О комплексной программе
восстановления государственности и равноправия
советских немцев
(Предложения по организационному плану работы )
I. Политические вопросы
1.Подготовить проект Указа (постановления, решения) Верховного Совета СССР о восстановлении государственности советских немцев: автономной республики, национальных районов, национальных советов.
2. Разработать предложения по обеспечению представительства советских немцев в Верховных Советах СССР, РСФСР, Казахской ССР по квоте автономной республики.
3. Подготовить проект по образованию Центрального Совета советских немцев с функциями национального правительства, а также республиканских, краевых, областных, районных, городских и сельских национальных Советов.
4. Образовать (временное) правительство Немецкой АССР.
5. Разработать меры по обеспечению лояльного отношения населения, проживающего сегодня на территории будущей Немецкой АССР, к идее ее восстановления.
6. Разработать срочные меры по обеспечению безопасности и предупреждению насильственного вытеснения немецкого населения, проживающего сегодня в Поволжье и других регионах страны.
7. Подготовить предложения по регулярному и максимально полному информированию советских немцев о ходе работы по решению их проблем, а также по формированию доброжелательного общественного мнения в стране по отношению к советским немцам и к необходимости восстановления их государственности.
П. Экономические вопросы
Концепция экономики будущей Немецкой республики должна быть, очевидно, разработана с учетом потребностей страны, профессионального состава советских немцев, их национальных черт и трудовых качеств, ожидаемой их численности в республике, экономических связей республики с другими регионами компактного проживания советских немцев, почвенно-климатических условий в республике, ее сырьевых ресурсов, а также предполагаемого интенсивного сотрудничества ее с немецкоязычными странами и возможности создания свободной экономической зоны. Решение экономических задач должно осуществляться на уровне мировых достижений с целью одновременного освоения передового опыта и новейших технологий, и распространения их затем на другие регионы страны. Это предполагает самое активное участие немецкоязычных стран и западных фирм как в разработке комплексных и отраслевых проектов, так и в их реализации.
Исходя из этого:
1. Подготовить проект создания науко- и трудоемкой промышленности с долговременным спросом на продукцию: радиоэлектронная, точная механика, медицинское оборудование, малая механизация и инструменты, бытовые приборы, а также легкая промышленность - швейная и обувная.
2. Разработать проект развития сельского хозяйства с различными формами собственности (фермерство, кооперативы) и с современной перерабатывающей промышленностью.
3. Разработать проект комплексной транспортной системы, включая систему современного техобслуживания.
4. Подготовить проект жилищного строительства, с учетом национальных традиций (на селе 1-2 этажные дома, в городе 1-3 этажные дома, не повторяющиеся по типу и отделке; материал: кирпич и черепица) и различных климатических зон (в самой республике, национальных районах Сибири, Казахстана).
5. Разработать проект системы социально-бытового обслуживания.
6. Разработать проект системы здравоохранения.
7. Разработать проект системы торговли.
8. Разработать меры по обеспечению переезда советских немцев в
будущую республику (планомерно, по мере готовности жилья и рабочих мест, переезд за счет государства, сдача при переезде оставляемых квартир, выплата стоимости домов, ссуды на строительство жилья и устройство в республике, и т. д.).
Ш. Образование, культура
Учитывая отсутствие у советских немцев в течение полувека национальных школ, вузов, учреждений культуры, слабую развитость средств массовой информации, книгоиздания, утрату большинством советских немцев родного языка, а также определяющую роль сегодняшнего состояния образования и культуры в причинах выезда советских немцев, представляется необходимым разработать проект такой системы образования и культуры, который обеспечил бы их возрождение в максимально сжатые сроки, компенсировав недоданное этим сферам за 50 лет. Это предполагает выделение гораздо более значительных средств на эти сферы, чем требуется в нормальных условиях.
1. Разработать проект системы образования и науки, предусматривающий их интенсивное восстановление до уровня сегодняшних задач как в будущей Немреспублике, так и в местах сегодняшнего комплексного проживания советских немцев. Предусмотреть в проекте:
а) Систему дошкольных учреждений, с обеспечением равного освоения немецкого и русского языков.
б) Систему школ с преподаванием на двух языках, обеспечивающим равное владение ими.
в) Вузы с преподаванием ряда дисциплин на немецком языке.
г) Немецкий университет.
д) Подготовку и выпуск учебников для немецких школ.
2. Разработать проект создания сферы национальной культуры, исходя из ее практического отсутствия у советских немцев. В нем предусмотреть:
а) Систему дошкольного обучения (в детсадах - с музыкальным, художественным, эстетическим уклоном).
б) Систему музыкальных школ, художественных, театральных училищ, института культуры.
в) Строительство музеев изобразительного искусства, художественных галерей, выставочных залов, музея народного творчества.
г) Строительство системы библиотек и читальных залов.
д) Строительство Немецкого и Русского драматических республиканских театров.
е) Строительство театра оперы и балета.
ж) Строительство консерватории.
з) Создание филармонии, строительство Концертного зала с органом.
и) Систему клубов, Домов культуры, кинотеатров, видеозалов, струнных и духовых оркестров (всегда популярных у советских немцев).
IV. Средства массовой информации, книгоиздание
Создать при Центральном Совете советских немцев Центральное книжно-журнальное издательство советских немцев, сконцентрировав в нем издание:
а) центральной газеты на немецком языке «Нойес лебен»;
б) центральной газеты советских немцев на русском языке (создать);
в) центрального литературно-художественного и общественно-политического журнала советских немцев «Хайматлихе вайтен» (увеличив его периодичность с двух до 4-6 номеров в год);
г) центрального литературно-художественного и общественно-политического журнала советских немцев на русском языке (создать);
д) издание книг советской немецкой литературы и для советских немцев на немецком и русском языках;
е) выпуск учебников и учебных пособий для немецких школ.
