Super2

Эмиль Петросян
АРТ

- истинное, подлинное искусство, а также особая форма мироощущения, преломляющая внешний и внутренний миры в призме эстетического восприятия, характеризующегося запредельной работой воображения.
Источник: Арт-Библия, Книга премудростей Эмиля Петросяна, Глава 3, стих 16.

АРТ-ХАУС, МАНДЕРГРАУНД

- квази-серьезное искусство, приспособленное для удовлетворения вкусов публики с уровнем интеллекта чуть выше среднего; произведение сомнительной эстетической ценности с претензией на гениальность.
Источники: Собрание пустых фондов лондонской киноакадемии, медиа-триптих "Арт-хаус, арт-флэт и арт-дача", 1992г.

БАГАЖ

- сумма всех ощущений и знаний, включая ощущения и знания прошлых жизней и снов. Одним из огромнейших пластов художественного багажа является опыт непережитого, включающий в себя ощущения от неприкасания, впечатления от невидимого, переносы акцентов с приоритетов на второстепенное и наоборот, воспоминания о не имевшем место, вольная трактовка фактов и идей, преумножение сущностей без необходимости и т.п.
Источник: Ж.Бодрийар, Ж.Лакан, У.Эко, Принцип бритвы Петросяна в современном мире, Лондон, 2003г.

КОСМОПОЛИТИЗМ

- тезис, идущий от киников (панков древнего мира), согласно которому, бороться с абсурдом социальной действительности можно только через создание контр-абсурда. Контр-абсурд не может иметь национальной принадлежности. Творческий человек стоит над понятием географических, хронологических и ментальных границ, он живет на белом свете, его деятельности имеет отношение только к вечности, а его ум призван пробуждать общественное сознание от сна маразма повседневности и посредственности.
Источник: Без Автора, "Без названия", без места издательства, без даты.

КНИГА ПРИРОДЫ

- восходящее к древности представление о мире природы как некоем "тексте", подлежащем "чтению" и толкованию. Уже позднеантичная астрология уподобляла звёздное небо письменам, содержащим некоторое сообщение. Средневековое христианство видело в природе создание того же самого Бога, который раскрыл себя людям в Библии; отсюда вытекает известный параллелизм природы и Библии как двух "книг" одного и того же автора (природа - мир как книга, Библия - книга как мир).

ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ

- собирательный термин, характеризующий все то, что делает в поэзии Эмиль Петросян.

****ЛОН

- непрерывная цепь проблем, которые надо неотложно решать.
Источник: Э.Петросян, "Практика ****лона в Москве", Практическое пособие для приезжих и особенно местных, мыслепоток за два дня до выселения из съемной квартиры в Бибирево, 2004г.

СИНДРОМ КАБЕРИИ

- неискоренимая вера в доброту человека. Свойствен наивным людям, какими художники, преимущественно, и являются. Наивные черты характера формируют две одновременные и в то же время взаимоисключающие установки на внешнюю среду - стремительно развивающаяся мизантропия и поголовное доверие людям.
Источник: Э.Петросян, курительная акция "Балкон" с участием Леонардо да Винчи в виде книжки, квартира на Бескудниковском бульваре с окнами на непрекращающуюся автомобильную пробку, Москва, 2006г.

ДЕНЬ СУРКА

- бесконечно повторяющийся серийный поток унылых будней. День Сурка характеризуется практически полным совпадением с подобным днем Сурка вчера или позавчера. Родственен идее всемирного ксерокса, печатающего дни один за другим, пока не кончится картридж. Непродолжительное отсутствие дня сурка говорит именно о моменте смены картриджа. Как только картридж меняется, день сурка возобновляется с новой силой на новом витке спирали. Периодичность смены картриджа - 1 раз в месяц. В идее всемирного ксерокса прослеживаются отголоски менструационных ритуалов древнего мира.
Источник: Э.Петросян, Это ужасно: все дети похожи друг на друга! в книге "Однолицые люди с одинаковыми заботами", Москва - Нью-Йорк - Париж - Милан.

БЛОП

(бреет ли она ****у) - феномен мгновенной оценки женщины сексуально активным мужчиной. Степень бритости, или ухоженности, женских гениталий имеет колоссальное значение в сексуальном восприятии женщины мужчиной. Ср. "****а как корыто, да еще небрита". Вероятно, это происходит вследствие того, что вагина в мужском восприятии имеет довольно пугающий и устрашающий вид (vagina dentata). Многие в ней видят встречу с потусторонним миром (неслучайно многими средневековыми религиозными философами выдвигалась идея о том, что рай и ад суть одно и то же, а вратами в этот потусторонний мир является женское влагалище), бездну, в которую можно провалиться и из которой нет выхода. Ср.многочисленные анекдоты о мужиках, провалившихся в ****у и увидевших в ней целый город с улицами, зданиями и другими людьми.
Источник: Э.Петросян, Божественная трагедия, Часть 8, "Рай, обернувшийся адом", Венеция, 1310г.

КЦУНС

(какого цвета у нее соски) - первое поэтическое приближение к образу заинтересовавшей женщины. Цвет сосков женщины, как и цвет ее глаз, может очень много сказать о темпераменте женщины, а также о том, что она может от всех скрывать. Ведь, очевидно, что в отличие от цвета глаз, цвет сосков таинственен, спрятан от постороннего взгляда. Вероятно, именно это обстоятельство является причиной всевозможных мужских фантазий по поводу раскрытия через цвет сосков потайной сущности женщины, ее естества.
Источник: Женская грудь, энциклопедия в 118 томах, Вена, 1936г.

ХЛОДМ

(хорошо ли она делает минет) - мгновенная оценка сексуальной опытности и раскрепощенности случайно понравившейся женщины. Магическая сила минета и его влияние на эротическое возбуждение мужчины трудно переоценить. Возможно, это связано с экономией сил и энергии мужчины при половом акте (что особенно актуально, учитывая прогрессирующую лень мужчины с возрастом), а также, разумеется, с неискоренимым сексизмом мужчины, желающего видеть подчинение женщины. Помимо этого, женщина часто ведет себя как ребенок - капризничает, требует постоянного внимания, уклоняется от ответственности и принятия решений. В этом свете, минет, в мужском восприятии, является реализацией сосательных рефлексов женщины.
Источник: А.Шопенгауэр, Минетологический анализ женщины, Берлин, 1820г.

