Маска, которую мы носим

Талами Азимов
 
    Мы сидели на парапете высоко над оживленной улицей. Разглядеть выражение его лица мешала маска. Мне показалось уместным спросить его:
    – Почему вы носите маски?
    – Добро должно быть анонимным. Иначе появляется соблазн ждать чего-нибудь взамен.
    – Но ведь они – та сторона, тоже носят маски?
    – Все мы носим маски – это факт…
    – Я бы не стал обобщать, на простых людей это не распространяется.
    – Что? Говоришь, что не носишь? Говоришь, что естественный и открытый? Да брось. Ты лукавишь! Или заблуждаешься…
    Я удивился его неожиданно бурной реакции.
    – По-моему, в нет ничего необычного в том, что люди не носят масок.
    – Ты так уверенно говоришь, что спорить лишь терять время. Придется тебя переубедить по-другому. – сказал он.
    Видимо «пунктики» есть даже у них.
    – А какие способы есть?
    – Покажу на примере. Никуда не торопишься?
    – До пятницы я совершенно...
    – Побуду для тебя джином. Или феей, -сказал он и принял довольно дурацкий вид — с пародией на полупрозрачную юбку фей, вроде балетной пачки.
    – Ага, толстым феем.
    – Можешь меня так и называть, - улыбнулся он – Готов?
   
    Мы оказались в кафе на углу одной из центральных улиц. За большим окном без штор отлично было видно уличное движение. Было позднее будничное утро.
    – Как определить носят ли все эти люди маски, – риторически спросил Фей.
    – В голову приходят только фантастические идеи.
    – Озвучивай смело, ты имеешь дело с опытным феем.
    – Давай так, вон у прилавка стойка с очками. Хочу, чтобы надев очки, я видел людей так, как они себя представляют.
    – Готово.
    – Откуда ты знаешь, какие очки я выберу?
    – Дело не в очках.
    Я сходил к стойке у прилавка и сев за стол, решил попробовать очки на Фее.
    Никакого эффекта. Либо он выглядел именно так, каким хотел казаться.
    Фей угадал мои мысли:
    – Я уравновешенная личность. Очки работают. Попробуй на официантке.
    Официантка, миловидная девушка, разговаривала с посетителем, средних лет мужчиной в коричневой кожаной куртке. Мужчина стоял так, словно застрял на слове «Пока!» Официантка часто поправляла прическу.
    Втайне надеясь, что они не работают, я надел очки.
    Ну и нос. Такой горбинки нельзя было заметить без очков. Чуть безобразная фигура. Однако самым замечательным, если конечно не считать шикарных ножек, были волосы - целый водопад струящейся мечты.
    Я снял очки. Горбинка на носу была незаметной, не укажи пальцем, никто б не заметил. Фигура как фигура. Прическа и вправду неплоха, но чудных переливов не было видно.
    Пока я наблюдал за блондинистой официанткой, Фей наблюдал за мной.
    – Ну как, - спросил он, - работает?
    – Неплохо.
    – Давай перейдем к главному. Присмотрись к ней внимательней, смотри в глаза.
    Я снова одел очки. Словно почувствовав, что за ней наблюдают, она посмотрела на меня. Почти все было прежним, кроме глаз. Выражение было замечательно привлекающим, я стал тонуть. Такая милая улыбка...
    Стоп. Я снял очки. Наваждение пропало. Желаю удачи в замужестве, милая.
    – Ну вряд ли это можно назвать маской, - я начал вяло спорить, в ответ на незаданный вопрос.
    - Не согласен. Впрочем, тут мы можем сделать скидку – цель благая.
    – Давай попробуем на людях посложнее.
   
    Мы были в каком-то офисе крупной компании, точнее в большой немноголюдной приемной. Обстановка дышала большими деньгами и неискренностью.
    Дурацкую газовую юбку Фея сменил дорогой костюм. Я собрался было укорить его своим затрапезным нарядом, как заметил, что тоже имею весьма респектабельный вид. Напротив, в кресле, ожидал приема тип в бордовом галстуке с надменным выражением лица. Секретарша не обращала на нас никакого внимания, как и на остальных посетителей.
    Решив попробовать на типе напротив, я надел очки.
    Он явно переоценивал себя. Не столь изящная осанка, не так грозно сдвинуты брови и плечи узковаты. Блестящая, словно кукла, секретарша, приветливо улыбаясь, пригласила его войти в кабинет. После того, как тип горделиво вошел, она сменила выражение лакированного лица важное и занятое. Лицемерие, принятое в деловых кругах, сквозь очки приобретало гротескную форму.
    Я сказал:
    – Здесь противно.
    – Попробуем место, где можно увидеть сразу много разных людей, - предложил Фей.
   
