Когда женщина заменяет мир

Александр Самоваров
Женщина может заменить мужчине остальной мир? При определенных обстоятельствах может. Читаю Набокова, ему явно помогала жить и выжить жена – Вера Евсеевна Слоним. Набоков весь опрокинутый в прошлое, в Россию,  а он там и жил-то всего в детстве и юности, весь остальной мир – Вера Евсеевна. Набоков не пишет, он медитирует, он рисует. Его книги можно издавать так, вот несколько страниц текста и под ними подпись, как под картинкой, например, в «Защите Лужина», первые страницы текста, а под ними всего одна строчка – мальчик не хочет учиться в школе! Остальное – это словесные рисунки.

Набоков уходит в это рисование на всю жизнь, собственно, есть это рисование, а для всего остального – только Вера Евсеевна Слоним.

Можно сказать, что Набоков слабый, отсюда такая роль женщины, а Слоним сильная еврейка. Но вот пример наоборот.  Маршал Жуков был женат на еврейке, после войны у него русская жена. И после падения Жукова в 1957 году, у него уже ничего нет, только жена, он изолирован от мира, даже его «Воспоминания…» это пример изощренного издевательства над ним, ему туда напихали кучу цитат из Ленина и документов КПСС, их там не меньше, чем в учебнике.

Жена, и ничего больше у него нет. И он живет, оказывается, это тоже не мало даже для маршала. Врачи говорили, что с его организмом он должен был жить до 100 лет, но умерла жена, которая была намного его моложе, он пришел в палату (он в это время лечился в этой же больнице), встал перед ней на колени, и так стоял два часа. Она была ему всем, она была ему знаменем и родиной. И потом сам скоро умер.