ВТЖ (ВЕЛИКАЯ ТАЙНА ЖЕНЩИНЫ)

У каждой женщины есть своя тайна. Это связано с природной скрытностью женщины, даже несмотря на возможную радикальную экстравертность. С точки зрения мужчины обычно различают три основные тайны женщины:
1) кто был ее первым сексуальным объектом без сексуальной связи;
2) сколько ей было лет, когда она вступила в первую сексуальную связь, и кто был этот человек;
3) сколько всего у нее было мужчин, и как варьировался их возраст.
Однако следует особо отметить, что тайн у женщины великое множество. И не известно, какую из этих многочисленны тайн она считает по-настоящему Великой, довлеющей над всей ее жизнью.
Источник: В.Райх, Великая тайна женщины как великая тайна ее поведения, Нью-Йорк, 1945г.

СТОП-КРАН

- психическое состояние, когда хочется все остановить, поскольку дальнейшее развитие в данном ключе может привести к непоправимому (гибели). Зачастую возникает на работе, которая не приносит никакого душевного удовлетворения. В этих случаях важно остановиться, сделать паузу. Я, как правило, в этой ситуации выхожу на улицу, выглядываю в окно, заглядываю с зеркало, ухожу пить чай, отключаю телефон и т.п.
Источник: Справочник по противодействию безумию окружающей жизни безумием собственной жизни, Зальцбург, 1993г.

ВГП

(все говно позади) - 1) кратковременное состояние, когда кажется, что все говно осталось позади; 2) вера в то, что рано или поздно наступит день, когда все говно останется позади.
Источник: надпись на заборе "Будущее - шоколадно!", Москва, бульварное кольцо, 2009г.

БО-БО СИНДРОМ

- состояние тяжелой тоски и невыносимой скуки, сопровождающее человека после увеселительной прогулки или насыщенного впечатлениями мероприятия, на котором, как правило, присутствовало огромное количество красивых и сексуальных девушек; остаточный эффект от состояния влюбленности. Тяжелые формы бо-бо синдрома наблюдаются в случаях, когда во время увеселительного мероприятия испытуемому доводится вести непринужденный флирт с чрезвычайно понравившейся ему девушкой или девушками без какого-либо физического контакта с ними. Разновидность состояния, более известного в парапсихологической науке как "плач по ****е".
Источник: Эмиль Петросян, Практическое руководство: как выйти из бо-бо синдрома, галлюцинация № 837.

ШКОЛА СЧАСТЬЯ

- вера в то, что где-то есть прекрасная школа, где учатся прекрасные ребята, а не такие дебилы, как в твоей школе. Архетипом "школы счастья", как правило, являются школы для старшеклассников в американских подростковых фильмах (как в фильме "Американский пирог").
Источник: Э.Петросян, "OFFice: исследование офиса на материале волшебной сказки", Москва, 2011г.

ЖКЗ, ЗАДНИЦЦА

(жутко красивая задница) или Задницца (эмфатическое двойное "ц", характеризующее вкусность, отголосок слова "пицца") - Задница, которая долго не выходит из головы, врезается в память на определенное время или навсегда. Иногда ЖКЗ может стать задница, которую видишь постоянно, но вдруг тебя словно осенило - то ли освещение, то ли одежда, но факт остается фактом, эта задница будет впредь довлеть над твоей психикой. Возможно, это ненадолго появившийся истинный лик всемирной истины, глубинной сущности бытия. Ср. с жопой-поводырем и тезисом о возможности познании истины только через сексуальное возбуждение.
Источник: сборник статей "Красивая жопа как движущая сила прогресса", Прага, 1968г.

ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ

- личность, претендующая на оригинальность, но таковой не являющаяся. Многие люди ни на что не претендуют, и этим они прекрасны. Что же касается посредственностей, то их засилье всячески пресекает социальное признание истинно творческой личности.
Источник: Э.Петросян, Э.Роттердамский, "Мир, в котором все делается дураками и для дураков", 1502г.

ФИКТИВНЫЙ АГЕНТ

- вымышленная личность, вносящая свежую струю в какой-нибудь коммуникативный процесс. Например, фраза в книге отзывов Музея Современного Искусства на Петровке - "Киса и Ося были тут". Существует две разновидности фиктивного агента - открытого и закрытого типов. Открытого типа - когда фиктивный агент всеми игроками принят в игру, а закрытого - когда игроки не догадываются о реальном несуществовании фиктивного агента и воспринимают его всерьез.
Источник: Исследовательский грант №25-59703 европейского союза искусствоведов, "Эмиль Петросян как нефиктивный фиктивный агент", Брюссель 2025г.

ОТЧ

(одаренно тупой человек) - в современном обществе существуют просто тупые люди, а также одаренно тупые люди, очаровательные в своей тупости. Классикой ОТЧ являются актерские работы в кино Михаила Кокшенова и Виктора Ильичева.
Источник: Подарочное издание "Золотой век дебилов", Санкт-Петербург, 2010г.

БЕЗВОЗРАСТНОСТЬ, ЭЙДЖ-ФРИ

- стремление современных представителей среднего и высшего класса, приложив все силы и возможности, выглядеть в любом возрасте (начиная где-то с 15 лет и почти до 70) одинаково молодо и свежо. Характерные приемы: молодежная дизайнерская одежда, склонность к непринужденному, не отягощенному проблемами общению, разная степень социальной безответственности, инфантильность, тотальное поклонение всему либо полное отсутствие авторитетов и т.д.
Источник: газета "Всемирные новости", полемическая статья "GQ как говно", №14, 2065г.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ

- 1) манипуляция государственного аппарата, направленная на формирование удобного ему общественного мнения; 2) набор психотехнических приемов, призванных притупить ощущение реальности происходящего у рядовых граждан. Проявляется, в первую очередь, в культивации мифов "все равны перед законом", "чего хочет большинство, того хотят все", "все делается ради общего блага", "государство есть Родина, поэтому оно всегда хорошее" и т.д. Это приводит к тому, что в массе повсюду господствует заурядность, посредственность и тупость.
Источник: Массовое сознание, без даты.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

- нечто, что принимается правительством и подлежит выполнению многими (или всеми). Причем, по существу, никто не знает, о чем действительно идет речь, какова цель требуемых действий. Ясно одно, - если законы принимаются, значит это кому-то выгодно. Исходя из этого, гражданин пребывает в смятении, не зная, зачем ему это надо выполнять. Поэтому каждый сам находит легенду для оправдания навязанных ему действий со стороны правительства. Государство же, для безоговорочного усваивания своих социальных команд, всегда стремится к поддержанию своей монополии на различные формы применения насилия.
Источник: Массовое сознание, без даты.

