Биля

Сергей Лебедев-Полевской
     Дочь давно просила у меня щенка. Я обещал ей подарить его на день рождения, а день рождения у неё завтра - 11 января.
     Саня, у которого был такой щенок, уже звонил утром: "Серёга, забирай ты его, а то отдам кому-нибудь".
     Я ответил, что приду за ним часам к двум. Действительно, какой смысл ждать до завтра. Да и Саню понять можно - полный двор скотины, а ещё три взрослых собаки и щенок. Пятерых он уже раздал, остался последний.
     Доделав собачью будку, я поставил её в самый тёплый угол сарая под сеновалом. Плотно набил сухим ароматным сеном, и утрамбовав его по углам, сделал внутри уютную норку.
     "Ну всё, - удовлетворённо подумал я, оглядывая просторный сарай, - места тут предостаточно. Лучше всякой вольеры. И тепло и светло - ему здесь понравится".
     Прежде чем отправиться за щенком, я зашёл в дом проверить дочерей. Дело в том, что мама уехала на неделю на курсы повышения квалификации (сегодня должна приехать), а девчонки были на каникулах и мне каждый день приходилось их чем-нибудь занимать, чтоб они, оставшись без присмотра, не ссорились.
     Услышав стук входной двери, они обе выбежали в прихожую и наперебой стали докладывать, кто что успел сделать за то время, пока меня не было.
     - Стоп, стоп, стоп, - еле сдерживая улыбку, прервал я. Присел на тумбочку и притянул их к себе. - Анюта пропылесосила все книги, протёрла посуду в стенке, полки и подоконники. Так?
     - Да, папа, мне осталось выпылесосить ковры и палас.
     - А ты, Танюша, помыла на кухне пол и почистила картошку? - я не спешил их хвалить, накапливая им трудовые баллы.
     - Да. А ещё свеклу, морковку и лук. Поставила на плиту. А яйца уже сварила.
     - Ну какие же вы у меня молодцы! - я крепче прижал девчонок к себе, искренне радуясь их расторопности и умелости.
     Танюшке завтра исполнится девять лет, а она уже всё-всё умеет по дому и сестрёнку учит тому, что знает. Ну как ей не подарить щенка. Анютка младше сестры на год и девять месяцев, но тоже старается, не отстаёт от неё. Это и ей тоже подарок. Пусть вместе ухаживают за щенком - кормят, выгуливают, играют.
     - Папа, тебе суп погреть? - совсем по-взрослому спросила Таня.
     - Девочки, давайте я сейчас отлучусь минут на двадцать, а когда приду, все вместе и пообедаем. Может быть, к тому времени и мама приедет.
     - Я как раз салат успею сделать.
     - А я допылесосю.
     - Вот и чудненько, - я поправил на них фартучки, поцеловал в карие глазки и вышел.
     Про щенка я специально не обмолвился ни единым словом, поскольку решил сделать этот подарок завтра в тот самый день рождения.
     Саня жил на соседней улице в четырёх минутах ходьбы. Так что, через двадцать минут, зайдя на обратном пути в магазин, мы с месячным щенком уже были в сарайке. Он оказался очень подвижным и весьма любознательным. Как только перекочевав из запазухи на пол, пёсик стал обследовать новую территорию и даже успел по-щенячьи неумело пометить дальний от будки угол.
     - Ух ты, какой молодец, - разговаривал я с ним, - настоящий хозяин.
     Реагируя на мой голос, щенок по-детски неуклюже повиливал своим хвостиком-килькой и растопырив короткие толстые ножки бегал по сарайке, обследуя стены, каждый угол и находящиеся тут предметы - дрова для титана, ящики и коробки, огородный инвентарь... Несколько раз залезал в свою новую будку, пахнущую сосновой смолой и свежим сеном. Обстоятельно, по-хозяйски возился там, вылезал с довольным видом и так же пару раз по-хозяйски тявкнул на меня. Дескать, я здесь жить буду.
