуация и мне срочно нужно найти хотя бы десять тысяч долларов США!- И я рассказал ей про вагоны на железнодорожной станции, про товар стоимостью в несколько сотен тысяч долларов США, про прокуратуру и т.д.- Вот, смотрите, есть железнодорожные накладные. И чтобы всё решить мне нужно десять тысяч долларов США! Срочно! Займите, на любых условиях! Срочно!...
Ива внимательно выслушала меня, и осторожно сказала:
- Извините за бестактность, Вы, конечно, производите приятное впечатление… внешне. Но… вы адекватны? У Вас там, всё в порядке?- И она ткнула своим пальцем себе в висок.
- Я не сумасшедший! Да, я понимаю, что всё это выглядит не то, чтобы странно, а весьма дико, но сейчас мне некогда думать о таких мелочах! И я действительно стану сумасшедшим, если не вытащу свой товар… Мне нужно десять тысяч долларов США! Срочно! И вот же есть запись в блокноте с Вашим номером…
- Позвольте взглянуть,- осторожно сказала она, с опасением поглядывая на меня.
А, рассмотрев эту самую запись в блокноте, она ненамного задумалась и, просветлённо так, спросила:
- А вы случайно не тот сумасшедший бизнесмен, который оказал услугу моей сестре в Киргизии, два года назад?
И я хлопнул себя по лбу! Как я мог забыть? Хотя за такой период времени – не мудрено… Два года назад, я, мотаясь по необъятным просторам СССР, собирал информацию и согласовывал проект по своей новой технологии. И волею обстоятельств заехал в Киргизию в г. Бишкек, и там где-то, у кого-то случайно познакомился с одной девушкой, которой оказал важную для неё услугу. Эта услуга была незначительной для меня, в части затрат, и в благодарность от этой моей щедрости, девушка та записала в мой блокнот телефон. Сестра у неё в Москве проживает. Занимается каким-то бизнесом. Если что – позвоните, мол, может быть в чём-то и поможет…
Великая сила Провидения! Чудны твои дела, Господи!
Только что, я сидел перед этой совершенно незнакомой мне девушкой, и чувствовал себя самым последним идиотом на всей нашей грешной земле, из-за разыгранного мной представления. И вот, сейчас, стал самым близким и доверенным лицом! А через час, я уже ехал решать все свои проблемы с деньгами в кармане, сумма которой во сто крат превышала ту сумму, которой я два года назад так, без корысти и умысла одарил также совершенно незнакомому мне человеку!
…И это всё по-нашему! Да! По-нашему…