ПРЕЗИДЕНТ

- персонификация власти, главный народный актер страны. Как правило, появляется с мужественными речами и суровым лицом. Постоянно делает вид, что владеет любой ситуацией, хотя в глубине души, сам не знает, чего он хочет, и, по сути, предоставляет делам идти своим ходом. Отличается постоянным декларированием прописных истин, выдавая их за откровения.
Источник: Массовое сознание, без даты.

ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ

- гипнотическое воздействие, оказываемое на человека изобилием товара (например, в торговых центрах), в результате чего возникает непреодолимое желание скупить все увиденное (зачастую, вовсе ненужное).
Источник: Э.Петросян, шопинг-хэппенинг в Торговом Центре "Охотный ряд", четыре футболки, пара ботинок, кроссовки, пара джинсов, джинсовая куртка, толстовка, пара офисных брюк, три галстука (не купил), часы (не купил), три пары туфлей (не купил), глянцевый футбольный мяч (не купил), октябрь 2010г..

СПОРТ

- прививка энергии в истощенную и одурманенную жизненными проблемами человеческую массу. Данная мера реанимации производительной силы масс достигается вовлечением в демонстрацию жизненной силы. Симптоматично, что подавляющая часть спортивных болельщиков страдают лишним весом. Спорт как проявление жизненной активности, физической (и в первую очередь, сексуальной) состоятельности прочно укоренился в сознании масс. Поэтому в представлении современного человека, если человек не занимается спортом, то он, как минимум, должен интересоваться им.
Источник: Э.Петросян, тост "Я - чемпион мира", Ереван, застолье, 30.09.2003г.

АНГЕЛ

- всегда вестник назревающего счастья. Увидеть ангелоподобное существо в толпе - к удаче. Часто ассоциируется с ангелоподобной девушкой, которой обычно, в силу своего нежного возраста, приписывается невинность и неопытность во всем. Однако именно такие девушки проявляют чудеса жизненной искушенности и сексуального мастерства, иллюстрируя собой наиболее животрепещущий в эротических играх принцип "низвержения идеала". Источник: Э.Петросян, акция "Сегодня ночью я спал с ангелом", Москва, 2005г.

ДРИМ-ВУМАН

(dream woman) - женщина (обычно из круга общения), которая появляется в эротическом сне, оставляя после своего появления во сне какую-то глубинную и болезненную ностальгию, которая может длиться в реальной жизни от нескольких часов до нескольких лет. Характерно то, что до первого сна с появлением дрим-вуман отношение к реальному прототипу вполне спокойное. После же сна, оно в значительной степени меняется. Ибо совместный эротический опыт во сне воспринимается реалистичнее и интимнее реально произошедшего.
Источник: Э.Петросян, Нить Ариадны и Минотавр сна, 6-ое измерение.

МЕГАТУПОСТЬ, ДЕБИЛОИДНЫЙ ДУУМВИРАТ, КОКШЕНОВ-АРТ

- высшая степень проявления тупости. Термин иллюстрирует творчество двух актеров советского кино, гениально воссоздавших на экране пиковую тупость обывателя, - М.М.Кокшенова и В.Г.Ильичева. См.также ОТЧ. Следует также отметить, что характерной особенностью мегатупости является ее востребованность в обществе. Носители мегатупости делают себе неплохую карьеру, имеют хорошую семью и занимаются любимым тупым делом. Они счастливы в своей тупости. И это, несомненно, делает им честь.
Источник: флеш-моб "Первоклассные дебилы", на территории города Москва, 2009г.

ГВОЗДЬ В ЖОПЕ

- мнение обывателя по поводу творчества услышавшего это суждение художника, с которым данный художник категорически не согласен.

ГВОЗДЬ В ЖОПЕ МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ (ГВЖМ)

- оригинальное негативное мнение по поводу творчества услышавшего это суждение художника, с которым данный художник, к своему несчастью, согласен.

ФФ, ФИАСКО ФЛИРТА

- эмфатический флирт, необходимый для раскрепощения воображения художника, который воспринимается объектом флирта как реальная интимная ситуация. В результате данной ситуации объект флирта начинает настаивать на сексуальной связи, и после отказа, начинает ненавидеть художника.

АФИЛ

- человек, не способный любить, не испытывающий глубоких чувств. Трудно поверить в существование подобных людей, пока по-настоящему не встретишься с ними.

О-ФИШКА

- нечто, совершенно не участвующее в процессе, но каким-то магическим образом влияющее на него. Например, мои солнцезащитные очки, которые я одевал во время записи музыкальных произведений.

ART-ARMY

Движение, основным и единственным участником которого является Эмиль Петросян.
Источник: Эмиль Петросян, Манифест "ART ARMY", произнесенный им во время ланча 5 сентября 2005г.

ПОЛНАЯ ЖОПА

Состояние, когда так же хорошо, как и плохо. Объясняется фрейдистским представлением о мазохизме как садизме по отношению к себе.
Источник: Эмиль Петросян, Экономические тетради 2004-2006гг., Часть 8 "Как я провел лето в полной жопе", Москва, 2007г.

НУЛЕВОЙ МЕССИДЖ

Сообщение, не нашедшее своего адресата. В данном случае, сообщение может быть вполне насыщенным содержанием и интеллектуальной ценностью, однако не найдя своего адресата (потребителя), оно молчит. Из теории информации известно, что нет реципиента - нет мессиджа. Поэтому нулевой мессидж впадает в состояние анабиоза и циркулирует по ноосфере, ожидая своего часа. Благодаря той особенности нулевого мессиджа, сегодня мы наслаждаемся произведениями давно умерших и не известных при жизни гениев.
Источник: Э.Петросян, мысль в троллейбусе "Не знаю, каким образом я пложу эти нулевые мессиджи. Наверно что-то сбилось в настройках!", Ереван, 1999г.

