Авторское свидетельство СССР 1792907

Артур Ефимович Гольберт

       АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО СССР



СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ СССР ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
(ГОСКОМИЗОБРЕТЕНИЙ)


АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО № 1792907


На основании полномочий, представленных Правительством СССР, Госкомизобретений выдал настоящее свидетельство на изобретение:
«УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ ОТ НАПУСКА КАНАТА»

Автор (авторы): Гольберт Артур Ефимович

Заявитель: он же

Заявка № 4914332 Приоритет изобретения 25 февраля 1991г.

Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений СССР
8 октября 1992г.
Действие авторского свидетельства распространяется
       на всю территорию СССР.


ПЕЧАТЬ Председатель Комитета (подпись)
Начальник отдела (подпись)


СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)



(19) SU (11) 1792907 A 1

(51) 5 В 66 В 5/12
 

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ


(21)4914332/11
(22)25.02.91
(46)07.02.93. Бюл. № 5
(75) А. Е. Гольберт
(56) Авторское свидетельство СССР
№1062161, кл.В. 66 В 5 / 12, 1982.

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ШАХТНОЙ
ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ ОТ НАПУСКА КАНАТА

(57)Использование: в подъемно-транспортном машиностроении,
в частности в устройствах для защиты шахтной подъемной установки
от напуска каната при заклинивании клети в стволе.
Сущность изобретения: устройство содержит парашютный ловитель 1
Клети с тормозными канатами 2, соединенными посредством муфт 3
с амортизационными канатами 4. Устройство имеет датчик 5 измерения
натяжения, установленный в копре на тормозном канате 4 ниже
соединительной муфты, и блок 6 контроля силы тяжести каната и клети,
 связанный с датчиком 5. 1 ил.

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и может быть использовано, например, для защиты шахтной клетьевой подъемной установки от напуска каната при заклинивании клети в стволе.
Известно устройство для защиты шахтных подъемных установок от напуска каната, которое содержит контрольные канаты, соединенные с подъемными сосудами, обводные блоки, кинематически связанные с датчиками скорости, подключенные через элемент сравнения к системе управления подъемной машиной.
Недостатком этого устройства является громоздкость вследствие необходимости дополнительного расположения в стволе шкивов и контрольных канатов по всему пути движения сосуда. При этом колебания контрольных канатов, вызванные движением сосуда, могут привести к аварийной ситуации в результате схода контрольных канатов с обводных блоков.
Ближайшим техническим решением к заявляемому является устройство для защиты шахтной подъемной установки от напуска каната, содержащее парашютный ловитель клети с тормозными канатами, соединенными с амортизационными канатами посредством соединительных муфт.
В устройстве имеется блок контроля перемещений, фиксирующий протягивание амортизационных канатов в канатно-винтовом амортизаторе и приводящий к срабатыванию исполнительного блока.
Недостатком известного устройства является его неработоспособность в случае зависания клети, движущейся с относительно малой скоростью, из-за отсутствия перемещения амортизационных канатов в результате недостаточного динамического усилия (практически статический режим), необходимого для протягивания упомянутых канатов в канатно-винтовых амортизаторах. Кроме того, коррозия поверхности контакта амортизационного каната и амортизатора, а также возможное оледенение свободного конца амортизационного каната приводит к снижению чувствительности амортизаторов. Указанные недостатки обуславливают низкую надежность описанного устройства.

Целью изобретения является повышение надежности срабатывания устройства защиты и расширение его функциональных возможностей.
Поставленная цель достигается тем, что устройство для защиты шахтной подъемной установки от напуска каната, содержащее парашютный ловитель клети с тормозными канатами, соединенными с амортизационными канатами посредством соединительных муфт, снабжено датчиком измерения натяжения, установленным в копре на тормозном канате ниже соединительной муфты и блоком контроля силы тяжести каната и клети, связанным с упомянутым датчиком.
На чертеже представлена схема устройства.
Устройство содержит парашютный ловитель 1 клети, тормозные канаты 2, соединительные муфты 3, амортизационные канаты 4, датчики 5 измерения натяжения, блок 6 контроля силы тяжести каната и клети.
Устройство защиты работает следующим образом.
При зависании клети в стволе на тормозных канатах 2, срабатывает парашютный ловитель1, и происходит частичная передача силы тяжести клети тормозным канатам, что фиксируется магнитоупругим или тензодатчиком 5, реагирующим на изменение натяжения. При этом натяжение тормозного каната 2 возрастает, следовательно, увеличивается сила тяжести, величина которой регистрируется блоком 6 контроля.
В статическом режиме датчик 5 и блок6 контроля фиксируют силу тяжести только тормозного каната 2.
При зависании клети к этой величине прибавляется, по меньшей мере, часть силы тяжести клети. При этом в отличие от прототипа, передача силы тяжести клети может происходить независимо от скорости ее движения, а также независимо от того, протянулись или нет амортизационные канаты в канатно-винтовых амортизаторах, которые подвержены коррозии, оледенению и другим неблагоприятным воздействиям.
Предлагаемое устройство по сравнению с прототипом обеспечивает более надежное срабатывание защиты и расширение функциональных возможностей за счет обеспечения работоспособности устройства, как на малых, так и больших скоростях движения подъемной установки, а также при различных неблагоприятных условиях.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
Устройство для защиты шахтной подъемной установки от напуска каната, содержащее парашютный ловитель клети с тормозными канатами, соединенными с амортизационными канатами посредством соединительных муфт, ОТЛИЧАЮЩЕЕСЯ тем, что с целью расширения функциональных возможностей, оно снабжено установленным на тормозном канате под соединительной муфтой датчиком измерения его натяжения и блоком контроля силы тяжести каната и клети, связанным с упомянутым датчиком.