Павел Петрович

Павел Белик
  Случалось мне во время срочной службы ездить в Ленинград.
  От нас это было чуть больше ста километров. А служил я, надо сказать, отлично! Возил генерала на «Волге». Давно это было, и Волга была не в  пример нынешней, хотя и не хуже. Газ-21называлась.
  Отличная машина. Одних точек смазки более сотни. Каждую неделю одевай комбинезон и под машину, иначе не поедет.  Иначе заклинит что-нибудь. Вот рессора например. Она крепилась одним концом впереди, а другим сзади на шарнире. Впереди на двух бронзовых втулках, сзади на четырёх и каждую, поди, не смажь, гибель, заклинит так, что ехать невозможно, особенно с генералом, капризничает.
  А в передней части машины было столько этих мест, что без специальной инструкции и не подходи, карта смазки называется. На ней всё указано: каким маслом, где, чем и сколько смазывать, не ошибёшься. Но машина хорошая, надежная, если ухаживать. Это сейчас такие, что только руль крути, раньше каждая машина ещё и душу имела, требовала к себе уважения, заботы. Трудно, конечно, но и любви больше, обстоятельно всё, не хухры-мухры. Хотя и сейчас не плохо.
 
  Поездка в Ленинград, как праздник.
  Так будни. День на день похожи, и не вспомнишь, чем друг от друга отличаются. А тут целое приключение. И повод всегда какой-то особенный.  То комиссия из центра приедет, то друзья с родины к моему командиру неожиданно нагрянут. Поди им, объясни как до нас добраться. До Ленинграда-то каждый может. А дальше?  Тут я их и встречаю.   
 
   Мне нравилось очень, особенно если поезд или самолет задерживались неожиданно. На этот случай мы с сопровождающим офицером должны были ночевать в гарнизонной гостинице, но я-то ведь местный, я-то с Питера, вот и ночевали у меня дома.

  Ох, и сказочные были денёчки! Форму снимал сразу, исчезал с друзьями, не помню куда! А офицер? Он с  мамой чай на кухне пил. Она его отвлекала, что б не ругался. Отличная у меня мама была. Всех любила, и её все. Святой человек, наверное, не мне судить. К ней многие ходили просто так и за советом тоже.
 
  Вот и тогда, приехали мы на аэродром, но самолет не задержали, машину мою пропускали на летное поле к самому трапу. Так положено для высшего командного состава. Вышел какой-то генерал, с ним сопровождающие. Расселись по машинам, генерал ко мне, рядом устроился на переднее сидение. Поздоровались, я сказал: «Здравия желаю», научился уже, едем. Генерал рядом. Оглядывается, дорогу смотрит. Молчит.  И я молчу, мне без команды говорить не положено. А он тут и замечает:
   
   - А что, - говорит, - давно ты тут служишь?
   - Давно, - говорю, - год скоро.
   - И что? Знаешь тут что-нибудь?
   - Ну как же, - говорю, - я жил здесь до службы.
   - Ах вот оно как? Так покатай нас по городу, покажи, что знаешь!
 
   Ну мы и поехали. Показал Зимний, Петропавловку, Лебяжью канавку, много чего, любил я город. Это Петр Первый, Медный всадник называется, это Театральная площадь и памятник Римскому-Корсакову, это Нарвские ворота. Едем, разглядываем.  Дальше нам поворачивать налево, уже на выезд из города, так я возьми и скажи:
   -А вот там километра три вперед, Павел Петрович жил.

     Повернули. Едем дальше. Молчим, город кончился, загородные постройки пошли, интереса меньше.
   
   Но чувствую что-то не так. Всё было шумно, естественно, весело, если что надо генералу, он оборачивался и спрашивал у своих попутчиков, сидящих сзади не понижая голоса, а  тут притих как-то.  Оборачивается через другую сторону, шепчет что-то. Ну думаю, сморозил я явно  не то. Жду. Еду аккуратно, ничего не комментирую.  Проходит какое-то время и один из сопровождающих, чином помладше, обращается ко мне:
   
   - Скажите, кто там жил?
   - Павел Петрович, - отвечаю.
   - Это кто? Фамилия, его, какая? - Вновь интересуется.
   - Фамилия, говорю простая, фамилия, говорю, Горелик, а Павел Петрович это я и есть.  До службы там жил. Демобилизуюсь, там и буду жить дальше. Где жить- то, как ни с мамой, теперь она одна там живет.
   
   Ехать нам ещё надо было не меньше сто километров, по тем временам часа два будет. Так эти два часа были одними из лучших в моей жизни. Было не так, как я ожидал, было очень приятно, говорили  обо мне: где  я жил, как я жил, что я делал, что собираюсь, гвоздь поездки и только. Надо сказать,  далеко не каждый день такое бывает. Очень понравился генерал мне тогда, веселый, общительный. Да и остальные офицеры тоже.
 
   Прошёл месяц, или больше, снова выпало ехать кого-то встречать. Мне всегда это нравилось.  Ехал, как на праздник. Так же к трапу самолета, через все летное поле. А генералы, надо сказать, все одинаковые, когда в форме, только погонами и отличаются. И  этот, новый ни чем не отличался от остальных, весёлый, общительный. Вышел также с сопровождающими.   Но раньше я его не видел точно, да и видеть не мог, не так уж часто к нам генералы приезжали.
   
    А он сразу ко мне:
   
   - Здравствуйте Павел Петрович! - И руку жмет.
     Я растерялся даже - Покажете город? 
   
    Ехали шумно, разговаривали весело, проехали везде, где возможно, всё посмотрели, мне уже с генералами не боязно стало. Он сказал, как его зовут:  и имя, и отчество, и фамилию свою назвал. Фамилию ещё, если постараться,  могу вспомнить, польская какая-то, красивая, длинная, а звать  уже не помню как.
   
    Однако то, что я «Павел Петрович», думаю, он  запомнил  навсегда.