ART-РОДНИК

Все, из чего можно черпать вдохновение, кладезь символов и развертывающихся идей.

НИЗКОКАЛОРИЙНАЯ ****А

Вынужденный сексуальный объект. Как правило, не соответствует сексуальным предпочтениям сексуального субъекта, но "срабатывает" вследствие зашкаливания либидо.

ТЫНЕБРИТ

Классическая бессознательная отмазка женщин, не желающих вступать в петтинг либо половой акт на текущий момент времени. Преимущественно, это делается в целях ухода от нежелательного по объективным (хотя возможны, конечно, и субъективные причины, поскольку жесткость небритой щетины вызывает неприятные ощущения и раздражения на нежной женской коже) причинам (например, менструации, проблемы с пищеварением, запах изо рта и т.п.) полового акта и для того, чтобы зафиксировать в своем сознании маскулинность мужчины до следующего раза. При следующей благоприятной (по объективным причинам) встрече тактика "тынебрит" позволит женщине быстрее "разогреться".

ТРИП

Путешествие вглубь своего сознания, мистический опыт, когнитивный скачок. Является ядром всякого истинного творческого процесса и явным признаком выхода за пределы когнитивных структур в чистую интуицию. Сопровождается распутыванием пространства-времени и геометрической прогрессией образов, символов, цитат, звуков, цветовых ощущений.
Источник: Э.Петросян, мысль № 293 438 548 350 "Я попал в паутину интуиции, и она высасывает из меня мозг!", Ереван, 1995г.

МОДЖО

Самое главное; ядро витальной энергии объекта; главная изюминка; то, что делает осмысленным все остальное.
Источник: Э.Петросян, Сборник лучших снов, 1988-2010г.

ЦВЕТОАУТЕНТИЧНОСТЬ

Способность художников (преимущественно живописцев) улавливать цвета и оттенки, недоступные человеческому зрительному восприятию. Причем, восприятие обычных цветов у художника и среднестатистического человека значительно отличается. Обнаруживая на себе тот факт, что зрение художника и восприятие им светового спектра не совпадает с "нормальным" восприятием цвета поначалу шокирует творческого человека. Затем к нему приходит понимание того, что все его органы чувств обострены и именно это способствует обнаружению прекрасного, которого в чистом виде в природе не существует. Ибо восприятие социумом прекрасного возникает именно через усваивание культурных матриц, создаваемых художниками.
Источник: Э.Петросян, Сборник сатори "Срывая цветок цвета и поднося его к мысли", 1993-1999гг.

НЕОИЕРАТИКА

Самопроизвольные рисунки, которые рисуются бессознательно во время основного занятия (например, на совещаниях, на лекциях, при разговоре по телефону, при просмотре фильма или телепередачи и т.п.). Сперва, мы рисуем линию или любую другую геометрическую фигуру - круг, зигзаг, квадрат, овал и т.д. А потом эта первоначальная фигура обрастает деталями, линиями, узорами, точками, прочими геометрическими фигурами. Таким образам, изначальная фигура растет, изменяется и спонтанно возникает рисунок. Этот рисунок является, своего рода, слепком эмоционально-психического состояния рисующего субъекта, проекцией его состояния вовне.
Источник: Э.Петросян, Сборник рисунков на строительных совещаниях в период с 2005 по 2010гг.

МУЗА

Девушка, женщина, вдохновляющая художника, являющаяся топливом для его творчества. Обычно художник избегает сексуальных отношений со своей музой, несмотря на то, что испытывает жгучее влечение к ней, постоянно окружает ее заботой и искренне боготворит ее. Секс демистифицирует музу, "размагничивает" ее. Муза является неотъемлемым атрибутом культуры филофилии.
Источник: Э.Петросян, Практическая филофилия: сборник задач, Москва, 2016г.

БИОМАССА

Подавляющая часть общества, исповедующая и преследующая только материальные ценности, особенно концентрируясь на низменно-бытовых и физиологических. Особенность существования во взаимодействии с биомассой такова, что ты сталкиваешься с ней ежедневно по тысяче раз и каждая такая встреча опасна и во многом смертельна. Биомасса - это система, матрица, каждый элемент которой содержит энергию всего гигантского организма.
Источник: Э.Петросян, Практический курс выживания в биомассе, Москва, 2013г.

ЧЕРНАЯ ****Ь, ****УНЬЯ

Женщина, пытающаяся привлечь внимание художника через негативную критику его работ. Такая женщина, как правило, является малопривлекательной и недалекого ума. Однако ей хватает ума понять, что привлечь его внимание к себе никаким другим способом, кроме как задеть предмет своей страсти за живое, у нее не получится.

ЧЕЛОВЕК НА ВЕЛОСИПЕДЕ

(образ из пьесы Э.Петросяна "Чемоданное настроение") человек, не имеющий к ситуации не малейшего отношения, однако постоянно в ней присутствующий; человек, появившийся неизвестно откуда и так же неизвестно куда потом исчезнувший.

ДИСГРЕЙС

- активное (репрессирующее) непонимание, порицание, преследование, навязанный позор, искусственно создаваемые примитивным консервативным обществом с целью загубить очередной творческий прорыв, пробуждающий людей от сна рутинной и репрессированной обыденности.

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПОДВИГ

Средство борьбы с Дисгрейсом.

ПАНСИМПЛИЗМ

Тезис, согласно которому все предметы просты. Сложность проявляется только в их структуре, в синтаксисе. Взаимодействие - вот причина образования сложностей. Сложным не может быть предмет, сложным является ситуация. То же самое можно сказать о человеке. Человек прост до тех пор, пока не ясна его ситуация.

ВООБРАЖАЕМОЕ И РЕАЛЬНОЕ

Две основные модальные формы бытия. Чем человек более творческий, тем тоньше грань между двумя этими мирами. Зачастую происходит взаимопроникновение и полное смешивание этих миров. Следует также отметить, что всякий творческий человек - это ощущения. Он может принимать их в готовом виде, а может синтезировать из них новые через воображаемое. Именно возможность синтеза новых ощущений отличает творческого человека от всех остальных.