     Накрошив в миску хлеба, залив его молоком, я поставил еду возле конуры и стал наблюдать, как он ест. По-смешному глубоко тыкаясь короткой мордочкой в дно блюда, он недовольно фыркал и снова тыкался в миску.
     В это время за дверью послышалось какое-то движение. Щенок оторвавшись от еды стал громко лаять в ту сторону.
     - Ах, какой молодец! - похвалил я его.
     Дверь с шумом и визгом отворилась, в проёме появились девчонки и застрекотали с порога словно сороки на базаре:
     - А мы тебя в окно увидели.
     - А я сразу догадалась, что ты под шубой прячешь.
     - Ой, какой весь беленький.
     - А какой он породы?
     - А можно я его на ручки возьму?
     - А сколько ему лет?
     - А как мы его назовём?
     - А давайте назовём его Билей. Он такой беленький.
     - А что, красивое имя Биля, - согласился я, - тем более ему очень подходит.
     Тут щенок снова оторвался от еды и опять стал лаять на девчонок, вихляя задней частью тела вместе с "килькой".
     - Ну вот, и ему понравилось своё имя, - улыбался я, - Ух, какой голосистый пёс!
     - Биля, - приговаривала Таня, гладя его по гладкой шёрстке.
     - Биля, - присоединилась к сестре Анюта.
     - Ну вы тут с ним поиграйте, а я покупки в дом занесу, - я взял пакет с продуктами, и довольный, что доставил девчонкам такую живую радость, вышел из сарая.
     Дома помыл руки, выложил продукты в холодильник, полюбовался чистотой и порядком, старательно наведёнными дочерьми - прошло не более пяти минут. Когда возвратился в сарай, застал девчонок в слезах и с криками. Толи Таня вырывала щенка у Ани, а та не отдавала, то ли наоборот...
     - Отдай мне, - ревела младшая.
     - Это мне подарили, - вторила Таня.
     - Дай я его подержу, - не сдавалась Анюта.
     - Отцепись, я сказала...
     - Папа, она не даёт мне Билю.
     - Ну-ка дайте его сюда, - вмешался я, - пока вы его не порвали, как грелку.
     Забрав напуганного щенка, я прижал его к себе и стал успокаивать.
     - А вы, быстро в дом. И по разным комнатам, - я был предельно строг, - Приду, будем воспитательную беседу проводить. А-ну, марш! Кому сказал?!
     Девчонки, всё ещё переругиваясь, так в слезах и ушли.
     "Ну ничего, - успокоил я себя, - пока идут, помирятся".
     Но, видимо, не в этот раз. Придя домой, они ещё больше разругались и сидя в верхней одежде, ревели на весь дом в два голоса от обоюдной обиды.
     Как раз в это самое время к ним пришла подружка Алёнка из соседнего дома.
     - Вы чо ревёте? - заглянула она в комнату из прихожей.
     Те, в слезах и соплях стали жаловаться подружке друг на друга:
     - Папа щенка принёс...
     - А Таня...
     - Анютка его схватила...
     - Ты сама ему чуть ногу не оторвала...
     Кроме слов "папа принёс" Алёнка ничего не поняла и спросила:
     - А где у вас папка-то?
     - У Били... - проголосили девчонки хором.
     - Как, убили? - растерялась Алёнка, не зная, зареветь вместе с ними, или сразу бежать, пока и её тут не убили.
     - Ну там, в сарае у Били.
     - Под сеновалом, - подтвердила Анюта, шмыгая носом.
     - Ничего себе, - у Алёнки со страху подкосились ноги и на глаза навернулись слёзы. - Девчонки, вы пока хоть под кровать спрячьтесь, а я пойду мамке скажу, - и пулей вылетела на улицу. Через пару секунд она вся в слезах кричала с порога матери:
     - Мама, мама, дядю Серёжу убили.
     - Как, убили? - не веря своим ушам, тихо переспросила Альбина, - Я же его полчаса назад видела...
     - Я же тебе говорю, убили, - на полном серьёзе ревела Алёнка.