    Мы оказались на площади. Сидя над входом в метро, наблюдали за потоком спускающихся и поднимающихся по мраморной лестнице прохожих. Мне казалось, если я увижу людей так, как они бы хотели чтобы их видели, мир оказался полон прекрасных людей. Но я ошибся. Я сильно ошибся.
    Погруженный в свои наблюдения, я долго не обращал внимания на Фея.
    Вспомнив о нем, обернулся и увидел пытливый взгляд.
    – Ну, хорошо. Похоже, люди и в самом деле хотят показать себя иначе, - сказал я.
    Фей не сразу ответил, смотрел куда-то вдаль.
    – Знаешь, маски носят по-разному.
    Я молчал: ждал, к чему он ведет.
    – Смотри, - Фей указал на угловатого юношу, - кого ты видишь?
    – Ботаника какого-то. Сгорбился так, словно ждет подвоха от чего угодно.
    – Неуютно чудакам. В школе наверняка его донимали всякие бездельники.
    – К етому то возрасту можно было научиться постоять за себя...
    – Посмотри сквозь очки, – прервал меня Фей
    Все же удивительно – как можно не любить себя до такой степени. Парень видел себя просто ничтожеством. Видно, что не ждал от мира ничего хорошего и привык к этому.
    – Ведь и это только маска, - сказал Фей.
    – Разве? – спросил я, – тебе жаль его?
    – Конечно. Знаешь, ведь в своем деле равных ему не найдется во всем его институте. Да только мало кто об этом знает.
    – Началось... Чего б ты хотел, чтобы я сказал? Я не могу ему ничем помочь.
    – Ты сам так решил.
    – Да нет же. Тебе легко так рассуждать, с твоими способностями. Их таких много, на всех жалости не хватит.
    – Причем тут способности?
    – Иначе как мне что-то изменить? Как разбудить в нем самоуважение?
    – Легко – достаточно сорвать маску. Смотри!
    Толстый Фей побежал вслед студенту.
    – Молодой человек!
    Парень обернулся, по взгляду было видно, что ничего хорошего от нас он не ждет.
    – Я прошу прощения, что вот так отвлекаю вас прямо на улице. Но, боюсь, другого шанса у меня не будет, - Толстый Фей был само дружелюбие.
    Парень ничуть не оттаял:
    – В чем собственно дело?
    – Борис? Марченко? Я, конечно, могу обознаться… Прошу вас не удивляться, на форуме кодеров как-то раз видел ваш анализатор ключей – один самых изящных способов. Как вам удалось так удачно формировать реестр значимости зависимостей?
    – Всего лишь пару месяцев анализа результатов обработки данных, прямого перебора, нудная работа, но иногда без нее не обойтись. Извините, но у вас, кажется, преимущество…
    – Ну конечно, прошу прощения. Ваш тезка – Борис. Борис … э… Феин.
    – Очень приятно, - студент пожал протянутую Феем руку.
    – Рад знакомству! У вас очень неудачное фото в анкете, в жизни вы гораздо представительнее, тезка.
    – Спасибо! – улыбка тронула уголки губ студента.
    – Криптография мое хобби, так случилось, что не смог зарабатывать математикой на жизнь. Но студенчесских увлечений не бросил. Я почему решился злоупотребить вашим временем – уже давно у меня никак не вытанцовывается один алгоритм, не могу ранжировать по значимости зависимости. Запутался в структуре…
    Фей, поглощенный разговором, оказывается не забыл про меня. Незаметно сделал знак, и я одел очки. Юноша изменился. Сердечный, умный мальчик. Выросшее тело больше не было помехой для него. Приосанившись, студент с удовольствием жестикулировал. Глаза горели – ведь разговаривали о чем понятном и близком.
    Студент с сожалением посмотрел на часы.
    – О, я понимаю, - снова зачастил фей, - давайте на форуме обменяемся координатами, и возможно за кружкой пива как-нибудь поговорим об этом. Я угощаю!
    – Думаю, это можно устроить, - сказал студент, - рад был знакомству.
   
    – Криптография? – спросил я.
    – Понятия не имею, что это. Как видишь, снять маску несложно. Люди, отдающие себя любимому делу, в повседневной жизни вынуждены относится ко всем с предубеждением, и чаще всего это оправданно.
    – Если и так, нашей вины в этом нет.
    Толстый Фей устало посмотрел на меня и отвел взгляд.
    – Наша вина здесь не причем. Это нам нужно, чтобы такие как он не носили масок. Ведь на таких как он, маски наоборот - внешней стороной внутрь. Так, что за его маской не видно нас с тобой.