"В ЧЕМ УГОДНО МОЖНО РАЗГЛЯДЕТЬ ЧТО УГОДНО"

Одна из основных аксиом авангардного изобразительного искусства.

ВТОРОЙ АГЕНТ

Персонаж заднего плана, выдвинутый на передний план замыслом художника. Таковы, например, фотографии, в которых основное внимание обращается не на людей, которые фотографируются на переднем плане, а на людей второстепенных планов и неподозревающих, что их снимают.

РАДИКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС АКЦЕНТА

Прием в произведении или ситуации, при котором роли меняются на противоположные и доводятся до абсурда. Например, сцена в фильме "Шестой элемент", где суперагент, узнав, что закусочную захватили террористы, врывается в нее и начинает защищать террористов от заложников.

ДЖАМП

Ситуация, при которой внешний фактор изменяет характеристики процесса, однако не меняя его сути. Например, мелодия, прослушиваемая в наушниках в метро на фоне высокого шума, меняет тональность.

ART SAINTNESS

Свойственное художникам ощущение себя святым. Термин берет свое начало в тезисе "искусство - это поиск чего-то святого". Каждый истинный художник периодически ощущает себя святым. Это происходит через ощущение притока извне колоссальной преобразующей энергии.

YETI-HAPPINESS

Долгий и мучительный поиск счастья.

МЕТАЭНЕРГИЯ НОН-КЛАССИКИ

Тезис, согласно которому произведение искусства является таковым до тех пор, пока оно не стало классикой. Ибо произведения, ставшие классикой, так часто препарируются, изучаются, цитируются, обсуждаются и т.п., что теряют свой метаэнергетический заряд. Исключения составляют очень немногие произведения, в которые, по-видимому, заложена колоссальная метаэнергия.

МЕТАЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЗАРЯД, ПЕРИОД РАСПАДА

Энергетический заряд, инерция, которые придаются произведению искусства в момент творения. Чем больше данные произведения юзаются (изучаются, цитируются, обсуждаются), тем в более отжатом состоянии находится данное произведение искусства. По сути, данные произведения отмирают быстрее срока, заложенного художником при формировании данного произведения искусства.

ЦЕНТР ТОПОСА

Место, куда стремишься и потихоньку к нему продвигаешься. Центр Топоса может изменяться в разные периоды жизни человека. Основная же его характеристика - место, в котором можешь почувствовать себя счастливым.

НАЙС-ШАЙС

Милые интересные люди, но бездарные художники.

ПСИ-БАЛЛАСТ

Произведения художника, которые получили общественное признание и нравятся очень многим, однако совершенно не нравятся ему самому. И никогда не нравились (при осложненном пси-балласте).

БОЗ-ОБЪЕКТ

- (от арм. Боз - шлюха, нравящаяся всем) произведение искусства, которое, несмотря на свою высокоинтеллектуальность, нравится всем. Феномен данного явления до сих пор плохо не изучен. Крайне трудно понять, каким образом, при бытующем в обществе гигантском различии эстетических пристрастий, можно создать произведение на пересечении всех вкусов. Образцы таких произведений встречаются у Баха, Моцарта, Пушкина и некоторых современных деятелей культуры. Некоторые связывают успех боз-произведений с классицизмом и его тягой к поиску высшей гармонии, базиса эстетического.
Источник: Эмиль Петросян, Мемуары "Как я искал философский камень (рецепт боз-объекта)", Музей современного искусства, Нью-Йорк, 2054г.

ДИВЕРГЕНЦИЯ

- тезис, согласно которому любой линейный процесс в любой точке своего развития развивается в двух противоположных направлениях: к началу и к концу. Точно так же, и жизнь синхронно развивается как к началу, так к концу. Дивергенция свойственна особо сложным для неподготовленного реципиента произведениям, где синхронное и равноправное развитие двух противоположных эстетических явлений создает особый фон хаотического. Необходимо также отметить, что таких биполярных эстетических фонов в произведении может быть неограниченное количество.

ИМПРИНТИНГ

(от англ. запечатление) фиксация в памяти на ранней стадии развития (преимущественно в детстве) ярких образов, которые в дальнейшем будут довлеть над восприятием субъектов и объектов окружающего мира во всей последующей жизни.
Источник: Э.Петросян, "Мое детство среди жопастых маминых подруг", Москва, 2045г.

БИНОМ, ТУПИК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО

Состояние мучительного выбора между любимой, а также страстно желаемой женщинами. Усугубляется синхронным накалом и затуханием отношений как с одной, так и с другой. Предполагается жесткая зависимость между отношением субъекта к двум данным женщинам: чем больше нравится одна, тем больше нравится и другая, а также наоборот.

ЛЕСТНИЦА ВИТГЕНШТЕЙНА

Знание, изменившее дальнейшую жизнь; знание, после которого уже невозможно вернуться к предыдущему состоянию ума. Термин возник со слов Л.Витгенштейна о том, что тот, кто поймет его "Логико-философский трактат", подобен человеку, забравшемуся на головокружительную высоту и отбросившему лестницу.

ДИСКРЕТИКА

Наука о прерывистых формах существования (сексуальное желание, созерцательная деятельность, вдохновение, социальные обязательства и т.д.).

МИФОМАН

Человек, делающий из всего историю, миф. Как правило, данный дар свойственен человеку с очень хорошим чувством юмора и крайне неординарным воображением. См. Э.Петросян, Мерцающие слоны, Книга 5, часть 8, стих 16.

ФИЛОМАН, КАТАРСИС-МЭН

Человек, стремящийся находиться в перманентном состоянии бурной, страстной, всепоглощающей любви (как правило, неразделенной или искусственно приведенной к состоянию неразделенной).

СОФОМАН

Человек, исповедующий радикальную форму техники остранения и создающий "непролазные горы там, где другие проходят ровно и спокойно" (И.Кант).

ТЕХНИКА ОСТРАНЕНИЯ

Техника, впервые выделенная и изученная В.Шкловским, состоящая в природной способности творчески одаренных людей воспринимать обычное как странное, диковинное, потрясающее.
Источник: Э.Петросян, Х.Л.Борхес, Метафизические исследования, т.12, "Стол как слон, окно как ведро", без даты.

ТОЧКА ГЕНЕРАЦИИ

Человек, предмет или ситуация, создающие импульс к развертыванию образа.