2. Создать республиканские, районные газеты на немецком и русском языках в республике и в национальных немецких районах.
3. Обеспечить приобретение и использование учебных, познавательных, культурных и иных кино- и видеопрограмм немецкоязычных стран.
4. Создать (в кратчайшие сроки) съемочные теле- и киногруппы для подготовки оперативной телеинформации, а также для создания хроники огромной работы в масштабах государства по возрождению государственности советских немцев, их культуры и языка.
V. Кадры
В связи с почти полным отсутствием у советских немцев национальной интеллигенции (т.е. интеллигенции в сфере национальной культуры и языка, а также специалистов других сфер знаний, владеющих немецким языком) и исключительно важным значением возрождения национальной культуры, языка для предупреждения дальнейшего роста выездных настроений, а также чрезвычайно тяжелым положением в сфере национальной культуры и языка, предстоит очень большая работа по подготовке национальных кадров, способных решить все эти проблемы. В зависимости от предстоящих задач подготовка их должна дифференцироваться, с одной стороны, по срочности, с другой - по формам. Кадры предстоит привлекать как из числа советских немцев, так и из числа специалистов страны вообще, а также из немецкоязычных стран.
К наиболее срочным задачам относятся:
1. Подбор специалистов из различных сфер знаний и отраслей народного хозяйства из числа советских немцев и направление их в немецкоязычные страны для ознакомления с передовым зарубежным опытом, прохождения там курсов повышения квалификации с целью применения полученных знаний в процессе восстановления Немреспублики (Количество: 1000-1500 человек).
2. Организация подобных курсов для специалистов в нашей стране, с привлечением для их обучения специалистов из немецкоязычных стран. (Также 1000-1500 человек).
3. Привлечение специалистов-представителей различных фирм из немецкоязычных стран для непосредственного участия в разработке и реализации проектов восстановления Немреспублики.
4. Приглашение большой группы воспитателей дошкольных учреждений, школьных учителей, преподавателей вузов для работы в течение нескольких лет в Немреспублике.
5. Приглашение специалистов-работников средств массовой информации (радио, телевидения, газет, книжных издательств) для оказания необходимой помощи в организации и работе этих средств в республике.
К более долговременным задачам относятся:
1. Побор большой группы юношей и девушек из числа советских немцев (2-3 тысячи человек) и направление их для обучения в вузы немецкоязычных стран.
2. Подбор такой же группы советской немецкой молодежи для целевого обучения их в вузах нашей страны с интенсивным курсом немецкого языка и последующей стажировкой (или обучением на последнем курсе) в немецкоязычных странах.
3. Организация (в дальнейшем) системы регулярной подготовки специалистов в вузах республики, страны, в немецкоязычных странах.
Примечание: Представляется целесообразным готовить кадры в максимально возможном количестве - не только для выравнивания интеллектуально-профессионального потенциала советских немцев с потенциалом других советских народов, но и для предупреждения роста выездных настроений. А главное - эти специалисты существенно пополнят такой потенциал всей страны и могут быть со временем использованы как в других регионах, так и в сфере сотрудничества нашей страны с немецкоязычными и вообще зарубежными странами.
VI. Политическая работа в процессе переселения в Немреспублику
Отсутствие межнациональных конфликтов и согласованность интересов советских немцев и представителей других национальностей в Немреспублике является важнейшим условием ее восстановления.
Представляется необходимым:
1. Разработать специальную программу по работе с населением, проживающим сегодня на территории будущей Немреспублики. Предусмотреть в ней:
а) информирование населения об истории, сегодняшнем положении, обычаях, традициях советских немцев;
б) дифференцирование в представлении местного населения образа советского немца и образа врага (фашиста, гитлеровца);
в) нейтрализация части местного партийно-хозяйственного актива, выступающего против восстановления Немреспублики исходя их личных и узко-групповых интересов;
г) разъяснение местному населению положений программы восстановления Немреспублики;
д) показ конкретных улучшений условий жизни и труда, которые принесет с собой восстановление Немреспублики;
е) твердые гарантии неущемления их прав, самостоятельного решения всех вопросов, связанных с сохранением существующего уклада жизни, национальной культуры, употреблением родного языка, и т.д.
ж) возможность, как крайний случай, для каждого человека, не желающего оставаться на территории будущей Немреспублики, выезда оттуда за счет государства с предоставлением ему квартир, домов, освобождающихся в результате переезда советских немцев в республику. Широкий выбор географии, а также возможность улучшения в результате переезда своих жилищных условий может практически полностью снять протесты против автономии и сделать для каждого желание остаться в республике осознанным и свободным.
2. Разработать программу по работе с немецким населением, прибывающим на территорию будущей Немреспублики. Предусмотреть в ней:
а) выявление советских немцев, желающих переехать в республику из различных регионов страны;
б) составление графика их переезда и ознакомление их с ним;
в) информирование об условиях переезда;
г) беседа со всеми по прибытии о недопустимости конфликтов с местным населением;
д) размещение с учетом пожеланий, профессий, возможно и с учетом диалектов, на которых они говорят;
е) широкое освещение в республиканской, центральной немецко- и русскоязычной печати, по радио и телевидению процесса восстановления Немреспублики;
ж) разработать (возможно, с этого начать) положение о переезде советских немцев в республику (права, условия, пособия, сроки) с информированием об этом советских немцев через средства массовой информации.
Подготовлено совместно с проф. В.К. Фальцманом, Москва
(10.02.1989)