     - Боже ж ты мой, - присела Альбина на табурет. - Кто тебе сказал-то?
     - Анютка с Танькой. Они сейчас дома сидят и ревут. Говорят папку убили в сарае. Он там под сеновалом валяется весь в крови.
     - Ты видела?
     - Да ты что, я так напугалась, еле ноги унесла. Вдруг убийца где-то прячется. Я и девчонкам сказала, чтобы они под кровать спрятались.
     - Надо было их с собой взять.
     - Я же тебе говорю, что так напугалась...
     - Вряд ли убийца будет кого-то ждать там. Иди к девчонкам, успокой их как-нибудь, а я вызову наряд милиции.
     - Я боюсь, ма.
     - Ну тогда иди на улицу и встреть тётю Любу, - Альбина посмотрела на часы, - Она как раз должна с автобуса идти. Скажи ей, чтоб срочно зашла ко мне, я ей в городе сумочку заказывала купить, - мать вытерла лицо дочери. - Только прошу, не реви, чтобы та не догадалась. А я её успокою.
     Когда за Алёнкой захлопнулась дверь, Альбина позвонила в милицию, рассказала дежурному всё, что услышала от дочери. Потом в "неотложку" - вдруг соседке понадобится медицинская помощь. После чего выпила валерьянки и стала звонить начальству моей жены, моим руководителям на работу, в сельский Совет и военкомат, знакомым...
     Надо заметить, Альбина по своей натуре, женщина деятельная - не одно мероприятие на селе не обходится без её участия, будь то чей-то юбилей, свадьба или похороны.
     В общем, все, с кем она разговаривала, заверили, что без внимания эту трагедию не оставят.
     Общественный механизм закрутился. Начались перекрёстные звонки между различными организациями и предприятиями. И через некоторое время было определено место на кладбище, заказаны венки, памятник и даже гроб с уточнёнными через военкомат размерами под мой рост. Уже писались прощальные речи...
     Алёнка потопталась возле дома, и не встретив соседку, преодолевая страх, вернулась к девчонкам в то самое время, когда мы, дождавшись мать, всей семьёй уже пили чай. Сначала девчонку охватил шок, когда она увидела меня. Но выяснив всё, мы всей компанией зашлись от хохота, то и дело повторяя:
     - Где папка-то?
     - У Били.
     - Как, убили? - и снова смех до слёз.
     Насмеявшись вдоволь, Алёнка вдруг спохватилась:
     - Ой, дядь Серёж, пойду я мамке-то скажу, что вы живы, а то ведь она весь район обзвонит.
     - Пойдём вместе, вдруг не поверит.
     Мы вышли на улицу и увидели столпотворение - милиция, "скорая", соседи... и Альбина, рассказывающая ужасы сегодняшней трагедии... А все, кто тут был, слушали, кто участливо покачивая головами, кто с сочувствием, кто с возмущением...
     Немая сцена продолжалась секунд тридцать...
     Потом жена весь вечер выслушивала по телефону соболезнования от подруг, от бывших одноклассников, от коллег по работе и знакомых, а мы с девчонками дрессировали Билю.
    
     На следующий день был накрыт праздничный стол, за которым собрались все, кто пришёл поздравить Танюшку с днём рождения.
     Мы, взрослые, поздравили дочь и удалились в другую комнату, дабы не смущать молодёжь. До нас то и дело доносилось:
     - А где папка-то?
     - У Били.
     - Как, убили?
     И детский смех разлетался по всему дому и вырывался в открытую форточку на улицу. Пешеходы, проходя мимо, оглядывались на окна и улыбались.
     После застолья ребятня шумной гурьбой вывалила знакомиться с Билей, а я в очередной раз снимал трубку телефона и в очередной раз говорил: "Не дождётесь".
     "Рано мне ещё на тот свет, - думал я, - Девчонок надо вырастить добрыми людьми, - и радовался, - вон они как Билю полюбили, - и смеялся, - "где папка"? "у Били".