СХЕМА НООЭНЕРГИИ

Структура ветвления, развития мысли. Различают, преимущественно, две подобные схемы: первосхема и схема конца.

ПЕРВОСХЕМА

Первоначальный план, исходная точка, ментальный подмалевок, замысел произведения, изменяемый художником до неузнаваемости (пикассовский тезис создания картины как результата последовательных разрушений), однако составляющий в дальнейшем невидимый каркас произведения.

КОМПЛИТ-СХЕМА

Финальный контент, точка кипения произведения, когда дальнейшее его преобразование приведет к его уничтожению.

ДЕМАРКАЦИЯ СХЕМ

Разница между начальным и конечным результатом произведения (между первосхемой и комплит-схемой). Как правило, не поддается осмысливанию и воспринимается только интуитивно. Необходимо для вскрытия эволюции (биографии) произведения.

ВПЕРВЫЕ-БЫТИЕ

Новый опыт, первые впечатления от незнакомой ситуации; что-то, что пробуешь впервые.

АНАЛИЗ ТРИАДЫ

Мыслительный процесс, сопровождающий всякую эстетическую оценку, заключающийся в соотнесении и попытке найти корреляцию между красотой, добром и истиной. В реальности обычно оказывается, что красота приносит лишь горе и проблемы, и она иллюзорна. Добро - банально и некрасиво, а зачастую и ложно. А истина - отвратительна и зла. Попытка добиться тождества триады в творчестве и реальной жизни, как правило, является необходимой жизненной потребностью всякого истинного философа.

СИНЕСТЕЗИЯ

Восприятие одним органом чувств раздражителей, воздействующих на другие органы чувств. Например, визуальные образы, возникающие от музыки; звуки, слышимые при созерцании чего-либо глазами; "трогать" глазами; "обонять" слово и т.д.
См. Э.Петросян, Как я потрогал красное за до-диез, Москва, 2010г.

ТЕКСТИНГ

Гипертрофированное стремление общаться и выражать свои эмоции и чувства не с помощью речи, а через текст (sms, чаты, блоги и т.д.).

АРТ-МЕЧТА

Бессознательное стремление художника не заниматься сексом с женщинами, к которым у него возникает гипертрофированное желание (наваждение, идефикс) с целью увеличить заряд либидо для его последующей трансформации в творчество.

ВАХТАНГОВ-СИНДРОМ

Синдром абсурдного подтверждения чего-либо через отрицание этого же самого. Например, разговор Эмиля Петросяна с дедушкой № 85 497:
- Ты знаешь, в честь какого армянина назвали театр на Арбате?
- Вахтангова, дедуль?
- Нет. Вахтангова.
САКРАЛЬНОЕ(магическое, озаряемое, карнавальное и т.п.) И ПРОФАННОЕ (ежедневное, рутинное, лишенное волшебства) СУЩЕСТВОВАНИЕ

Сакральное существование сопровождает всякую творческую личность, составляя основу его внутреннего мира. Характеризуется периодическим прорывом в реальность сквозь профанное (социально необходимое будничное) существование. Сакральное и профанное образуют два плана человеческого существования - соответственно, задний и передний. Отсюда дзенский принцип "видеть умом", заключающийся в развитии возможностей переноса фокуса с одного плана на другой, и тем самым, перемежая воображаемое с реальным.

ТОЧКИ ПРИТЯЖЕНИЯ, ГРАВИТАЦИОННЫЕ ТОПОНИМЫ

Городские памятники и места, у которых встречаются люди. Данные места обладают сильными гравитационными характеристиками, поэтому можно говорить о том, что каждый человек вращается на своей орбите, вокруг таких точек притяжения.

ВЕЩИНГ

Оригинальное использование вещи не по назначению.

ЖЮ (женский юмор)

Специфическое восприятие юмора у женщин, кардинально отличающееся от восприятия юмора у мужчин. Наиболее ярко выявить разницу в восприятии юмора у мужчин и женщин можно заставив их просмотреть картинки с кошечками и прочей маленькой живностью, которыми изобилует интернет и которые якобы смешны.

e

количество тупостей, сказанных человеком за час. Согласно закону Петросяна о единстве и борьбе тупостей, e является качественной характеристикой состояния ума оппонента.

t

постоянная тупости. Согласно закону Петросяна о переходе количественных умных идей в качественную тупость, t=5 тупостей в час. Это количество тупости, которое выдает средний человек за единицу времени. При e< t, человек умен, при e> t, человек туп.

ПОТЛАЧ

Пыль в глаза, мотовство ради демонстрации своих возможностей.

ЮВЕНИЛЬНОСТЬ

Мания омоложения, связанная с искусственным созданием либо продлением среднего возраста. Симптоматично, что ювенильностью охвачена совсем юная молодежь, которая уже в 14 лет стремится выглядеть как все взрослые и пытается поскорее вступить в возраст, когда все дозволено.

МЕССИДЖИЗМ

Тезис, согласно которому все истинные произведения искусства являются посланием (сакральным сигналом) всем последующим поколениям.

ПОДСЕКС

Придание сексуального подтекста (оттенков) в служебных отношениях.

ЭСКЕЙП

Третья и предпоследняя степень состояния, когда хочется послать все в жопу.

ГЕЙЗ

термин Ж.Лакана, который различал понятия look (смотрение) и gaze (взгляда, вглядывания). По Лакану, смотрение пассивно, с точки зрения того, на кого оно направлено. Взгляд же активен. Его ощущает объект на себе, он внедряется в существо объекта, преобразуя его. Таков взгляд художника, который через свой гейз зажигает людей и предметы, попадающие в его эстетический фрейм.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФРЕЙМ

Компактная исходная ситуация, из которой строится композиция дальнейшего произведения искусства.

АНТАЙТЛД, БЕЗ НАЗВАНИЯ

Исходное (хаотическое) состояние формулирования понятия, при котором смысл еще не явил себя, хотя все предпосылки его возникновения налицо.

ПЕРВЫЙ ШЕДЕВР

Произведение по-настоящему впервые до глубины души тронувшее своего автора. После этого он будет считать, что оставил след в мировом интеллектуально-эстетическом опыте.

ОТТОРЖЕНИЕ ВТОРЖЕНИЯ, СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Попытка реализовать воображаемое в материале реального (как правило, неудачная).

ПРОВАЛ В СЕБЯ

Экстремальное погружение в себя, связанное со спасением от угрожающего воздействия внешней жизни.

ОБРЕТЕНИЕ СВОЕГО АРТА

Обретение своего неповторимого оригинального видения после многих лет подражания другим. Это открытие своего индивидуального пути в искусстве, ощущение того, что есть неразрывная связь данного художника с результатом его творчества. Между ними словно существует нить, идущая из глубины его души и связывающая его со всеми своими произведениями. Это выход из лабиринта Минотавра.

ЛАБИРИНТ МИНОТАВРА, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ХАОС

Духовные искания, направленные на обретение счастья и гармонии с окружающим миром. Как правило, выходом из подобного лабиринта является аутентичное творчество.

АУТЕНТИЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Произведения искусства, устраивающие своего автора по форме, содержанию и смыслу. Творчество, за результат которого автору не стыдно.

ЭФФЕКТ ГРЯЗНОГО СТЕКЛА

Ощущение того, что даже яркие цвета реальности воспринимаются словно через грязное стекло. И, как следствие, попытка пробиться к интенсивному, настоящему цвету. Один из наиболее частых эффектов, сопровождающих ментально-сенсорный сеанс "воображаемое-реальное".

СЕАНС "ВООБРАЖАЕМОЕ-РЕАЛЬНОЕ"

Неосознанное, но постоянное соотношение "мира идей" (мира творческих актуальных сущностей) с "миром вещей" (миром реальных объектов), которое осуществляет художник с целью не отрываться окончательно от реальности, удержаться в ней.

ЗАВЕЩЬ

Продолжение вещи в ментальном измерении. Исходит из положения о том, что в этот мир все втиснуто наполовину, как в незакрывающийся чемодан. Поэтому все вещи имеют инфракрасный и ультрафиолетовый смысловой спектр. Именно это восприятие вещи в невидимом для остальных спектре формирует ее как завещь. Это как с комплексными числами, где мнимой частью вещи является сам воспринимающий субъект.

ПЕРЛОКУТИВНАЯ ГИЛЬОТИНА, "НУ И ЧТО?"

Фраза, являющаяся аннигилятором чуда. Произнесенная в момент творческого откровения одним из оппонентов, она способна обнулить как сам эстетический продукт, так и его создателя. Перлокутивная гильотина прекрасно описана Д.Хармсом в произведении "Четыре иллюстрации того, как новая идея огорашивает человека, к ней не подготовленного".

ГАНДЗИЛЛООБРАЗ, ГАНДЗИЛЛА и ШТОПАНЫЙ ГАНДЗИЛЛА

Три степени по мере усиления эффекта, характеризующие человека, являющегося источником раздражения для воспринимающего его субъекта.

МЕГАСПЕКЦИЯ

Одновременно всматривание вовне и внутрь.

АНТИРЕЧЬ

Речь, при которой говорится то, что не имеется в виду.

DR

Разность результатов того, что ты сделал и что ты замыслил. Однако в творчестве часто наблюдаются неаддитивные и синергические явления, при которых результат значительно превосходит сумму затраченных ментальных и физических средств, а также наоборот. Поэтому DR > 0 означает чудо, божественное вмешательство. Остальные же случаи на 90% являются провалом.

БОЖЕСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Понятие, выдвинутое Джулсом после серии неудачных выстрелов в него и Винсента Вегу с близкого расстояния в фильме "Криминальное Чтиво" К.Тарантино. Более точно - чудо, в котором явно угадывается почерк Бога.

ПИЛОРАМА

Трусы, которые натирают яйца. Различают пилораму трех видов: вертикальную (режущую по центру яиц) и горизонтальную (режущую нежную часть ноги, примыкающую к яйцам). Третий вид пилорамы имеет отношение скорее не к трусам, а к влагалищу партнерши. В этом случае страдают не только яйца, но и пенис.
Источники: Сборник статей "Вон из кожи", Москва-Париж-Лондон-Нью-Йорк, 2009г., Э.Петросян, Наполеон I, "Яйцеповал в Альпах", разрозненные записи разных лет, 1800-1812г.; Э.Петросян, шопинг-перформанс "Технология казни", хлопок 100%, Торговый комплекс "Охотный ряд", 2010г.

СЛОВО-ФИКСАЖ

Слово, привязавшееся к актору речи на некоторое время (от нескольких минут до нескольких недель) и заменяющее большую часть существительных, как правило, обозначающих предметы (субъекты и объекты) окружающего мира. Слово-фиксаж может быть бессознательно извлечено из газет, телепрограмм, ресторанного меню, фильма, рекламного слогана и т.д. Слово-фиксаж является своеобразным слепком ситуации, в рамках которой это слово и было извлечено. Любопытной особенностью данного явления обнаруживается то, что актор речи, при использовании слова-фиксажа, идентифицирует и интерпретирует вещи, исходя из своего настроения, а не их предназначения.
Источник: Э.Петросян, "Газоза ля Касерра как призма восприятия Барселоны", аэробус А-321, 2010г.

МОДЕЛЬ, НАТУРА

Воображаемый или реальный объект, с которого срисовывается изображение при создании произведений изобразительного искусства. Различают подвижную и статичную модель. В авангардном искусстве широко используется статичная модель, изображаемая как подвижная, и подвижная модель, изображаемая как статичная. В зависимости от художественных задач, стоящих перед художником, существует два основных подхода к роли модели:
1) полное безразличие к модели; натура является всего лишь предлогом для построения композиции живописных пятен и фактур; цвет переменный (меняющийся), самостоятельный, выступающий как главное действующее лицо; модель всего лишь характеристика Его Величества Цвета;
2) изображение модели с максимальной достоверностью; живопись как фиксация реальности; константный цвет, выступающий характеристикой модели, ее неотъемлемой, существенной частью.
Источник: Э.А.Петросян, роман "Super 2", Москва, 2010г.

МЫСЛЬ-ПУСТЫШКА

Мысль, кажущаяся гениальной в измененном состоянии сознания или во сне, а также в особом настроении, - но на самом деле оказавшаяся ерундой.

ОТВРАТ-АРТ

Произведения искусства, призванные вызывать отвращение и подавлять сознание своей гнетущей тяжеловесностью.
Источник: Ежегодные смотры наиболее видных работ членов Союза Художников России, Москва, 2000-2010гг.

АВТОКРЕАТИВ

Художник, работающий только для себя и не имеющий четкой ориентации на внешнего потребителя его творчества. Творчество такого художника, как правило, является не культурным, а скорее экзистенциальным феноменом, направленным на осознание того, что возникает в глубинах его (художника) существа. Известность и коммерческий успех к подобным художникам в подавляющем большинстве случаев приходит после их смерти или не приходит вовсе. Однако их работы рано или поздно всегда находят своих ценителей.
Источник: Э.Петросян, манифест "Что за фигня: я до сих пор неизвестен?!", Москва, 7-ой круг реинкарнации, 3086г.

СРЕДА КАРТИНЫ, ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПАУТИНА, ГРАВИТАЦИЯ

Среда, в которой растворены визуальные границы картины, нередко выходящие за рамки самой картины. Также нередко средой картины называется ее гравитационное поле. Среду картины можно особенно явственно почувствовать после фильма, который произвел сильное впечатление. Под таким впечатлением можно ходить от нескольких минут до всей нескольких лет. У каждого художника - особая среда картин. Иногда в рамках одной картины наблюдается переход (и не один) из одной среды в другую и обратно. Именно среда является генератором энергии, присутствующей в картине и льющейся из нее.
Источник: Э.Петросян, А.Куросава, Путешествие из картины в картину, Париж-Мадрид-Глазго, 2005г.

ГАМБИТ

Платонические отношения с женщиной, которую очень хочешь именно физически, а также наоборот - сексуальные отношения с женщиной, к которой относишься чисто платонически.
Источник: Эмиль Петросян, Сб.статей "Хождение по мукам", Издательство Московского метрополитена, 2010г.

ФРАКТАЛ

Множество, бесконечно воспроизводящее себя в макро- и микромасштабе. Например, вид человека с телевизором, в который транслируется тот же вид с телевизором, в котором тот же человек с телевизором и т.д.
Источник: "Петросян - фрактал", материалы международной конференции в Институте Философии Российской Академии Наук, том 3, Москва, 2045г. (Выпуск в честь столетия победы в Великой Отечественной Войне).

ТАНТРОЛОГИЧЕСКАЯ МАНДАЛА

Перманентное самовоспроизведение тупости. Словосочетание заимствованно из поражающей своей тупостью книги о нумерологии. Основной особенностью данной книги являлось то, что из одной невыносимой тупости выводилась другая, еще более ошеломляющая тупость и т.д.
Источник: Эмиль Петросян, Учебник гармонии в сайенс-джазе, Глава "Тупость диез", тезис 354 "Собака эволюционирует вместе со своим питанием, а, следовательно, она прогрессивнее любого мыслящего человека", SMS в телефоне Nokia N97, 2010г.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРТИН

(термин И.Кабакова) В отличие от написания работ, метод работы с изобразительным материалом, допускающий выход за пределы полотна (тела) картины (произведения).
Источник: Э.Петросян, Белое как конец пути, рисунок на картоне, Москва, 1945г.

АРТ-СРЕДА

Комфорт социальный, духовный, бытовой, необходимый художнику для творчества.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ БЕЗДНА

Ужасающая пропасть между человеком прогрессивным (находящемся в постоянном познании мира и себя) и всеми остальными людьми.

МИНУС-СТАРТ, АНТИФОРА

Старт с минусовым временем, при котором чтобы дойти до начала отсчета, нужно некоторое расстояние уже пробежать.

3 СТАДИИ [ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА]

Различают три стадии жизни художника:
1) Гусеница. Среднестатистическая жизнь с полным набором явлений и ситуаций ей сопутствующих. Осознание этой жизни и подготовка к стадии кокона.
2) Кокон (черный ящик). Наиболее сложная и необъяснимая стадия, в процессе которой происходит активное самопознание (самозамыкание) и формирование художника.
3) Бабочка. Выход из кокона и трансформация в новое существо. Осуществление первого в своей жизни творческого полета. В дальнейшем, такие полеты становятся затяжными, а также вырабатывается острая необходимость (зависимость) их повтора. К сожалению, большая часть художников этой стадии не достигает, погибая в окаменевшем коконе.
Источник: Эмиль Петросян, "Как я жил в двухкомнатном коконе со всеми удобствами", репортаж из горячей точки, телеканал "ОКНО", Гамбург, 2001г.

ФЕЙК, ШЛАК, ПРОЙДОХИЗМ

Категория околохудожественных индивидов, расположившихся между твердой (признанной, конъюнктурной) культурой и маргинальной (непризнанной, нонконформистской). Представители фейка играют на два лагеря, подкармливаясь у арт-капитала и выдавая себя за оригинальных независимых художников. И являются, как правило, любимцами всяких творческих союзов, издательств, художественных академий и т.д. Они - "свои", несмотря на то, что ведут себя, на первый взгляд, довольно независимо. Вероятно, в силу того, что посещают нужные мероприятия и налаживают отношения с нужными людьми. Именно по отношению к ним фонды, издательства или академии могут проявить либерализм и опубликовать что-то странное и несколько нестандартное. Отличительная особенность фейка в том, что стоит где-нибудь в этих многочисленных серых конторах, призванных развивать культуру, зашуршать деньгам, - как эти фейки тут как тут.

33 СТУПЕНИ БЕЗУМИЯ

Количество испытаний, выпадающих на долю истинного художника в течение всей его жизни. К наиболее известным испытаниям можно отнести - несчастную любовь, отъезд из родного края, утрату друзей, творческий кризис, двойную жизнь и т.д.
В буддистской традиции - 33 ступени на лестнице к небу символизируют 33 шага к просветлению. В христианской традиции - 33 является магическим числом и свидетельствует о количестве прожитых Иисусом Христом на земле лет. В индивидуальной и социальной психологии - наиболее проблематичный возраст половозрелого мужчины, знаменующий собой начало кризиса среднего возраста.
Источник: Э.Петросян, Мироощущения с 8.00 30 сентября 2010г. по 02.45 1 октября 2010г.




To be continued…